Джаз

Алиса снова опаздывала. Алекс сидел в машине и злился. Погода на улице стояла промозглая, тоскливая. Падал первый робкий снег. Он еще не искрился и не обещал праздника. Снежинки хаотично бились о стекла автомобиля. Алекс вглядывался в переулок, откуда должна была выйти Алиса. Он прислонился лбом к окну и с придыханием  начал злословить свою подругу. Окно машины запотело и переулок растворился в дымке. Алекс выпрямился и вывел пальцем на стекле слово тупица. Вдруг постучали в пассажирское окно. Алекс вздрогнул. Снаружи стояла Алиса. Румяная, с горящими глазами. Ее ухмылка растеклась в улыбку. Алекс открыл дверь и девушка села в машину. Несколько снежинок залетело внутрь и какое-то время они не таяли и даже не оседали, а просто кружили в воздухе. За спиной Алекса на стекле виднелось слово "тупица".

- Это ты мне?
- Алиса, не все в этом мире происходит ради тебя. Но это - да. Это тебе.
- Спасибо. Ты, как всегда, щедр на комплименты.
- Двадцать восемь минут. Алиса, я жду тебя двадцать восемь минут. У тебя совесть есть?
- Есть конечно. Прости, - девушка искала что-то в сумке, - Двадцать восемь минут, ты засекал? Давай не будем тратить время, мы опаздываем.
- Да? - Алекс наигранно приподнял брови, - Где ты была?
- Сломала каблук. Пришлось срочно бежать к мастеру.
- А позвонить?
- Телефон сел.
- Ну ты и тупица.
- Алекс, если ты пытаешься меня расстроить, то у тебя ничего не выйдет. Мы с тобой идем слушать джаз.

Алиса достала из сумки апельсин и начала его чистить.

- Алиса! Ну не в машине же!
- Мне выйти?
- Нет... Мы уже опаздываем. Я рассчитывал время с запасом, чтобы найти место для парковки. Сейчас же придется надеяться на случай.

Алиса отвернула солнцезащитный козырек с зеркалом и стала поправлять свои рыжие кудри. На концерт ехали в тишине. Алекса это злило, а Алису похоже, наоборот, веселило. 

Пара вошла в небольшой и шумный зал. На сцене сверкали музыкальные инструменты. Стоял гул болтовни. Музыканты, которые вот вот должны были превратиться в фортепиано, саксофон, контрабас и тамбурин, блуждали среди посетителей и обменивались вполне еще людскими фразами. За столиками сидели будущие слушатели. Кто-то пил вино, кто-то смеялся, кто-то разглядывал пришедших.

На Алексе был черный костюм и белая рубашка с запонками. Его черные ботинки блестели не меньше музыкальных инструментов. На Алисе было открытое платье и огромный непокорный шарф. Она то куталась в него, то сбрасывала, играя с воображением любующихся ею. Ее рассеянный взгляд блуждал по наполненном жизнью залу: искрящиеся хорошим настроением музыканты, переливающиеся инструменты, звонко хохочущие посетители. Алекс о чем-то договаривался с администратором.   

- Алиса, из-за опоздания наш столик отдали более дисциплинированным и пунктуальным. Теперь нам придется сидеть за общим столом с какими-то чужими людьми.
- Алекс, я не против, - невинно сказала Алиса и будто невзначай сбросила шарф с плеча.
- Я против, - ответил Алекс и поправил шарф, - но что поделать. По крайней мере ты стоишь на обоих каблуках и на том спасибо.

Ощущение несправедливости подошло к горлу Алекса и начало его душить.

- Алиса, я купил эти билеты шесть недель назад. Неужели нельзя было подготовиться?
- Шесть недель? То есть до нашего знакомства?
- Да, буквально за пару дней.
- И ты купил два билета?
- Ну да.
- Спасибо, Алекс, я чувствую себя такой особенной. 
- Алиса, кто ходит на джаз один?
- Не знаю. Я вообще толком не знаю что такое джаз.

Эта искренность смягчила Алекса и он приобнял свою подругу.
- Иди сюда, маленькая тупица, сейчас я тебе все расскажу.

К этому времени подошла администратор и пригласила их к столу. Заинтересованные взгляды проводили яркую пару.

За столом сидела оживленная компания. Алекс с недовольным лицом поздоровался и помог Алисе сесть. Он стал вглядываться в глубину зала, туда, где располагалась сцена.
- Вот там наш столик. - сказал он себе под нос. - Что за идиоты его заняли? Какой там хороший вид!

