Слепая бабушка

Началась настоящая зима. По мнению моих детей, настоящая – это не когда первое декабря. Это когда снег выпал. Уже два дня, как выпал снег. Как всегда в нашем городе, сначала это очень красиво, а потом начинает таять. Я смотрела с замиранием сердца на +2, переживая, что выпавший снег может растаять, а значит, зима для моих детей закончится.

Но нет, сегодня приморозило. Все, что не успело растаять, схватилось льдом. Когда я вышла на улицу, сыпал новый мелкий снег. Как бы извиняясь за недавнее потепление, он старался прикрыть серо-белую замерзшую кашу на дорожках. Пока у него получалось только ввести в заблуждение пешеходов, скрывая самые опасные и скользкие места.

По дорожке к магазину шла бабушка. Она слепая, ходит с палочкой и в очках с затемненными стеклами. Иногда я встречаю ее в наших окрестностях – в магазине, на аллее. Она идет, обстукивая бордюр палочкой. Спокойно и неспешно она преодолевает все неровности пути, знакомого много лет. Ей, наверно, помогает обострение всех других чувств – слуха, равновесия, осязания. Иногда вижу ее в сопровождении соседей; продавцы выводят ее по ступенькам магазина, направляя на нужный путь. Когда овощами у нас на улице торговала Инна, она всегда обслуживала эту слепую бабушку без очереди, а потом помогала развернуться и выбрать направление к дому.
Сейчас бабушка шла одна, и я вдруг подумала, что это очень опасно – идти по скользкой дороге, не видя ее. Даже моя бабушка, которая еще прилично видит и ходит, и то жалуется и боится. Мгновенно я решила ей помочь.

- Давайте я помогу вам, скользко же.
- Давайте, - согласилась она, - а то снега нападало, трудно палочкой искать бордюр.

Я взяла бабушку под руку. Знаете, это было удивительное чувство, что тебе доверились, доверились полностью. Каждый обычный человек при общении с незнакомыми окружающими стремится держать дистанцию; у кого-то она больше, у кого-то меньше. А эта слепая бабушка, взяв меня под руку, словно отдалась вся во власть мне. Это было своего рода смирение; она охотно положилась на меня, мои глаза, мои руки, мою волю.

- Я уже несколько дней не выходила, а сегодня думаю, нет, надо выйти, - продолжала бабушка, - у меня мама последнее время все дома сидела, ноги болели. Я ей говорю, мам, мол, выйди, а она – да я уже по квартире походила.
- Да, да, надо двигаться, хоть понемножку, - поддакнула я.
- А купаться любила, - продолжала бабушка о своей маме, - каждый день, бывало, тащу ее в ванную. А она тяжелая. Пока дотащу. Потом обратно.

Так мы дошли до магазина. Удивительно, как много можно рассказать за пятьдесят метров, если не торопиться. Спустились по ступенькам.

- Куда вас отвести? – спросила я, потому что наш магазин претендует на роль универсального и торгует практически всем понемногу.
- Сначала к хлебу, - ответила бабушка, - кто здесь сегодня? Вита?
- Нет, не Вита, другая, такая, молоденькая, волосы черные, - ответила я.

Виту я знаю, она всегда не прочь поболтать с моими детьми. У нее внучка примерно их возраста, кроме того, мои дети всегда проявляют себя как активные и адекватные покупатели. А «новенькая» работает недолго, хотя, пожалуй, уже достаточно, чтоб я с ней познакомилась. Стало почему-то неловко, что я еще не знаю ее имени.

- А, Таня? – пристыдила бабушка меня еще больше своим вопросом.

Я уже хотела оставить бабушку у прилавка, как задумалась об обратном пути.

- Как же вы назад доберетесь?
- Ну как, потихоньку.
- Я вам помогу, подожду вас на выходе, - пообещала я.

Я скупилась в овощном отделе, сильно отяжелив свой пакет, потом добавила молоко и вышла. Ко входу в магазин подъехала машина, и я переживала, как бы не пропустить мою бабушку. Если бы не картошка в пакете, наверно, спустилась бы туда еще раз. Пакет, как я буду ее вести с пакетом? А вдруг я грохнусь? Только бы не грохнуться. А то помощница нашлась.

