Анализ одной встречи

  В январский день нового 2017 года я решила проанализировать прошедший год и пришла к выводу, что  2016 год подарил мне встречу с удивительным человеком. Его талант настолько многогранен, что его  просто нельзя не увидеть! В прямом смысле! Я  часто видела его работы из бронзы, гранита и мрамора в городе Ставрополе и не могла даже предположить, что познакомлюсь с одним из ведущих скульпторов России- Николаем Федоровичем Санжаровым. В его работах отражена история нашего Ставропольского края. Часами можно смотреть на образы героев прошлого и настоящего времени, восхищаясь творением рук человеческих. Самые известные работы - это мемориал «Холодный родник», воинам-интернационалистам, юным защитникам  Отечества, памятники  М.Ю.Лермонтову,  А.П. Ермолову,генерал-губернатору Н.Е. Никифораки, мелиораторам Ставропольского края…
Аллея Почетных граждан города Ставрополя с бронзовыми портретными барельефами  манит к себе любителей сфотографироваться на фоне таких  почётных граждан как Г. Н. Прозрителев, В. Г. Гниловский, Г. А. Беликов, В. С. Маркарьянц, В. Г. Казанцев, Г. М. Рябушко, Гедеон – митрополит Ставропольский и Владикавказский (А. Н. Докукин), В. А. Казначеев…
  Творения Санжарова - это реальность нашей жизни, ставшая привычной необходимостью. А чем занят  скульптур сейчас? Об этом знает только он сам и узкий круг людей. А мне посчастливилось попасть в его мастерскую и увидеть одну из его  будущих работ. Сразу скажу - это было несколько таинственно, ведь  ещё только шла работа над созданием образа легендарной женщины. Да ,да! Именно над созданием памятника Риммы Михайловны Ивановой работает сейчас скульптор.
Есть документальный фильм «Святая Римма», посвященный  её памяти . Она– уроженка г. Ставрополя, родилась  15 июня 1894 года. В годы Первой мировой войны ушла на фронт сестрой милосердия и в момент, когда при атаке погибли оба офицера роты, сама подняла солдат и повела в бой. Позиция была взята, однако сама девушка не пережила сражения. Посмертно удостоена орденом Святого Георгия Победоносца IV степени, став единственной в России женщиной-кавалером этого ордена и единственной женщиной, награжденной орденом посмертно. Её подвиг стал одной из ярких страниц военной истории России. А вот  её образ пока ещё не увековечен в  скульптуре.
  Я внимательно рассматриваю работу Санжарова Николая Федоровича. Он  рассказывает мне о Римме Михайловне. Она училась в городской Ольгинской гимназии, где была одной из лучших учениц. После окончания гимназии Римма стала работать учительницей в земской школе села Петровского Благодарненского уезда. Она мечтала продолжить образование в столице, но вспыхнувшая война заставила ее изменить свои жизненные планы. Римма Иванова возвратилась в родной Ставрополь, окончила там курсы медсестер и поступила на работу в госпиталь для больных и раненых воинов, а затем, несмотря на протесты родителей, 17 января 1915 г. добровольно отправилась на фронт, чтобы оказывать помощь русским воинам на полях сражений. Она была зачислена санитаром в 83;й пехотный Самурский полк сначала как мужчина, под именем Ивана Михайловича Иванова, но позже «натурализовалась» в своем природном качестве с подлинным именем. Молодая, хрупкая Римма самоотверженно бросалась туда, где ждали ее помощи. Во время кровопролитных боев в Карпатах она получила свою первую награду — Георгиевскую медаль 4;й степени — за вынос с поля боя раненого прапорщика Гаврилова. Вторую медаль ей вручило командование за спасение прапорщика Соколова и восстановление поврежденной линии связи. В июле 1915 г. Иванова ненадолго съездила в отпуск навестить тяжело заболевшего отца, а затем снова вернулась на фронт, но, по настоянию родителей, уже в 105;й Оренбургский пехотный полк, в котором младшим воен-врачом служил ее родной брат Владимир. Однако Владимиру Иванову не удалось удержать сестру при полковом лазарете, она снова отправилась на передовую, где в первых же боях заслужила Георгиевский крест 4;й степени за спасение раненого командира полка полковника А.А. Граубе.
   Всего за время пребывания на фронте ей удалось вынести из;под огня около 600 раненых солдат и офицеров. 9 сентября 1915 г. Оренбургский полк участвовал в тяжелых боях в ходе Свенцянского прорыва немцев. Римма, как всегда, находилась на передовой, спасая жизни пострадавшим. В ходе боя у села Доброславки (севернее города Пинска в Белоруссии) в 10;й роте погибли оба офицера, солдаты смешались и стали отходить. Тогда фельдшер Римма Иванова собрала вокруг себя отступающих и повела роту в атаку. Руководимые сестрой милосердия солдаты выбили противника из окопов и захватили вражескую позицию, но сама Римма при этом была смертельно ранена разрывной пулей в бедро и скончалась на руках бойцов. По словам очевидцев, перед смертью она прошептала: «Боже, спаси Россию…» и перекрестила окруживших ее рыдающих солдат.
   В полку тяжело переживали смерть сестры милосердия, которая за короткий срок сумела завоевать искреннюю любовь и уважение фронтовиков. Командование полка, поддержанное командиром дивизии, ходатайствовало о награждении ее посмертно офицерским орденом Святого Георгия 4;й степени. Но Римма не была не только офицером, она не была даже военнослужащей, поэтому командующий фронтом не мог самостоятельно принять решения о награждении и сделал соответствующий доклад на имя императора.
  По требованию личного состава Оренбургского пехотного полка был забронирован специальный железнодорожный вагон, в котором тело погибшей патриотки 25 сентября было доставлено в ее родной город. При огромном стечении народа погибшая была торжественно, с воинскими почестями похоронена в ограде Свято;Андреевского храма. Протоиерей Симеон Никольский, по благословению ставропольского архиерея, написал и опубликовал брошюру «Памяти героини долга, сестры милосердия Риммы Михайловны Ивановой», в которой проводил мысль о необходимости причислении Ивановой к лику святых Русской Православной Церкви. Великий князь Николай Николаевич прислал на могилу Риммы серебряный венок, перевитый Георгиевской лентой.
… Уходя из мастерской скульптора я еще раз убедилась в том, что Микеланджело был прав, написав:
Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца.
.. И сейчас, анализируя  прошедший год, я  благодарю судьбу, давшую мне  встречу с человеком, жизнь которого связана с историей Ставрополья и благодаря которому сохраняется память  в его творениях. Все его памятники разные по композиции и стилю. Он старался выполнить их в зависимости от темы, образа и времени, когда происходили события в судьбах его героях, относясь ко всему в жизни творчески. И также  творчески, нужно относится к жизни и нам, помнить и ценить людей.


Рецензии
Чудесный очерк.Получил удовольствие.Советую разделить энтером на абзацы - легче читается. С уважением.

Вадим Егоров   09.07.2017 20:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.