Князь Ярош. Глава 26

РАССВЕТ

У Перунова идола стоят: Пивень с окровавленной лошадиной головой, Ярош с длинным шестом в руках и в полном боевом облачении, Зорянка и Евтей. За их спинами лежит тело одной из огрянских лошадок. То место, где у нее голова, присыпано травой.

- Перун! - обращается Пивень к божеству, - Воистину, голова жертвенного коня - то утро, его глаз - солнце, его дыхание - ветер, его раскрытая пасть - огонь. Прими сию жертву рассветную в честь сына мово Яроша!

Ярош наклоняет шест и Пивень нанизывает на него лошадиную голову. Взяв у Яроша шест с головой, он ставит его рядом с собой и продолжает. - Мой сын молод и силен. И он воин. Последний воин нашего роду. А городище, и селище, и земли, что пред табе лежат, потом и кровью холопьев политые, без хозяина обретаются. И запустению преданы будут, коли не дать им князя нового, взамен сгинувшего в яме позорной. Так прими, Перун, хозяина нового и послухай его слово!.. Омма!..

Ярош снимает с себя доспехи и кладёт их у подножия идола. Кинжалом, он чертит себе левую ладонь и прикладывает кроваую полосу к Перунову телу.

- Перун, бог-громовник! - говорит юноша. - Я называю тебя чрез мою кровь, и вызываю тебя чрез мою кровь. Да снизойдет твое благословение на мой щит и мой лук, на саблю мою и щит мой, на моих родичей, на мой дом, конюшни, хлева, на семя мое пусть снизойдет! Пусть снизойдет благословение на имя мое новое. А имя мое таково: князь Ярош! Да снизойдет твое благословение моей кровью и твоей милостью! Будь мне радостью, всемогущий помощник моих отцов, мой покровитель и охранитель моей жизни! - Ярош моргает, на его глазах блестят слезы. - Сохрани мене, князя Яроша, как твово доброго сына, и я возблагодарю тебя и прославлю тебя! Помоги мене, всемогущий, и услышь мене! То, что я сделал по нерадению дурного пред тобой, прости мене! - Ярош замолкает, глотая слезы. - Но не запамятуй, что я честно отдавал дань во имя чести, радости и спокойствия моих родичей. Сверх того я, припадая, трижды целую землю.

Ярош падает на колени и трижды целует траву у подножия. - Пошли мне преуспеяние в делах, и да будет с тобою мир!.. Омма!..

Он замирает на коленях, глядя вверх, на облитую утренним солнцем, красную голову Перуна. По его щекам катятся слезы.



В ПОЛДЕНЬ

В речке Завитой, по колено в воде, взявшись за руки, стоят Ярош и Зорянка. Они в длинных белых рубахах, но у Зорянки поверх еще наброшена рыболовная сеть. Их распущенные волнистые волосы, с вплетенными цветами, колеблет легкий ветерок. На голове у девушки - венок из трав и цветов. Перед ними стоит Пивень и держит над их головами толстый пучок травы, с которого течет вода. На берегу, с Пивневской клюкой, сидит Евтей.

- Светлой водой окропляю вас и стираю с вас все узороки и призороки! Омма! - торжественно говорит Пивень, водя пучком над их головами, - Светлой водой окропляю вас на согласие и любовь! И даю табе, князь Ярош, в жонки Зоряну. И отныне прозыватся она будя княжна Зоряна Ярошева! И отныне вы с ней одно! И пусть лягет благословение на чрево ее, и пусть принесет она табе девять сынов-богатырей!.. Омма!..

Пивень опускает траву. Зорянка испуганно глядит, то на Яроша, то на его отца.

…Молодожены сидят на берегу речки.

- Ты че печальна, Зорька? - спрашивает Ярош.

- Богатырей боязно рожать. Ажно девять. Вдруг не получица.

- Эт так говорится токо. Можно и менее рожать, - успокаивает ее муж.

- Ярош, Зоряна! - доносится издалека голос Пивня.

- О! Идем. Чет покажу! - вскакивает Ярош.

…Ярош и Зорянка только что вошли в терем. Рядом с кроватью стоит сундук.

- Че это, Ярко? - спрашивает Зорянка.

- То подарки тебе.

Ярош поднимает тяжелую крышку. Зорянка заглядывает и вскрикивает.

СУМЕРКИ

Зорянка, в парчовом халате, сидит посреди спальни и разглядывает вороха разбросанных по терему вещей.

- Зорька! - кричит со двора Ярош. - Иди, гляди, кака у мене кольчуга да щит! А меч какой!..

- Потома! - кричит она в ответ.



НОЧЬ

Княжеский терем. Неверный свет плошки.

Ярош, в кольчуге, сидит на кровати и разглядывает красный щит с золотым оленем. Зорянка стоит посреди спальни и прикладывает к пурпурной тунике, которой обернуто ее тело, шкуру барса.


РАССВЕТ

Княжеский терем. Кругом разбросаны вороха одежды. К кровати прислонен меч.

Ярош храпит, открыв рот. Он под одеялом, но в кольчуге и шлеме.

Рядом спит Зорянка. Она голая, на голове у нее кунья шапка, а на ногах красные сапожки.


УТРО

Княжеский терем.

Ярош, в шлеме, в кольчуге, достающей до колен, но без портков, стоит посреди терема, опершись на меч.

Зорянка, зарывшись по шею, спит в ворохе нарядов. Одна щека ее прикрыта волною черных волос, другая - покоится на красном, как рубин, лисьем хвосте.

Так начиналась Русь.


КОНЕЦ


Рецензии