Вот бабушку, наконец, вывела одна из продавщиц. Я снова взяла ее под руку.

- А я вас жду.
- Вот спасибо.
- А вы совсем ничего не видите? – задала бестактный вопрос я. Дело в том, что моя собственная бабушка рассказывала, что эта бабушка совсем не слепая, и хоть и плохо, но видит, и что-то различает. Мне хотелось надеяться, что полная тьма не окутала старушку. Может, она немного видит при дневном свете, на улице, или с утра. Может, хоть одним глазом.
- Совсем ничего, деточка, - развеяла мои надежды бабушка. – А как я раньше хорошо видела. Как кошка. Я раньше в России жила. Идем, бывало, ночью с работы, так все удивлялись, как я в темноте все, ну все, и выбоинку, и травинку вижу. А теперь все. И операцию делали. Ничего не помогло.
- Я перед тем, как из дома выйти, всегда помолюсь, - продолжала она. - Часто люди помогают. Очень часто. Есть Бог, я это знаю.

Такими простыми, незамысловатыми словами бабушка благовествовала самые важные вещи незнакомому человеку. В том, что Бог есть, я не сомневалась. Но мне было удивительно, что в ее жизни Бог настолько рядом с ней. Она просит и получает. Она полностью живет по воле Божией. Она принимает все, что с ней должно произойти.
Она выходит из квартиры в наш мир, и отдается добрым помощникам. Но ведь они могут быть и недобрыми? Ее легко можно толкнуть, обокрасть, обмануть, но этого не происходит. Она расплачивается в магазине, протягивая продавцу кошелек. Можно достать любые деньги и обратно положить сколько угодно сдачи. Но она доверяет, и продавцы честны с ней.

А сегодня я немножко стала ее помощником. Выходит, сегодня ее молитва призвала меня. А почему же только сегодня? Я живу в этом районе уже девять лет, и я иногда вижу эту бабушку. Я, можно сказать, ее знаю (хотя не знаю ее имени). Почему именно сегодня Бог дал мне прикоснуться к ней?

Впрочем, все это я подумала уже после. А пока мы со слепой бабушкой дошли до места нашей первой встречи, где нам наперерез выдвинулся мужчина средних лет. Он остановился прямо перед бабушкой, улыбаясь мне и ей. Даже если бы я хотела совершить маневр и обогнуть его, то не успела бы. Бабушка мягко наткнулась на него и спокойно произнесла:

- Кто это? А, это наверно Костя. Только он так делает. Это мой сосед Костя.
Сосед Костя расплылся в улыбке, подтвердив, что это он.
- Это мой Костя, который мне всегда помогает, и в квартиру поможет подняться.
- А я вас жду, увидел вас и жду.

Костя перехватил у меня бабушку, заверив, что доведет ее до дома. Я медлила, мне не хотелось с ними расставаться, хотя моя помощь уже не требовалась. Найдя причину еще на два метра, я предложила довести бабушку до бордюра со спуском – помочь сойти с него. Но здесь уже пришлось попрощаться. Моя бабушка была в надежных руках.

Моя. Эта бабушка за несколько минут стала немножко моей, она перестала быть для меня чужим незнакомым человеком. Я иногда думаю о ней.

Когда я однажды мыла посуду, то задумалась – интересно, а как управляется она. Закрыла глаза и попробовала. Ничего, можно и так помыть. Оказывается, на ощупь я хорошо знаю, где у меня стоит бутылка с гелем, где мочалка. Как открывается кран. Я помыла кастрюлю наощупь. Правда, в последний момент все-таки открыла глаза – проверить качество своей слепой работы.

Я вот все думаю, может, разузнать ее адрес и прийти к ней? Может, помочь ей убраться, помыть что-нибудь? Принести чего-нибудь вкусненького? Пока я только думаю. Я часто так. Я почти наверное знаю, что скоро я и думать перестану.


Рецензии