Дети войны трагедия повторений

Донбасс 1941 год.
«Баба, а когда кончится война?» - я задаю вопрос, глядя в глаза свой бабушке. На меня смотрит суровое, морщинистое лицо и ясные, лучистые глаза бабы Тони. Мне всего пять лет, и я не знаю, что в нашей семье нельзя задавать такой вопрос потому, что ответа на него никто не знает. Мне всего пять лет, однако я уже отчётливо знаю, что такое война, смерть, голод и горе. Я знаю, что война – это когда фашисты приходят и убивают всех людей. На войне бывают самолёты, бомбы, танки, мины, пулемёты, гранаты, автоматы и они стреляют. Получается много-премного грома и дыма. Всё засыпает землей, а дома ломаются. А ещё я знаю, что смерть – это когда ты лежишь на земле и не можешь пошевелиться, не можешь дышать, а в глазах всегда ночь. Это страшно. Мне рассказывал про это старший брат Коля, ему 7 лет, и он много знает. Я пыталась делать как говорил Коля: лежала на земле с закрытыми глазами, не дышала и не шевелилась, но долго у меня не получалось, а мёртвые – они всегда так лежат, потому, что их убили. Как тётю Лёлю и мою двоюродную сестрёнку Лизоньку. А ещё Коля сказал, что они потом станут землёй, на которой вырастет трава и красные-красные цветы, как кровь. Я уже видела кровь, когда разбивала себе коленки. А ещё я знаю, что такое голод. Это когда сильно-сильно болит живот и хочется кушать, но еды нет. А потом тебе дают маленький кусочек хлебушка, ты его съедаешь, а живот просит ещё, но нельзя, потому, что больше хлебушка нет. А ещё я знаю, что такое горе. Это когда живые люди долго-долго плачут над мёртвыми людьми, гладят их по головам, говорят им хорошие слова, но те, мёртвые люди, они всё равно не встают и не уходят домой с живыми. А потом живые люди закапывают мёртвых в землю и делают горку. Это называется могилка. Потом на неё приносят цветы и плачут, плачут, плачут. Мне не нравится война. Я её боюсь. Я хочу, чтобы она поскорее ушла от нас домой, к своим фашистам. А я хочу на речку. Я хочу, как раньше, чтобы баба Тоня сложила в корзинку свой вкусный черничный пирог, взяла нас с Колей за руки и повела в гости к тёте Лёле и моей Лизоньке. С ней мы будем играть с куклами, смеяться и бегать за Колькой. А ещё есть ароматный бабушкин пирог, перемазавшись черникой. Все эти мысли в моей голове скачут, как резвые жеребята и я, смотря в глаза своей бабушке, снова задаю свой вопрос: «Баба, а когда кончится война?». Морщинистые руки обхватывают моё маленькое тельце и прижимают к груди, а губы уверенно шепчут: «Скоро, миленькая, скоро!» Где-то недалеко, разрываясь, грохочет снаряд…

Донбасс 2014 год.
«Баба, а когда кончится война?» – звенит в моей голове детский голосок. Отряхнувшись от захвативших меня воспоминаний, я гляжу в ясные, лучистые глаза своей пятилетней внучки Шурочки. Она смотрит на меня пытливо и снова повторяет вопрос: «Баба, а когда кончится война?» И как семьдесят пять лет назад, теперь уже я глажу руками её маленькую головку и уверенно повторяю: «Скоро, миленькая, скоро!» под звуки разрывающегося где-то рядом снаряда…


Рецензии