Хамза и Фархунда. Как убивают правду

Хамза и Фархунда
Как убивают правду

Нет предела человеческому невежеству, оно всегда грубой силой восстает против знания и просвещения. По сути, оно, то бишь невежество, и не может предложить ничего иного. Так, когда-то сожгли на костре Инквизиции Джордано Бруно. Он был монахом, и, конечно, церковь не могла простить ему свободы мышления. Одной из концепций Джордано Бруно было то, что Бог не является личностью, физическим лицом, по образу и подобию которого создан человек, а скорее некой высшей материей, взаимосвязанной с нашей Вселенной. Он отрицал и непорочное зачатие Христа. Со многими умозаключениями Джордано я, пожалуй, не соглашусь, однако путь мыслителя состоит из проб и ошибок, без которых невозможно добраться до истины. Отличительной же чертой невежества является отрицание и непринятие, не подкрепленные знаниями и фактами. А также категоричное размежевание на правых и неверных.

Невежество может основываться как на религиозных, так и на атеистических убеждениях, а подпитывается оно за счет массовой информации, искажающей или недоговаривающей факты.

Как пример: все от мала до велика знают, что в Исламе наказание за прелюбодеяние для состоящих в браке - забивание камнями. Однако мало кто знает, что в Коране предусмотрено совсем иное наказание - 100 ударов плетью. Забивание же камнями практиковалось древними евреями и арабами до Ислама. Эту традицию после смерти Пророка Мухаммеда быстро и охотно возродили, чему весьма способствовала общая необразованность населения. Так же дело обстоит и со смертной казнью для геев, в то время как Коран говорит лишь об изоляции таких людей до тех пор, “пока Аллах не укажет им выход из положения”.

Но если в прошлом невежество народных масс легко можно было списать на общую неграмотность и слепую веру священнослужителям и лидерам, то в наш век просвещения, казалось бы, невежеству уже нет места. Однако главная опора  невежества в наше время вовсе не неграмотность, а праздность и леность ума. А зачем светским и религиозным лидерам невежественный народ? Для того, чтобы легко управлять этим самым народом по своему усмотрению.

18-го марта 1929 года был забит до смерти великий узбекский поэт, музыкант, драматург и просветитель Хамза Хакимзаде Ниязи. Человек, который боролся против закоснелых и абсурдных обычаев, усложняющих жизнь и служащих верной опорой невежеству населения, он организовал первую школу в Коканде, чтобы учить грамоте детей бедноты, а также курсы чтения и письма для рабочих. В его школе учились как мальчики, так и девочки. Он боролся с коррупцией шейхов, установивших неограниченную власть посредством религии, использующих религию, как инструмент силы и контроля.

Он разоблачал абсурдность и неестественность существующих порядков и законов, приписываемых так называемому шариату, которых в действительности не существует в Священном Коране. В частности, лечение мусульман докторами других конфессий, воспринимавшееся необразованным населением как страшный грех. А также изображение человека в живописи и скульптуре, якобы запрещенное Аллахом, - в действительности же такого запрета не найти в Коране.

Позже под предлогом этого же несуществующего запрета в Афганистане по приказу лидеров Талибана были уничтожены бесценные творения искусства. Известно о том, как работники галерей с огромным риском для жизни покрывали холсты, изображающие людей, новыми “живописями” пейзажного характера, чтобы сохранить работы старых мастеров. В киностудиях прятали “запрещенные” пленки о жизни и быте людей до лучших времен. И невежество снова взяло верх над просвещением.

После Октябрьской революции Хамза организовал передвижную театральную труппу, гастролировавшую по всему Узбекистану, а в 1926 году открыл первый в СССР детский дом.

Самый известный его сборник поэзий “Душистая роза” включает в себя стихи любовного, а также острого социального характера, разоблачая изъяны современного общества.