Алиса заулыбалась всем сидящим за столом. Ответом ей были одобрительные кивки и восхищенные лица. Ей особенно запомнился один взгляд. Такой спокойный, непринужденный и глубокий. Он выделял ее среди всех. Она сразу же почувствовала себя особенной. Ей захотелось снова посмотреть на незнакомца, но смущение остановило ее и она отвела глаза.

Подошел официант.
- Что будете пить?
- Алиса, я тебе советую бокал белого вина, сейчас посмотрю что они предлагают.
Незнакомец из оживленной компании снова взглянул на Алису.
- А у меня такое ощущение, что ваша девушка хочет пива.
- На самом деле хочу. А как вы угадали?
- Не знаю. У меня дар чувствовать людей.
- Да. Молодой человек, можно бокал пива?
- Так и быть. Принесите моей девушке Saison Dupont в красивом бокале, - согласился Алекс и подумал: Что за пошлость. Что за женщину я себе выбрал? Но почему она так красива? И ее запах, он сводит меня с ума. Хотя сейчас от нее все еще пахнет апельсином. Что за характер!? Как мне с ней мириться? Она же ничего не понимает. И не хочет учиться. Но я не хочу сдаваться. Я открою ей глаза. Словно спящей красавице. Разбужу ее своим поцелуем. - Мне, пожалуйста, бокал шампанского, - решительно заказал Алекс.
- Не хотите бутылку?
- Увы, я за рулем. А моя девушка предпочитает пиво. Так что мне не с кем будет разделить бутылку.

Принесли бокалы. Алиса отпила глоток и закрыла глаза от удовольствия.

- То, что надо, - вслух заметил незнакомец.

Зазвучали первые звуки музыки и послышались аплодисменты. - Дамы и господа, - поприветствовал бархатный голос, - добро пожаловать в клуб "Стихия". Желаем вам приятного вечера.

Мелодия лилась из-под пальцев пианиста. В нее вплетались звуки саксофона и флейты. Контрабас отщипывал от струн густые ритмы. Ударные сыпали дребезжащими тонами. 

- Алиса, - шепотом начал Алекс, - Джаз зародился на стыке девятнадцатого и двадцатого веков. Он как бы случайно объединил две совершенно противоположные культуры - африканскую и европейскую. Джаз - это смешение, объединение людей. Эти сложные ритмы, ты слышишь? Они изначально копировали звуки притоптывания и прихлопывания. Танцы рабов. Забавно, что белокожие почитатели приходили слушать джаз, надев свою лучшую одежду и заказывая лучшее шампанское. В то время как музыкантам не разрешали пользоваться парадным входом, только черным, - Алекс отпил из золотистого бокала, - Такой вот парадокс.
- Как скот, которого приводят на народные гуляния только для того, чтобы заколоть и вкусить его мясо. Получить то единственно ценное, что у него есть. Пульсирующая жизнь, уходящая из его вен, переходящая к алчущим людям. 
- Можно и такую параллель провести, хотя я не люблю все эти философствования. В любом случае, сейчас все изменилось. Я рад, что мы не живем в те времена.

Музыка продолжала играть.

- Почему у них нет партитуры?
- Потому что они импровизируют.
- А как они решаю кто будет вступать следующим?
- Это тебе нужно спросить у музыкантов. Можем подойти к ним после концерта. У нас еще будет минут двадцать до того, как истечет время парковки.
- Они чувствуют друг друга, - вмешался незнакомец.
- Но ведь один музыкант может продолжать и продолжать, не давая другим возможности вступить.
- Когда чувствуешь другого как себя, его игра становится твоим продолжением. А у тебя появляется возможность выдохнуть. Или, в этом случае скорее, вдохнуть.
- Такая цивилизованная форма общения, - задумчиво сказала Алиса. - Вдумываться как чувствуют себя другие, уметь выстроить диалог.

Мускул на лице Алекса дёрнул. "Почему она говорит с этим мужчиной, словно это он привел ее на концерт. Я купил эти билеты шесть недель назад! Какая наглость."

- Скажите, а вы давно знаете этот клуб? Часто сюда ходите? - вмешался Алекс.
- Я здесь впервые. Но джаз люблю. И иногда хожу слушать. Сегодня отменились кое-какие планы и вот решил зайти! Неспроста же мы собрались за этим столом. Значит нас что-то объединяет.
- Стол свободных художников. - заметил один из присутствующих.

Компания приняла это за тост и послышался звон бокалов.

