Исповедь либерала

Книга о.Всеволода Чаплина «Вера и жизнь» представляет интерес для церковного человека, который давно хочет узнать, что стоит за конфликтом протоиерея с Предстоятелем Русской Православной Церкви. Часть книги напоминает содоклад  Его Святейшеству на  Архиерейском Соборе или епархиальном собрании. Рассматриваются все вопросы церковной жизни, особенно через призму отношений с государством. Сведения о Предстоятелях Церкви и известных священнослужителях скудны, общеизвестны и безобидны. Наибольший интерес для меня лично представляют воспоминания о. Всеволода о ранних годах юности, его крещении и вхождении в Церковь. У меня есть возможность сравнить это со своими, аналогичными воспоминаниями.

Удивляет и даже коробит некая поверхностность сына представителя технической интеллигенции, происхождение которого вроде бы обязывает к более глубокому анализу церковной жизни. На мой взгляд, не в пользу протоиерея говорят его воспоминания об участии в разнообразных тусовках с людьми, с православной точки зрения сомнительными. И особенно, о пьянках и гулянках, что представляется просто невозможным для человека, недавно крестившегося.

Для человека из среды технической интеллигенции самым трудным было при вхождении в Церковь понять Ее обрядность. Плохие по качеству и порою безвкусные иконы, некоторая театральность в богослужении, помнится, были для меня главным препятствием. Другое дело - литература по догматике, агиографии, истории Церкви, обильно поступавшая из Джорданвилля. Она вызывала у меня горячий интерес. Некоторая отдаленность от иерархии и священнослужителей была вполне естественна. Ригоризм новообращенного  требовал общения с монашествующими, а не с модными батюшками, своими манерами и широкими взглядами вызывавшими шок у новых христиан. Ничего этого мы не видим в воспоминаниях о.Всеволода. Тусовки хиппи, слишком простое принятие церковного быта и довольно свободное общение с иерархами, на мой взгляд, свидетельствует о несерьезности намерений будущего протоиерея. Непонятно, почему он был так тепло принят некоторыми архиереями. Их успокаивала эта несерьезность? Отсутствие всякого образования и стремления к его получению представляют собой исключения для молодого человека тех лет. Хождение по костелам, баптистским собраниям и т.д. немыслимо было ни для меня, ни для моих знакомых и товарищей тех лет. Круг же его знакомых, составленный по покровским пивнушкам, был просто одиозным.

Но, надо отметить, что о. Всеволод все-таки стал возрастать в духовной жизни, занялся самообразованием и пришел к тому, к чему неизбежно должен был прийти. И сегодня задумался о многих реальных проблемах Церкви. Но как мне кажется, так и не дошел до главного вопроса: любая власть, кроме исторически для православия оправданной, будет для Церкви внешней, и взаимодействие с ней будет напоминать игру в кошки-мышки, что, впрочем, хорошо видно из его книги. Сегодня она бросается на шею Церкви, а завтра делает вид, что с Нею незнакома. В книге дана очень сдержанная и, на мой взгляд, трезвая оценка президенту В.Путину: «Он умеет сказать «нет» Западу, но продолжает, как и все советские люди, во многом воспринимать его как оптимальную модель...»
В общем, воспоминания об архиереях и клириках довольно спокойные и осторожные. Критика Патриарха - явное следствие не расхождения во взглядах, а личной обиды. А любовь, как полагается для либерала безграничная, охватывающая всех и вся от о.Александра Меня с о.Георгием Кочетковым до Владимира Осипова и Константина Душенова. Но в целом эти воспоминания, выпушенные известным издательством «Алгоритм», лишенные всяких разрешений, благословений и грифов, представляют интерес своей живостью и независимостью, хотя, конечно, не найдут места на полках книжных магазинов, которые теперь оккупированы либо новыми переводами новых греческих старцев, либо книгами, составленными православными христианками на основе материалов, скаченных из интернета и дающих ответы абсолютно на все вопросы жизни от рождения до самой смерти. Эту книгу можно читать.


Рецензии