СОХМ. Брюллов и правда жизни
Однако в реальности все оказалось гораздо прозаичнее. За немалые для небогатого любителя искусства 250 рублей их вниманию было предложено с полсотни работ не самого высокого класса. Из запасников вытащили не самые удачные наброски, копии и версии. Относительно удачных и полностью законченных портретов было от силы штук пять. Некоторые работы производили впечатление откровенно брошенных на полпути как неудавшиеся или отвергнутые заказчиками. К большому своему удивлению, я заметил, что, несмотря на прекрасную графическую школу, Брюллов отнюдь не везде гениален как рисовальщик, позволяя себе не просто небрежность, но и явные ляпы. Все это наверняка не предназначалось для публичного просмотра.
Остальное позволяло судить лишь о кухне великого художника, поисках решения и движениях мысли, но не более. Это любопытно для профессионала, но не для простого любителя живописи, желающего познакомиться с неувядающими шедеврами. Но, даже наиболее известная и значительная картина «Последний день Помпеи» была представлена лишь как один из небольших предварительных эскизов. Некоторые вещи отчетливо отдавали салонной красивостью, если не пошлостью, представляя не более чем бытовые картинки для женских журналов. Их сюжеты отмечены примитивностью, а образы приторной слащавостью. Издавна испытывая пиетет перед великим соотечественником, я был жестоко разочарован в своих ожиданиях.
Тем не менее, моя поездка не прошла даром. В полном одиночестве я поднялся на второй этаж и под бдительным присмотром хранительницы культурных ценностей прошел по пустым залам фотовыставки. А вот здесь меня ждало много очень интересного и неожиданного. Большинство их представленных кадров никогда ранее мне не попадались на глаза, хранясь, возможно, в разнообразных спецфондах. Очень любопытны снимки былых вождей, запечатленных в самой непринужденной обстановке, как Сталин с соратниками Рыковым, Зиновьевым, Бухариным и Берией на отдыхе. Никогда я не видел ранее Николая II, пилящего дрова в тобольской ссылке, Дыбенко и Махно вместе или Колчака и Троцкого перед своими войсками.
Но более всего меня заинтересовали портреты простых людей, крестьян, рабочих, красноармейцев. Именно они очень наглядно показывают, какие народные массы всколыхнула революция, кого подняла на поверхность и призвала во власть, вручив винтовки простым бабам или кожаные портфели новым бюрократам. Вглядываясь в их лица, детали одежды, интерьера видишь то время таким, каким оно было на самом деле, а не приглаженным плакатными красивостями и пропагандистским пафосом профессиональных красавцев-актеров в картинах советских живописцев и кинематографистов. Особенно хорошо видны грязь, нищета и забитость народа на фоне сытых и самодовольных властителей их судеб.
Отдельно хочется сказать о цикле фотографий, отражающих повседневную жизнь ГУЛАГа. Явно постановочные кадры столовой с белыми скатертями, официантками перед пустыми столами и чистенького клуба-читальни явно для вертухаев и их начальников разительно контрастируют с примитивными нарами для убогих зэков, робко поглядывающих исподлобья на фотографов в штатском. Символичен херувим с разрушаемого Храма Христа Спасителя с накинутой на шею веревкой. И уж полным апофеозом коллективному безумию выглядит кадр, запечатлевший пионерлагерь на учениях по гражданской обороне, выглядящий как жуткий сюрреалистический кошмар.
В итоге обе выставки создают весьма редкий, но чрезвычайно выразительный симбиоз, выявляющий их взаимосвязь лишь при последовательном и вдумчивом изучении этих экспозиций, разместившихся одна над другой. Картины Брюллова показывают навсегда утраченную Россию (и Италию) 19 века с утонченной красотой благородных ликов русской аристократии и пасторально-идеализированных италийских крестьян. Ну, а фотовыставка раскрывает нам ту советскую Россию, которую мы обрели в 20 веке, во всей ее неприглядной откровенности и грубости, далекой от парадного официоза и беспощадно срывающий романтичный флер с ужасов гражданской войны, послевоенной разрухи, трудовых подвигов энтузиастов, передовиков и чекистов.
Очень жаль, что на фоне явно халтурной выставки из северной Пальмиры, рассчитанной на провинциальных профанов, столь неординарная и волнующая фотолетопись осталась фактически незамеченной и обойденной зрительским вниманием. Она явно стоит своих 150 рублей за билет и оставляет только сожаление о своей компактности и желание увидеть на столетие пресловутого Октябрьского переворота нечто подобное, но гораздо более обширное уже в столице. Правда таких фотодокументов позволит очень наглядно и однозначно понять его истинное значение для судеб России и остального мира. Ну, а у самарцев есть еще время до ее закрытия 5 февраля. Очень рекомендую не пропустить.
Свидетельство о публикации №217011101682