Желание учиться лекарство от улицы

                «…надо стараться выяснить - не кто
                знает больше, а кто знает лучше».
                М.Монтень. Опыты.               

Было бы большим самомнением приписывать себе буквально неистовое желание учиться в то время, когда уроки приходилось делать в ночное время на кухне. (Ранее она была во власти нескольких хозяек коммунальной квартиры). Нет, оно прививалось многими учителями, стремившимися не просто вдолбить какой-то минимум необходимых знаний, а увлечь своим предметом учеников.

Вспоминаю преподавателей по физике, литературе, другим предметам, прихожу к убеждению, что главная часть их жизни была отдана школе. Они трудились не за деньги, а за совесть. Потому и добивались впечатляющих результатов. На вступительном экзамене по физике экзаменатор вуза, пораженный глубиной продемонстрированных знаний, спросил, где я учился. После упоминания фамилии учителя по физике экзамен завершился досрочно получением высшей отметки.
Не буду идеализировать то время. Были и другие учителя. Вот картинка из жизни.

Примерно раз в месяц в школе писали контрольные по математике. Продолжались они обычно два академических часа. Для меня каждая начиналась… с парикмахерской. «Сегодня, - говорил математик, - мы пишем контрольную по алгебре, а Зудов отправляется стричься». Другие методы убеждения не действовали.
Тем не менее, успев привести шевелюру в порядок за время первого урока, в течение второго успевал справиться с контрольной и, чаще всего, безошибочно. Особый воспитательный шик состоял в том, что в любом случае мне снижали оценку на балл. За пропуск первого урока.

И все-таки…все-таки ни подобные акции, ни соблазны улицы не могли отбить стремления к учебе. В то время, когда в стране доминировал дух творчества, когда в почете были физики и лирики – подлинные кумиры молодежи, тогда желание учиться имело столь же естественную природу, как необходимость дышать, пить и есть.

«Боевая» закалка у математика не прошла даром. Несмотря на пессимистические прогнозы директора школы о моем печальном будущем, оно сложилось не так уж плохо. Чего не скажешь о судьбе благополучных, с ее точки зрения, выпускников, в том числе и некоторых золотых медалистов.
Когда ради призрачных наград корежится жизнь ребенка, когда его лишают обычных детских радостей, вроде общения с друзьями, игр в ка-заки-разбойники, спортивных увлечений – это часто приводит к краху во взрослой жизни. Сколько раз встречались мне в учебе, в работе страдальцы – жертвы чрезмерно «правильного» воспитания. Безынициативные, без стержня в характере, они мучились сами и мучили родных и друзей.

Цена медалей разного достоинства уже в те времена была невысока. При поступлении в Ленинградский электротехнический институт, в общежитии в комнате с мной жили два медалиста из разных городов СССР. Они «провалились» уже на письменной математике – не хватило времени для решения всех задач.

Заблаговременно постриженный абитуриент успел завершить работу до окончания экзамена. Преподаватель, принимавший исписанные листки, предложил мне еще раз все проверить. Но я был уверен в себе и не напрасно. Этот и другие экзамены сдал на отлично. Споткнулся только на сочинении. Не было «хорошей» школы. Но и четверки хватило, чтобы вы-держать приличный конкурс – из 6 претендентов брали лишь одного. Начались студенческие будни.

Уважаемые читатели!
Данный рассказ в обновленной версии вошел в сборник «Судьбы людские», выпущенный в 2016 году издательством Ridero.ru.
Заказать электронную книгу (90 руб.) можно в интернет-магазинах Литрес, Ozon.ru, ТД "Москва" (moscowbooks.ru), Google Books (books.google.ru), Bookz.ru, Lib.aldebaran.ru, iknigi.net, Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.,
Печатную в формате принт-он-деманд (печати по требованию) (389 руб.) - на сайте книги https://ridero.ru/books/sudby_lyudskie/.
Ваши отзывы, в том числе и критические, можете направлять по адресу igorzudov@mail.ru.
Заранее благодарен И. А


Рецензии