Штрихи к портрету. Ольга Берггольц

1. Поэтесса-блокадница

Поэтический талант Ольги Берггольц расцветает в суровые дни ленинградской блокады.

Поэзию Берггольц крестит жестокая война.

Поэтесса Берггольц готова мстить врагам «за боль, за смерть, за горе на земле».

Лирика в поэзии Берггольц сдержанная, мужественная, без любовного трепета.

Самоотверженна блокадная любовь Берггольц к умирающему супругу. Это любовь отчаяния и надежды.

Берггольц сокрушается после смерти мужа, самого дорогого и близкого человека.

Блокадная любовь Берггольц проста, пряма, без обиняков: сегодня она горюет по одной любви, завтра радостно встречает другую любовь.

В стихах военного времени Берггольц выковывается «горькое блокадное родство», любовь к родине и человечеству.

В личной жизни и в стихах блокадного времени Берггольц воплощается «всечеловеческая женская сила».

В тех случаях, когда Берггольц пишет трафаретные патриотические стихи, они не убеждают, не волнуют. Вряд ли это большая поэзия.

1. Конфликт с Советской властью

Душа Ольги Бергольц, словно горящая свеча, трепещет на холодном ветру жизни.

В молодости Берггольц окрыляет вера в революцию и социализм. В последующие годы она испытывает разочарование в строительстве коммунизма.

Высокое гражданское чувство Берггольц сопровождается с враждебностью к власть имущим. Она любит советскую страну и ненавидит её правителей.

Берггольц называет партийных боссов «держимордами»!

Находясь в состоянии «гражданской скорби», Берггольц мечется между коммунизмом и антикоммунизмом, пока неприязнь к Советскому Союзу окончательно не растлевает её душу.

Веря в социализм и воплощая его идеалы в жизнь, Берггольц постепенно начинает понимать, что её усилия бесполезны. Всё чаще и чаще социализм показывает ей своё отвратительное лицо.

Берггольц делает неутешительный вывод: «Ложь разрушила её (т.е. воображаемую коммуну) изнутри».

Берггольц - пламенная антисталинистка! Её ненависть к Сталину поистине страстная!

Бергольц горячим сердцем принимает или отвергает социализм: третьего ей не дано!

Стихи Берггольц глубоко выстраданы как в советский, так и в антисоветский периоды её жизни.

Поэтесса-блокадница готова идти до конца в отстаивании своих идеалов, включая и фанатичный антисоветизм.

«Свобода сердца моего - единственная свобода», - пишет Берггольц.

В мужественной Берггольц живёт «непобеждённая душа».

3. Берггольц, Шостакович и другие

«Дневник» Ольги Берггольц прямо и косвенно связан с мемуарами Александра Герцена, в которых она находит «наивысшую правду». Это вполне объяснимо, если учесть тот факт, что критик и поэтесса - немцы по крови!

«Дневник» Берггольц по искренности и силе чувств сопоставим с автобиографической прозой Марины Цветаевой, но это не относится к стихам обеих.

Для Берггольц совесть и власть не совместимы, хотя поэтесса некоторое время совмещает их. Напротив, Владимир Маяковский пускает пулю в грудь. У Бергольц иная трагедия: она впадает в алкогольную зависимость.

Берггольц, подобно Дмитрию Шостаковичу, двулична. Поэтесса пишет подлинные и неподлинные стихи, композитор – подлинную и неподлинную музыку.

Берггольц служит идее социализма, опираясь на «остатки веры» в коммунистическое завтра. Точно в таком же положении находится Дмитрий Шостакович. Они поражены двуличием!

Берггольц вспоминает года «мучительного раздвоения», когда она служит социализму, не веря в него. В это время у поэтессы «две жизни - настоящая и официальная». Здесь лежит ключ к пониманию раздвоенной жизни Дмитрия Шостаковича.

Бергольц с душевным участием принимает трагическую и героическую жизнь народа. Этим же отличается и Дмитрий Шостакович.

Сталинский коммунизм для Берггольц - «система», некая бездушная машина. Именно подобного рода машина надвигается на слушателей в эпизоде «нашествия» из Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.

Берггольц выступает против диктатуры Сталина, однако она ближе стоит к народу, чем Анна Ахматова, Осип Мандельштам, и Дмитрий Шостакович.

Анна Ахматова, Лидия Чуковская, Надежда Мандельштам, Ольга Берггольц ненавидят советскую власть всеми фибрами души! Эти незаурядные дамы останутся в памяти людей, как злобные антисоветские фурии!


Рецензии