Ан-2. Средняя и правая приборные доски
На средней доске установлены включатели всех систем самолета, питающихся электричеством. Главное – включить аккумулятор и генератор. У нас в Енисейске в свое время был один из самых первых самолетов, 13634, на нем вообще все включалось одним тумблером «Аккумулятор» – и ничего, летал, да еще как: это была самая легкая наша ласточка.
Кроме электрощитка, на средней приборной доске установлен пульт радиокомпаса.
Радиокомпас, АРК – это радиоприемник, у которого антенна подвижная, так называемая «рамка». Она ловит сигнал той радиостанции, на которую в данный момент приемник настроен, и, автоматически поворачиваясь, добивается наилучшего приема сигнала и в этом положеии останавливается. А с рамкой связана стрелка прибора. Если подвернуть самолет так, чтобы стрелка показывала ноль, то радиостанция находится впереди. Если стрелка показывает вбок, значит, станция сбоку. Если стрелка поворачивается на 180 градусов, значит мы пролетаем над станцией; включай секундомер и бери следующий курс.
На этом принципе держалась вся радионавигация 50-х годов прошлого века. Теперь-то навигация спутниковая, а мы летали по АРК и секундомеру, по навигационной линейке и транспортиру.
Над средней доской, на рамке остекления кабины, так называемого «фонаря», установлен древний магнитный компас – на случай отказа гиромагнитного, он хотя бы покажет, в какую сторону лететь.
Красные «клыки» по бокам от компаса – это ручки аварийного сброса верхней части фонаря для аварийного покидания… не в полете, конечно, а на земле.
Патрубки вентиляции прилеплены под стеклами. А на самом верху виден фонарик ультрафиолетового освещения приборов, УФО. Приборы здесь фосфоресцирующие: при облучении ультрафиолетом цифры и стрелки ярко светятся режущим зеленоватым светом; облучение можно регулировать специальными реостатами. Такими фонариками оборудована вся кабина.
Правая приборная доска оборудована авиационными часами, показывающими текущее время и время полета; также на них имеется секундомер.
Указатель компаса здесь несколько иной: силуэт самолета показывает курс, перемещаясь по кольцевой шкале. Если курс лежит так, что самолетик направлен не вперед, а назад или в сторону, шкалу можно повернуть кремальерой так, чтобы самолетик летел вперед. И принцип пилотирования по этому прибору отличается: если на ГПК шкала «бегала от ноги», то здесь самолетик «ходит за ногой» – для его поворота вправо нужно дать правую педаль, а для поворота влево – левую.
Летчики ко всему привыкают, а уж к множеству разных индикаций приборов – заведомо.
Слева внизу из-за рукоятки штурвала выглядывает большой штурманский указатель радиокомпаса, очень удобный на маршруте. При заходе же на посадку удобнее указатель компаса у левого пилота, со стрелочками АРК.
*****
Продолжение: http://www.proza.ru/2017/01/10/633
Свидетельство о публикации №217011000475
На Ан-1 в аэроклубе (1989 года вроде) у второго пилота, справа внизу, есть тумблер "Обогрев АЧС-1" (если не путаю)
Инструктор просил включить его, когда рулили на исполнительный. Хотел спросить, что такое АЧС-1, и почему включать обогрев требуется даже летом при идеальной погоде?
Дмитрий Карпенко 12.01.2017 09:46 Заявить о нарушении
Василий Васильевич Ершов 13.01.2017 08:03 Заявить о нарушении