Колхозная полька

                КОЛХОЗНАЯ ПОЛЬКА

     С тех пор как папа научил меня ходить, маня букетиком одуванчиков в скверике рядом с бабушкиным домом в Москве, я просто так прямо не ходила, а что-то выделывала ножками, подчиняясь какому-то музыкальному ритму. Мама хорошо пела, папа был наследственным музыкантом, играл в духовых оркестрах смолоду, потом на фронте и в студенческие годы после войны. Слух и чувство ритма достались мне от природы, а с ними проросло и стремление к движениям под музыку.

     Помню, года в четыре в Чульмане во второй половине пятидесятых годов, научил меня папин приятель отбивать чечётку. Проходил он мимо крыльца нашего двухэтажного деревянного дома, стоявшего напротив Мерзлотки. Папа показывал какие-то движения, но дядя Саша взял процесс под свой контроль и довёл до совершенства. Заодно он приобщил и мою маленькую сестру Ирку делать несложные шаги параллельно со мной и под конец номера ставить «жирную точку» в выступлении, выставляя кокетливо на пятку левую ножку! Далее – бурные аплодисменты! Недостатка в зрителях не было.

     А с наступлением зимы моим хореографическим воспитанием занялась соседка по коридору весёлая кудрявая натуральная блондинка тётя Шура. У них с дядей Мишей тоже были две девочки, но здесь в Якутии тогда не было моей ровесницы Ларисы. Девочка жила у бабушки на юге из-за необходимости лечить глаза. Милейшая тётя Шура очень скучала по Ларе и в свободное время зазывала меня в свою комнату прямо напротив нашей, конечно, когда мужа не было дома. Сначала она научила меня делать гимнастическую разминку.

     - Надюшка, ты ещё не забыла, как делать лягушку? – спрашивала она, расстилая коврик. Я ложилась на живот, закидывала ноги за плечи, обхватив их руками, придвигала ближе к ушам. Поднимала как можно выше подбородок и слегка раскачивалась. Выбравшись из этой позы, я переходила к мостику со страховкой моего любимого тренера. Далее шли наклоны вперёд и осторожно шпагат не на полную глубину. Потом тётя Шура заводила патефон, ставила пластинку.

     - Танцуем «Колхозную польку»! – объявляла Тётя Шура, опуская иглу на диск. Шли вступительные аккорды, а мы вставали в начальную позу в паре, и пускались в галоп по кругу, обегая большую комнату. Гремела залихватская полька из фильма «Кубанские казаки»: Тар-рам-пам-пара-пара, тар-рам-пам-пам, тар-рам-пам-пам … Пролетев один круг, мы вставали напротив друг друга и вытанцовывали дробушки, ковырялочки и голубцы; потом я кружилась под рукой тёти Шуры продвигаясь дальше по кругу. Пам-пам-трам-пам-пам …  И пошли на очередной круг галопа.

     Меня охватывает восторг от гармонии весёлой музыки и логичности продуманных переходов движений, от полного взаимопонимания с партнёршей в лёгких прыжках танца. Комната летит по кругу в обратную сторону – кровать с горкой подушек под кружевными накидками, комод с вышитыми яркими салфетками. Фото девочки Ларисы в круглых очёчках с белыми мелкими кудряшками, висящее на стене в рамке. Охотничьи трофеи дяди Миши в виде вееров из красивых птичьих перьев; подсадные резиновые уточки и селезни. Зеркало, в котором подпрыгивают на моей голове каштановые растрёпанные уже кудряшки. Мы несёмся дальше вихрем. Тар-рам-па-ра-ра-парам, тар-рам-пам-пам …
               
                Иркутск, январь 2017 года.
               


Рецензии