Большой популярностью пользовалась пьеса Хамзы “Тайна паранджи”, в которой раскрывается тяжелая судьба узбекских женщин, угнетенных обычаями и законами так называемого шариата.Именно за драматургическую деятельность, а в частности после показа спектакля "Отравленная жизнь" заскорезлые и недалекие местные шейхи заставили отцу Хамзы публично отречься от сына в качестве меры воздействия на поэта.

Колоссальное культурное значение для народа имела его деятельность фольклориста. Так, собирая в различных районах Узбекистана народные песни, он исполнял их на национальных инструментах. Сохранилось и несколько десятков его собственных песен.

“Под небосводом мир простерт немыслимым базаром:
Там каждый со своей бедой, как продавец с товаром”, писал Хамза в своих Газелях.

Он боролся за права женщин и рабочих, обездоленных и угнетенных. Напомним, что в то время рабочих рассматривали, как рабов, а женщин продавали, как товар. Любопытно также, что женщинам было запрещено посещать мечеть (этот абсурдный запрет до сих пор существует в Пакистане).

8 марта 1929 года Хамза организовал женский праздник, в результате которого 23 женщины сбросили паранджу.
Несколькими днями позже он был забит камнями агрессивной и невежественной толпой, натравленной на него местными шейхами.

Почти столетие спустя, 22 марта 2015 года в Афганистане была забита насмерть, сожжена и сброшена в реку 27-летняя девушка Фархунда, вся вина которой была в том, что она посмела упрекнуть шейха, продававшего в мечети талисманы, в том, что эти самые талисманы не приветствуются Кораном. Разгневанный священнослужитель, видимо, в желании отомстить или же просто показать свою власть, публично объявил о том, что девушка сожгла Коран. И снова хочется напомнить, что в самом Коране подобное действие никакого наказания не предусматривает, как и вероотступничество, о чем говорится во многих сурах и аятах, включая известную суру аль-Каафирун: “... у вас своя вера, у меня своя”.

Однако же власть шейхов - неограничена, а обычаи и традиции, именующиеся исламом, давно заменили Ислам как таковой. Услышав крики шейха, озлобленная и слепая толпа набросилась на беззащитную девушку. Ее избили до смерти, мертвое тело, превратившееся в бесформенный комок одежды и крови, протащили через город и подожгли. И невежественная толпа ликовала.

Обвинения в поджоге Корана с Фархунды было снято посмертно, однако невежества в нашем мире не стало меньше.


Рецензии
Ирис, рада знакомству! Я вот уже несколько дней не могу прийти в себя, узнав о судьбе этого великого Человека (набрела в интернете на фильм "Огненные дороги" моего любимого с детства Узбекфильма). Теперь цель - поклониться его памяти, посетив мавзолей - если он ещё цел... Хамза- личность размаха эпохи Возрождения. По многогранности талантов, многосторонности деятельности. Как такую личность предать забвению???! Позор! Его надо чтить и поклоняться, как светочу. Вы правы - невежество, воинствующее, беспредельное-страшная угроза, которой надо противостоять всеми силами, повсюду. Ищу сейчас в интернете всё, что есть о его короткой жизни. Но так мало... Истина занесена многолетними песками лжи, которая сопровождала постоянно и самого Хамзу...

Нора Нордик   21.02.2019 09:25     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Нора, взаимно! Извините, что не сразу смогла ответить. Да, Вы правы, забывать таких людей - это просто преступление. К сожалению, о жизни Хамзы действительно мало известно, в фильме "Огненные дороги" много вольностей, но все же он дает хорошее представление о личности поэта. Опять же, к сожалению, мы живем в странное время перевернутых с ног на голову ценностей, когда героев предают забвению, а предателям возводят монументы. В такое время особенно важно докапываться до истины. Очень рада встретить в Вашем лице единомышленницу. Удачи Вам в поисках истины.

Ирис Зимбицка   13.03.2019 14:11   Заявить о нарушении
Очень рада, Ирис, взаимопониманию!

Нора Нордик   13.03.2019 14:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.