Экскурсия в кабину Ан-2. Левая приборная доска

               Приборная доска левого пилота.

        На всех самолетах основные приборы примерно одинаковы: авиагоризонт, скорость, высота, вариометр, компас.
        Авиагоризонт АГК-47Б – классика наглядности при полетах на транспортных самолетах, не выполняющих сложный пилотаж. Ну что может быть проще: силуэт самолетика выше линии горизонта – идет набор высоты; ниже – снижение. Самолетик накренился влево – исправляй штурвалом вправо. Крен отсчитывай крылышком по шкале сбоку.
         Перед взлетом надо было авиагоризонт заарретировать – привести его нажатием правой кнопки «Арретир»  в положение, соответствующее положению самолета относительно линии горизонта; при этом силуэтик самолета устанавливался без крена в центре прибора и выскакивал красный бленкер, предупреждающий о том, что прибор законтрен. Затем кнопка арретира вытягивалась, бленкер убирался, и надо было левой кремальерой на приборе установить линию искусственного горизонта по треугольным индексам на краях – это называлось «совместить риски» и именно такими словами  все  пилоты отвечают  по контрольной карте перед взлетом: «Авиагоризонты?» «Проверены, риски совмещены».

         Указатель приборной скорости – главный прибор на самолете, ибо скорость в полете – это жизнь. На автомобиле – наоборот.

         Барометрический высотомер имеет кремальеру, с помощью которой можно в окошечке (между цифрами 2 и 3) выставить давление, по которому производится измерение высоты. В воздухе на всех самолетах устанавливается одинаковое давление: 760 мм ртутного столба, что примерно сооответствует уровню моря – тогда пилоты могут контролировать высоту полета относительно друг друга: один, к примеру, идет на 1200, а встречный – на 1500, разница в высоте 300 метров.
          Но аэродромы расположены на разных высотах относительно уровня моря: на одном давление может быть 750, на другом 740, а на горном и вообще 690. Значит, перед посадкой надо установить в окошечке давление аэродрома, переданное экипажу по радио диспетчером; тогда отсчет высоты будет от уровня посадочной полосы, и после посадки высотомер покажет высоту ноль.
          А если не выставить давление аэродрома?  Тогда высотомер будет давать неверные показания: один миллиметр в окошечке соответствует изменению высоты на 11 метров; десять миллиметров дадут ошибку 110 метров, а на горном аэродроме с давлением 690 высотомер, установленный на 760,  будет обманывать нерадивого пилота на целых 770 метров! Из-за этого было много катастроф. Поэтому важнейший пункт контрольной карты на снижении: «Высотомеры?» «Давление 745 установлено. Высота 600». И обязательно сравнить показания правого и левого приборов, чтоб были одинаковы.

          Вариометр имеет одну стрелку, расположенную горизонтально. При наборе высоты стрелка отклонится вверх, при снижении – вниз. На Ан-2 вертикальные скорости невелики: около 3 м/сек; показания легко читаются по шкале, причем, для сильно грамотных даже стрелочками указано: «подъем» и «спуск». И вообще, чтоб не перепутать в запарке, на приборе скорости написано, что это таки «скорость», а на высотомере –   «высота».

          На самолете установлены два компаса, не считая дедовского резервного, о котором речь впереди. Главный компас, дистанционно-индукционный, постоянно показывающий курс самолета относительно магнитного меридиана, установлен правее и ниже авиагоризонта; слева от него кнопка в обрамлении надписи: «быстрое согласование, компас». Перед взлетом ее нажимают, и подвижная шкала устанавливается цифрой курса напротив неподвижного индекса вверху прибора. Таким образом прибор приводится в рабочее состояние; это называется «выставить компас», а на больших самолетах – «выставить курсовую систему».
         На приборе есть две стрелки – это указатели радиокомпаса. Для решения штурманских задач можно кремальерой развернуть шкалу в нужном направлении и по ней отсчитать хитрые радионавигационные показания, а потом вернуть ее на место.
         Но для пилотирования такой прибор не очень удобен – из-за мелкой шкалы. Поэтому выше него установлен более удобный для пилота гирополукомпас, вот этот, с красной точкой – указателем нерабочего состояния прибора на земле. С помощью установленной рядом с прибором кремальеры подвижную шкалу можно установить против вертикальной риски на показания курса с индукционного компаса, а дальше пилотирование осуществляется по простому правилу: ушла цифра вправо – выталкивай ее к риске правой ногой; ушла влево – выталкивай левой. Движения эти, конечно, миллиметровые, как и все движения органами управления в спокойном полете.

