Князь Ярош. Глава 24

…Они сидят в горенке, в которой за пять лет почти ничего не изменилось, все те же травы под потолком, та же утварь. Только на потемневших от времени и копоти стенах появились полки с множеством закрытых глиняных горшков.

Ярош, Зорянка и Пивень сидят на лавках, за большим столом. Евтей, уткнувшийся в миску, - в углу, на полатях. На столе стоит каша с зайчатиной, хмельной мед в глиняных кружках.

- Ну, таперя давайте выпьем чашу за здравие моих деток! - говорит Пивень и поднимает кружку. Они чокаются. Выпивают. Молча едят кашу.

Зорянка кладёт ложку на стол и хихикает. – Ой, че-то у мене в голове так чудно!

- То от непривычки, - говорит Ярош. - Можа ты прилягешь?

- Ага. - Зорянка хочет встать из-за стола и опять опускается, - Ой, ноги не идут!

Ярош берет девушку на руки и кладёт на полати, за спиной Евтея. Зорянка сворачивается клубком. Ярош укрывает ее овчиной.

- Ну, а теперь, тятя, рассказывай. Что с тобой, было? - говорит юноша.

- Ага, - хмурится Пивень, - А у мене так было. Подхожу я к палисаду и крик твой слышу, а я ужо тогда сомневалси в князе. Больно лукав он стал. Потому и табе отпустил вбок идти. Я, знач, токо за ствол хотел спрятатся, тут мене стрела и ударила в глаз. Скользом так. Я - в засеки. Сам ниче не вижу. Кровь глаза заливает. И перелезаю, и перелезаю через стволы, да нога и застряла. Я тока услыхал: хрясь! И обеспамятел. Очнулси, значитца, впотьмах ужо. Чую: в крови весь, хотел подняться, да и опять от боли упал. Под утро, ужо, палку к ноге привязал и пополз проход искать. Проход я нашел, выполз наружу, до отнорка добралси. Потома посадских побитых нашел. Ползал вокруг мертвецов, ползал, все табе высматривал. Ну, думаю, можа убег от княжьей-то благодарности, да и в засеках где прячешься, али в новый посад пошел.

И подалси я вдоль засеки к первому закатному ходу. А сам - то в памяти, то, как в бреду; то упаду, то - встану; горю весь, рана на лице нарывает, дергает, на ногу не ступить. Дён десять, наверное, то ли шел, то ли полз. Все-таки добралси.

В городище княжье не пошел, в посаде хоронился. Все думал: вот щас князь нагрянет! А его все нет, да нет. Евтей тута мене и нашел. Напужал вначале. Все палкой махал... Эт я потом понял. Как он че сказать или показать хочет, руками махать зачинает...

В горницу свою приполз потома. Травками, да зельями подлечиться. Да-а. Токо нога срослася криво. - Пивень поглядел вниз, - Вот, охромел посля того. А, еще долго потома мучалси: да хто ж замок на сундуке моем сбил? Дверь то в горенку была на замке, а Евтей где ключи висели не знал. Князь? Ан - нет. Следов жеребца его не было. Ну, решил: то домовой пошалил. Вон, - кивнул он в угол, - миску ему с тех пор выставляю. - Пивень усмехнулся, - А он, вот какой, домовой был тута. Сынко мой тута был...

…Сумерки. На берегу речки Завитой, между двух старых дубов, стоит деревянный идол. У его подножья горит костер. Рядом стоят Пивень с Ярошем, Зорянка и Евтей.

У Пивня в руке глиняная кружка. Он тонкой струей льет содержимое в шипящий костер. - То табе, Перун, наш мед хмельной. Мед табе от мене: Пивня. А Пивень говорит табе: Перун, жив сын мой Ярош. Вот он пред образом твоим стоит. Ты не делай мене укоризны, что я тризну по сыну справил. Ум мой мал, а стрелы княжьи быстры. Вот и удумалась мене сия глупость. И оплакал я сына свого здеся. И ты тому свидетель. Но седни ты чудо явил мене. И указал, как мал человече пред тобой. И как глупа его гордость. За то велика тебе благодарность, Перун-бог! Да пребудь ты в небе вечно, бог-громовник!.. Омма!..

Пивень, из кувшина, наливает мед стоящим вокруг Ярошу, Зорянке и Евтею.

- Здравие твое, сын! - говорит Пивень и чокается с ним. - Живи долго!


Рецензии