Впечатляющие сюрпризы оперы Пиковая дама

Впечатляющие сюрпризы оперы «Пиковая дама»
Новую версию оперы Чайковского «Пиковая дама» Мариинского театра я видела и слышала уже летом, поэтому знала, что она красивая, добротная, практически традиционная (режиссер-постановщик Алексей Степанюк). И состав исполнителей 9 января нынешнего года был привлекательный – Татьяна Павловская, Юлия Маточкина, Михаил Векуа, Любовь Соколова. Именно их, за исключением Михаила Векуа, я в июле и слышала. Они были очень хороши. Хотя более всего мне было интересно послушать двух ведущих баритонов театра – Владислава Сулимского в партии графа Томского и Алексея Маркова в партии князя Елецкого. В записи я их уже слышала, теперь хотелось услышать вживую в театре. Словом, особых сюрпризов я не ждала, и, как оказалось, зря! Граф Томский в исполнении Владислава Сулимского стал, наверное, лучшим, очень колоритным и самым запоминающимся персонажем певца в ряду не менее прекрасных его героев нынешнего сезона – Мазепы из одноименной оперы Чайковского, Ковалева из оперы Шостаковича «Нос», Симона Бокканегры, Жоржа Жермона и Амонасро из вердиевских «Симона Бокканегры», «Травиаты» и «Аиды»!
Очень украсила роль графа Томского спектакль! Говоря портновским языком, она как хорошо сшитый и прекрасно подогнанный костюм, «сидела», как влитая! В первом действии граф Томский Владислава Сулимского – изысканный и уверенный в себе человек, такой деятельный и энергичный. В последней же картине третьего действия – неунывающий гуляка-раблезианец, практически русский Портос. Абсолютно живой персонаж! Но главное – вокал! Игривая, слегка фривольная, полная чисто мужских шуточек, песня Томского была так сочно им исполнена, что ее можно слушать бесконечно! И смеяться от удовольствия, и радоваться, что эта роль открывает новые грани необъятного таланта певца! Когда же Томский начал лихо «русского плясать, а потом вприсядку», так зал вообще пришел в полный восторг! И его Златогор не остался без внимания! Ну обольстительный затейник и забавник! Эта веселая изящная пастораль в сцене бала очаровательна! Все в ней прекрасны (Анна Денисова (Прилепа), Юлия Маточкина (Миловзор)), а Златогор – просто неотразим! Сколько юмора, задора и озорства!
Томский – в опере, конечно, очень выпуклый персонаж, он фактически «заваривает всю кашу», рассказывая историю про три карты, которая попадает на «взрыхленную почву» воспаленного сознания Германа и пускает там роковые корни, приведшие к трагической развязке. Но оживить его может только живой темперамент исполнителя. И в случае с Владиславом Сулимским нам, зрителям, несказанно повезло! В июльской «Пиковой даме» я ничего подобного не помню. Была песенка Томского, забавная, и все…
Князь Елецкий Алексея Маркова – явно сдержанный благородный светский человек, «застегнутый на все пуговицы». И для него признание в любви к своей невесте, звучащее в знаменитой арии «Я Вас люблю, люблю безмерно…», выглядит как крайнее проявление его чувств, которое разрешают приличия. Его герой отличался и широтой взглядов. Для XVIII века очень необычно для аристократов, вступающих в брак, интересоваться чувствами женщины, тем более самому их испытывать и предлагать свободу выбора своей невесте уже после помолвки. Голос Алексея Маркова звучал сильно и красиво в любовной арии, с необходимыми модуляциями. В последней сцене третьего действия – даже властно и рассерженно, когда он решил сыграть в карты с соперником, лишившим его спокойной счастливой жизни, с этим, по его мнению, выскочкой Германом! В этом фрагменте он был особенно выразителен! Ведущие баритоны Мариинки очень украсили вчерашний (9 января 2017 года) спектакль «Пиковой дамы»!
Хотя партия князя Елецкого, конечно, – не такая выигрышная, как партия графа Томского! Она меньше по объему, скупее музыкально и эмоционально. И поскольку на 30 января ее исполнителем был заявлен Владислав Сулимский, я попыталась представить его в этой роли. Во-первых, я думала, что ставить его петь князя Елецкого, когда он – ТАКОЙ неотразимый граф Томский, все равно, что колоть орехи королевской печатью (как делал нищий мальчик, попавший на место английского короля, в повести Марка Твена «Принц и нищий»)! Во-вторых,  я сочла, что князь Елецкий Владислава Сулимского был бы настолько другим (ведь природный темперамент и манеру вокального исполнения спрятать невозможно), что невольно у многих в зале возник бы вопрос в конце оперы, зачем Лиза променяла жениха на неврастеничного и сошедшего с ума Германа? И как же я порадовалась, когда стало известно, что 30 января Владислав Сулимский снова будет петь графа Томского! И захотелось сказать спасибо тому, кто принял это решение!
Михаил Векуа был вполне хорошим Германом, хотя звучал, скорее, как вагнеровский Зигфирид или Логе, но впечатляюще пел сильным голосом. Порадовали и Лиза (Татьяна Павловская), и Полина (Юлия Маточкина), очаровательно был спет знаменитый дуэт. Самой впечатляющей стала ария Лизы на набережной («Уж полночь близится, а Германа все нет…»), исполненная очень проникновенно и трепетно! Хотя, когда, по воле режиссера, она садилась на мостовую, я не могла не вспоминать о вечной питерской слякоти и не удивляться таким поступкам светской барышни.
И вчера меня удивила сцена в спальне графини, где она вспоминает молодость. Почему-то графиня (Любовь Соколова) поет словно себе под нос, что было бы, вероятно, нормально в кино, но в огромном зале нового здания Мариинки это странно, потому что и громкое пение здесь нередко «растворяется» в недрах сцены, когда она открыта на всю глубину, как, например, в первых двух действиях этой постановки «Пиковой дамы». И тогда в зале испытываешь явную нехватку звука голосов певцов, он частично уходит назад, особенно, если певцы уходят от авансцены или поворачиваются при пении в сторону или назад. Хотя в сцене в спальне пространство было ограничено декорациями, которые отражают звук в зал, но и это не помогало. Да и оркестр из-за тихого пения «умирал» почти до комариного писка. Вспоминая эту сцену в исполнении Образцовой в знаменитой записи спектакля с Атлантовым в роли Германа, задаешься вопросом, зачем надо было там изменять исполнение?
И еще мысль, которая меня занимала и весь этот спектакль, и озадачивала раньше. Почему голоса одних певцов волнуют, их хочется слушать без конца, они вызывают душевный трепет, восторг, иногда эти чувства даже пугают. В Мариинке для меня это голоса Владислава Сулимского, Татьяны Сержан, Дмитрия Воропаева, среди певцов прошлого – Павла Лисициана, Сергея Лемешева, Марио Ланца… А не менее красивые, сильные голоса прекрасных оперных певцов оставляют меня равнодушной, хотя умом я понимаю, что поют они хорошо. И речь здесь идет не о внешних проявлениях драматического таланта, а именно о звучании голоса, ведь тот же эффект возникает и при прослушивании аудиозаписей… В моем детстве домашние много говорили на сходную тему – о пении Беньямино Джильи, Марио дель Монако и Марио Ланца. Ответ находили в эмоциональности манеры пения, но добавляли, что есть еще что-то… Что? Может, это и не важно? Главное, что есть!


Рецензии