Неолиберальный мир как казино

Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США доказывает, что американцы не довольны  неолиберальной политической системой. Им вредна повсеместная бюрократия и коррупционные скандалы, политики, которые сосредоточены лишь на своих узких интересах, а бизнес  - лишь на делании денег. Они не хотят  общих обещаний – им нужны  конкретные действия.

Трежерис, оффшоры, деривативы и т. п., это современнные экономические  инструменты преумножения денег без учета их полезности для общества. Такова неолибеальная реальность, модель которой может  может быть представлена как мировое казино.

Понятно, что о мире в целом никто не думает, значит необходимо мировое правительство, которое будет думать о мире. Но, такое правительство невозможно.

Следовательно заботиться о мире будут по отдельным странам, ориентируя вектора развития в сторону полезности стране, затем суммируя вектора. Внутри стран должна происходить перестройка по секторам - банковский,социальный, политический и т. д.

Для перестройки могут быть использованы принципы, положенные в основу работы исламских банков. В проповедях пророка Мухаммеда, впоследствии составивших Коран, и в его высказываниях, известных как хадисы, неоднократно поднимаются вопросы, сопряженные с хозяйственной деятельностью членов мусульманской общины.

В результате шариат, то есть продиктованный свыше божеский закон, заповеданный человеческому обществу, накладывает запрет на ссудный процент, спекулятивный доход, информационную асимметрию, чреватую непредвиденным риском. Не вдаваясь в детали, следует подчеркнуть, что этот запрет имеет и абсолютно рассудочные, мирские объяснения, хотя говорить "мирской" об исламе, который не есть лишь культ, а в сущности - образ жизни, не вполне корректно.

Так что концепция исламского банкинга держится на двух китах - религиозной этике и экономическом здравомыслии. Основной принцип работы исламского банка состоит в том, что, поскольку деньги не есть товар, они не могут прирастать лишь оттого, что были выданы в виде ссуды. Следовательно, кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, будучи вложены в реальную экономику, создали реальную добавленную стоимость.

Исламский банк запрещает процентную ставку (RIBA). Это связано с тем, что по шариату деньги были созданы лишь как средство обращения, обмена и расчетная единица для покупки товара или услуг, а не как средство сбережения, использующееся для увеличения прибыли.

Одним из обоснований запрета процентной ставки стало признание ее формой социальной и экономической эксплуатации, что не соответствует принципу справедливости в исламе. Финансирование, целью которого является получение вознаграждения за ссуду, запрещено, как и потребительские кредиты на личные расходы, поскольку не известно, на что будут потрачены ссуженные суммы. Исламский банкинг подразумевает прозрачность сделки с обеих сторон, равноправное участие в прибылях и убытках общего дела.

То есть шариат уравнивает роль и шансы владельца бизнеса и финансирующей стороны, в то время как в традиционной системе все риски несет предприниматель, а банк при любом исходе сделки выигрывает. Прибыль исламского банка определяется прибылью от вложения, вследствие чего банк заинтересован в успешном завершении сделки. В результате отсутствуют спекуляции, которые могут нарушить экономическое равновесие.

Причем об исламе можно и не упоминать.Важны принципы.


Рецензии