- Я не буду за это пить, - Алекса съязвил сквозь стиснутые зубы, - стол неорганизованных неудачников, - и чуть громче добавил, - Наш столик находится вон там рядом со сценой. У нас возник небольшой форс-мажор и место отдали другим. В билеты для тех столиков входит ужин. Что там подают сегодня? - Алекс прищурил глаза и стал всматриваться и внюхиваться, а после с восхищением и небольшим разочарованием добавил, - Мидии в винном соусе.
- Алекс, ты голодный? Я могу приготовить что-нибудь дома.
- А мы после концерта идем в одно злачное место здесь за углом. Присоединяйтесь? - предложил незнакомец.
- Спасибо, но у нас парковка оплачена. Нужно будет забрать машину.

Посетители ритмично покачивались под льющиеся со сцены звуки джаза. То тут то там был слышен всплеск аплодисментов и небольшие вскрикивания. 

- А почему люди аплодируют в разное время? - спросила Алиса.
- Когда что-то откликается в них, они вступают в диалог. Или после отрезка, который им в особенности понравился они благодарят музыканта, - ответил незнакомец.
- Я тоже хочу попробовать.
- Вот сейчас как раз соло саксофона, когда музыкант закончит можно будет поаплодировать - предложил Алекс.
- Пусть девушка сама решит, - ответил незнакомец и обратился к Алисе, - слушай себя и как только что-то почувствуешь, начинай, мы тебя поддержим.

Алиса как только могла пыталась что-то почувствовать или, как говорили ее знакомые, уйти в астрал. Но она оставалась собой. Музыканты на сцене - искусными исполнителями. Посетители - незнакомыми ей людьми. Столы оставались столами. Стулья - стульями. Все было на своих местах. Чему тут аплодировать. Алиса отпила из бокала пива и терпкий хмель немного притупил ее чувство обособленности. Мысли, одна за другой, стали залетать в ее голову. Через какое-то время музыканты стали медленно превращаться в размытые фигуры, а после и вовсе в плоскости и линии. Их движения выглядели так неестественно. Казалось, им нужно застыть, но они двигались. Музыка приводила их в движение. Ее темп стал проникать внутрь Алисы. Сердце начало биться в такт ритмам, создаваемым этими линиями и плоскостями. Посетители слились в одно. Отблески их аксессуаров и блики музыкальных инструментов стали звездами. А все пространство вокруг - космосом. Черная бархатная поверхность и взблески звезд, созвездий и галактик. И внимание, устремленное в эпицентр пульса. Посыпались аплодисменты. Одно из созвездий вспыхнуло и угасло. Вдруг послышался звон нового пульса. Жесткого. Звонкого. Сердце Алисы перестроилось и под него. Теперь все ее тело горело и вибрировало. И каждая вибрация устремляла ее вверх. Она парила в этой импровизированной вселенной. Она была ее частью. Без нее не было бы этого целого. Но как другие знают, что она здесь? В этой комнате, парящей в невесомости за миллионы световых лет от клуба "Стихия". Комнате, собравшей бессмертные души, оставившие свои смертные тела. "Я здесь, я с вами" - кричало нутро Алисы. Движение души взвеяло ее руки и она зааплодировала.

Общий стол, за которым она сидела, как и было обещано, поддержал ее. Послышалось рукоплескание. Ударник закончил свое соло.

- Это я его остановила?
- Алиса, не все в этом мире происходит ради тебя.
- Вы вместе. Вы сделали это вместе. Вы настроились на одну волну.
- Удивительно, - задумалась Алиса и на минуту затихла. - Что-то я так проголодалась. А пойдемте ужинать?
- Прямо посредине концерта? - возмутился Алекс.
- А я смотрю ты любишь импровизацию, - добавил незнакомец, - я поддерживаю!

Он поднялся и, отодвинув стул Алисы, помог ей встать из-за стола.

Алекс не поверил своим глазам. Подавляя гнев, он шёпотом вскрикнул
- Алиса, как это понимать? Куда ты собралась?
- Это джаз, Алекс.

Девушка и незнакомец отошли от стола и направились к выходу. Ни один посетитель не бросил на них осуждающий взгляд.


Рецензии
Приоткрыли для меня культуру восприятия, Виктория.Захотелось для картинки,пропустить сквозь уХи.Может посоветуете,что то, чтоб навеяло? В любом случае,спасибо.

Владимир Журавков   13.02.2017 11:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир. Очень приятно слышать.

Могу посоветовать Майлс Дэвис и Кэнни Гарретт. Хотя я описывала небольшой джаз клуб. Такие звезды вряд ли бы там выступали.

С уважением,

Виктория Попплуэлл   13.02.2017 13:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.