          Внизу слева на приборной доске установлен радиовысотомер малых высот. В отличие от барометрического, он радиолокационный: радиосигнал с антенны идет к земле, отражается, принимается приемной антенной, а время прохождения импульса переводится в метры высоты. Чем самолет ближе к земле, тем короче время «отскока» сигнала, тем меньше показания на шкале – вплоть до одного метра.
        Главное отличие радиовысотомера от барометрического заключается в том, что он измеряет не условную высоту от какой-то условной поверхности, а дает живое расстояние до земли – именно в эту вот секунду. Набегает на тебя склон горы – на радиовысотомере стрелка быстро катится к нулю! А барометрический себе показывает постоянную  высоту относительно какого-то там уровня моря  и не шелохнется – полет-то горизонтальный, давление не меняется. Вот поэтому так ценен радиовысотомер в условиях плохой видимости на малой высоте.

        Прибор с желтым кругом в центре – топливомер. В авиации принято обозначать системы каждую своим цветом: топливную – желтым, масляную – коричневым, воздушную - черным; кислород обозначается голубым.
        Шкала прибора отградуирована и в литрах, и в килограммах. Баки заполняются объемом 1200 литров, а весит это топливо… ну-ка посмотрим по шкале…
        Грубый, конечно, подсчет, но надежный. Пилоту важен вес: конструкции самолета, вес его загрузки, вес экипажа, ну, и конечно, топлива – и все это в сумме не должно превышать предельного полетного веса 5250 кг.
         Над топливомером на последних сериях установили две лампы аварийного остатка топлива: по 45 кг в левом и правом баке. Когда я летал, была одна лампочка.
         Справа от топливомера стоит маленький круглый термометр наружного воздуха.

         Правую часть доски занимают приборы контроля работы двигателя.  Основные измеряемые параметры такие: наддув, обороты, температура головок цилиндров, давление топлива, давление масла, температура масла.
        Наддув. Большой прибор справа вверху, под маленьким амперметром и контрольной лампой отказа генератора, называется он мудрено: мановакуумметр. Грубо говоря, это манометр, измеряющий, «сколько дано газу».  Стрелка буквально ходит за рычагом управления двигателем, который на Ан-2 называется «сектор газа».
        Газу пилот дал, воздушный винт завертелся быстрее – а как придать ему большую или меньшую способность загребать воздух и создавать силу тяги? Для этого предусмотрен механизм изменения шага винта. Во втулке винта, установленной на валу двигателя, есть поршень, двигаемый маслом; он механически связан с лопастями так, что перемещение поршня вперед-назад поворачивает все лопасти на определенный угол – изменяет шаг винта. Управляется эта система рычагом изменения шага. Можно так затянуть шаг, что двигателю станет ощутимо тяжело вращать винт; это называется «затяжелить»; при этом обороты двигателя понизятся. А если винт «облегчить» – обороты повысятся. Регулируя определенным образом наддув двигателя и его обороты, можно добиться наивысшего коэффициента полезного действия винта.
         Прибор, показывающий обороты, тахометр, расположен ниже, рядом с гироиндукционным компасом.

         Правее и ниже, под  красной и зеленой контрольными лампочками, установлен двухстрелочный  указатель температуры головок цилиндров двигателя. Датчиков два, на первом и шестом цилиндрах. Двигатели воздушного охлаждения требуют постоянного контроля и регулирования температуры головок: при перегреве двигатель может заклинить. А при переохлаждении бензин будет испаряться медленнее и ухудшится важнейший параметр двигателя – его «приемистость», то есть способность быстро набирать обороты при энергичной даче газа до упора. При уходе на второй круг на этом покупалось множество экипажей; были и катастрофы.

         Остался один прибор, трехстрелочный. Это комбинированный указатель давления и температуры топлива и масла, ЭМИ-3К. Левая шкала, с желтым кружком, как вы уже догадались, показывает давление бензина, а правая, с коричневым – давление масла. Верхняя шкала – температура масла.
         Двигатель расходует много бензина, а значит, самотеком его будет поступать недостаточно, надо накачивать. Масло тоже нужно подавать на трущиеся детали под давлением; падение давления масла, с ростом его температуры, однозначно указывает на начало разрушения какой-то важной детали в двигателе.  Поэтому ЭМИ-3К считается важнейшим прибором контроля. В полете стрелки должны стоять примерно так, чтобы образовывали собой перевернутую букву «Т» – тогда одним краем глаза можно сразу определить, что с двигателем все в порядке. А если  буква «Т» не складывается, значит, что-то не так и надо принимать меры.

