История пути в электричке

Как часто мы идя по своим делам или находясь в пути обращаем внимание на ситуации и людей находящихся рядом? Ситуации бывают разные и причины у каждого свои чтоб сосредотачиваться на самом себе или на своем маршруте. У нас есть цель и она кажется каким-то смыслом нашего движения, нашей жизни. Но задумайтесь - ведь и цель и сам путь - это все составляющие одного целого - нашей жизни. Мы предаем значение цели, но не ценим сам путь, не предаем значения тому что происходит в это время с нами и вокруг нас.

Вот моя история пути:
Я был в гостях у своего напарника по работе где-то недалеко от Истры. Мы хорошо провели время пообщались и еще за одно я помог ему настроить его компьютер. Уж дело близилось к вечеру и пришло то самое время когда следовало распрощаться с хозяевами этого дома, где мне оказали теплый прием. Дело было зимой где-то в середине января и еще свежи были рождественские воспоминания, а сними и оставшиеся запасы шоколадных конфет и апельсинов. Да, было приятно получить на дорожку пакетик с очень вкусными конфетами и три спелых апельсина.

И вот я на платформе ожидаю электричку. Вот электричка. Вот я в ней улегся и задремал. И как это обычно бывает с невнимательными людьми, уехал не в ту сторону и до Москвы мне было уже не сорок минут, а два часа. Но все это не очень огорчило меня, я просто посмеялся над своей глупостью и невнимательностью. Благо на морозе ждать электрички, теперь уже точно в нужном мне направлении, долго не пришлось. И снова холодный полупустой вагон и снова дорога и тьма за окном в котором рисуется мое отражение. 

Я долго ехал и успел снова задремать, меня разбудил какой-то человек, он просто похлопал ладонью по моему плечу и снова сел на свое место, на противоположном ряду. Я очнулся, сел и сонными глазами оглядел вагон. Людей было не много и все они выражали абсолютное безразличие к моей персоне, и только один человек смотрел на меня и улыбался. Именно он и разбудил меня. Я улыбнулся ему в ответ, мне было приятно что хотя бы кому-то в этом вагоне есть до меня дело. Долго не думая тот мужчина подсел ко мне и показал картонную открытку, на которой было написано, что он глухонемой и просит помочь. Я сразу подумал что он меня пытается развести и сыграть на моих чувствах, но дочитав до конца, я невольно сунул руку в карман в котором лежала мелочь. Не помню сколько там было, рублей сорок или что-то около того..., я просто и бездушно протянул их ему. Он улыбнулся, взял деньги обеими руками и кивнул. Я ожидал что он просто уйдет к другим людям и оставит меня в покое, но он продолжал смотреть на меня, а потом пытался мне что-то объяснить. Он махал руками и издавал какие-то звуки, но я его не понимал. Мы замолчали. Потом я что-то у него спросил, в то время как он смотрел в окно, но никакой реакции от него не последовало, я коснулся его рукой и повторил вопрос, но он просто развел руками и показал пальцами на уши..., мне стало не ловко, как я мог забыть, что он ничего не слышит. Он просто вздохнул и пожал плечами, потом написал мне слово «мама» на окне и снова пытался жестами мимикой и странными звуками мне что-то объяснить. Это было похоже на игру, когда нужно без слов объяснить что-либо, чтобы остальные угадали что ты хочешь им сказать или показать. Только, когда играешь в эту игру всем весело и интересно, ведь ты на время не говоришь ни слова, ты просто претворяешься и после игры можешь снова разговаривать. А здесь было не весело, ведь этот человек никогда не сможет говорить, а эти жесты и мимика для него не игра, а реальность и при том на всегда, на всю жизнь... ничего не говорить и ничего не слышать всю оставшуюся жизнь...