         Над приборной доской расположены противопожарная система и пульт запуска двигателя.  Тревожная лампа сигнализации пожара, рядом контрольная лампа готовности системы и кнопка пожаротушения под красным колпачком.
         Прежде чем нажимать кнопку тушения горящего бензина (а больше там гореть нечему), надо выключить двигатель и перекрыть подачу топлива – иначе тушить бьющую под давлением струю бензина бесполезно.

         Двигатель запускается инерционным электростартером. Провернуть напрямую вал звездообразного 9-цилиндрового двигателя маленьким стартером невозможно. Но можно раскрутить до высоких оборотов небольшой маховик; при резком сцеплении с валом  его энергии вполне хватает для нескольких оборотов, до первых вспышек, а дальше прекрасный мотор схватывает моментально. Только надо сразу включить магнето – прибор для создания искры на свечах.
         Слева направо: главный выключатель запуска; «лапка» магнето; двухпозиционный нажимной выключатель «раскрутка-сцепление». А над ним – Т-образная ручка принудительного сцепления маховика с двигателем, если приходится запускаться без электричества, при помощи «ручки дружбы» – о ней попозже.

                *****

               Продолжение: http://www.proza.ru/2017/01/10/475


Рецензии
Здравствуйте!
Хотел уточнить - датчики температуры на первом и шестом или на первом и девятом цилиндрах? Инструктор говорил, что вроде на двух верхних цилиндрах вроде датчики стоят.

Датчик температуры окр. воздуха - я правильно понимаю, что он прежде всего используется, чтобы загодя узнать про угрозу обледенения?

И насчет арретирования - я немного не понял - АГК арретируется и сразу же разарретируется перед взлетом?

Дмитрий Карпенко   10.01.2017 18:52     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Дмитрий!

Датчики на первом и девятом. Спасибо, исправил.

Термометр здесь измеряет температуру воздуха, поступающего в карбюратор. Именно для предотвращения обледенения карбюратора. Температуру регулирует пилот зеленым рычажком подогрева на центральном пульте.

Авиагоризонт на стоянке при включении заарретирован, разарретируется он перед выруливанием, при этом красный бленкер убирается. Затем совмещаются риски.

Василий Васильевич Ершов   11.01.2017 05:18   Заявить о нарушении
Наберите по Яндексу: Ан-2 конструкция. Там есть документ PDF на 139 КБ, просмотрите. Приборы где-то в районе 300 страницы.

Василий Васильевич Ершов   11.01.2017 05:33   Заявить о нарушении
Вспомнил, ещё хотел спросить относительно АРК.
Я правильно понимаю, что на самолете имеется два АРК, и их можно настроить, к примеру, на ДПРМ и БПРМ?
И если да - то в случае, если ДПРМ и БПРМ работают и расстояние от них до торца полосы известно - возможно ли, при наличии большого опыта, посадить самолет при очень плохой погоде, скажем высоте нижней кромки 20-30 метров?

По идее, если стрелки на одной линии и указывают посадочный курс (хотят тут может и одной стрелки достаточно) - это означает, что самолет точно в створе полосы? Или у АРК не настолько высокая точность?

Заранее спасибо.

Дмитрий Карпенко   11.01.2017 14:51   Заявить о нарушении
Вы абсолютно правы. На Ил-14 два АРК, и можно попытаться сесть в очень сложных условиях. И садились, я описал случай на Диксоне.

Но на Ан-2 всего один АРК-5, и при пролете ДПРМ надо его перестраивать на частоту БПРМ. Новый АРК-9 позволяет настраивать сразу на две станции, и при пролете надо просто перещелкнуть тумблер.

Точность показаний АРК, конечно, невысокая (все-таки средние волны...), приходится выдерживать курс по средним показаниям стрелок.

Василий Васильевич Ершов   11.01.2017 16:09   Заявить о нарушении
Большое спасибо! Ряд моментов прояснился.

Дмитрий Карпенко   11.01.2017 20:05   Заявить о нарушении