Он пытался изъясняться на языке немых, но я его не знал и по этому он говорил мимикой и жестами, я тоже отвечал ему как умел, ведь он не слышал меня. Не могу сказать что мы общались на одну тему, ведь я отвечал ему так как понимал, но удивительно, то что мы с ним продолжали общаться. Потом он достал кусок белого хлеба укусил и показал пальцем на людей вокруг, а потом на себя, я так понял, что его кто-то угостил этим хлебом, и тут я вспомнил о конфетах. Я сунул руку в пакет, среди прочих вещей нащупал там апельсин и пакетик с конфетами. Я решил оставить апельсин себе, а конфеты отдать ему. Он был удивлен что я протянул ему пакетик с конфетами, его лицо немного покраснело и на глазах заблестели слезы. Признаться честно я не ожидал что это его так растрогает, и сам чуть не прослезился от этого. Казалось бы ну что такого я сделал этому человеку – просто дал конфет... просто поделился тем что было у меня и не больше. Если подумать, я даже ничего от себя не отнял, ведь эти конфеты мне они достались в подарок. Как мало я сделал и каким огромным это показалось для него....

Он достал одну конфету и пытался открыть упаковку, но у этих конфет были немного странные обвертки и сразу их не откроешь. Упаковка конфеты была схожей с пакетиком арахиса или семечек, то есть по такому же принципу только меньшего размера. По этому ее сложно было открыть не имея сноровки, к тому же у этого человека пальцы были большие и грубые и ему было не легко. Мне и самому вдруг стало неловко от того что он безрезультатно пытается открыть эту упаковку. Потом он достал карманный ножик и пытался просто перерезать пополам эту конфету вместе с упаковкой. Но поезд резко дернулся и он порезал себе палец. Благо нож был туповатый, и рана получилась не глубокая. Я смотрел на него и мне так его стало жалко... он весь на чувствах и на эмоциях хотел попробовать конфету и все никак не мог открыть упаковку, старался бедняга из всех сил, и еще палец порезал...
У меня в кармане был пластырь, я всегда с собой ношу парочку на всякий случай, и я ему залепил рану, а потом показал как отрыт упаковку и протянул ему саму конфету. Он кивком головы поблагодарил меня и откусил половину конфеты начал медленно ее жевать и наслаждаться этим моментом. Всеми возможными жестами он показал, что конфета очень вкусная и он в восторге. Да конфеты на самом деле были очень вкусные, я их пробовал будучи в гостях у своего напарника.

Шло время, поезд ехал, дорога подходила к концу. Так получилось что мы вышли с ним на одой станции и вместе побрели в одну сторону. Мы шли по не ровной скользкой дороге и он невольно обхватил мою правую руку... так в обнимку мы преодолели сложный отрезок пути. За поворотом в спальный район наши пути расходились. На прощание мы пожали друг другу руки, я заглянул в его глаза... это было красноречивее всех несказанных слов... на прощание я перекрестил его, указал пальцем в небо, а потом сложил свои ладони. Не знаю, что он понял, но я просто хотел сказать ему, что буду о нем молиться.

И вот я шел один по дороге и думал об этом человеке. Я корил себя, что даже не узнал как его зовут, что пожалел ему апельсинов и еще у меня в другом кармане лежало сто рублей... я знал об этом, но пожадничал...! Что я сделал ему и что мог бы...? Все это на самом деле ничтожно мало и несущественно, а я даже в этих мелочах пожадничал!

Наши дороги разошлись и он ушел неся за собой свои проблемы и невзгоды, какое дело мне до его жизни, как я могу в ней поучаствовать? Готов ли я терпеть неудобства или лишения чтобы помочь ему или взять на себя часть его проблем? Нет... нет, я всего лишь прохожий, всего лишь один из тех кто, попрощавшись, уходит с радостным осознанием, что жизнь этого человека – не моя забота, и не мне решать его проблемы, не мне ему помогать, не мне страдать вместе с ним! Я же так занят своими делами, своей жизнью и благоустройством, что мне просто нет на него времени, нет сил и денег... но блин! Елки палки!!! Что я за человек тогда! Хотелось ругать себя нехорошими словами вслух! Мне было очень стыдно что я такой эгоист и жадина, что у меня есть все что надо в жизни, я даже многим избалован..., а тут пожалел ему сто несчастных рублей и пару апельсинов!

На сколько я умею быть человечным? На сколько я хороший человек, на сколько я люблю людей? Найдется ли кто-нибудь на этом свете кто сможет посвятить свою жизнь заботясь обо мне, если я стану немощным и больным...? Мне бы так хотелось, чтобы такой человек для меня нашелся, хотя я таковым для другого пока не являюсь...


Рецензии