О рассказе Леонида Андреева Петька на даче

ДВА МИРА - ДВЕ ЖИЗНИ

Рассказы Леонида Андреева, создававшего свои произведения на рубеже 19 и 20 веков, всегда потрясают особой, пронзительной остротой чувств и переживаний героев и заставляют читателя горевать, радоваться, плакать, надеяться, верить, разочаровываться вместе с литературными персонажами. Кто сказал, что незадолго до Октябрьской революции народ России жил вполне прилично и достойно? Рассказы очевидца той эпохи  Леонида Андреева полностью опровергают это мнение, активно навязываемое сейчас читающей и нечитающей публике.
Жизнь бедняков в России была беспросветна! И рассказ «Петька на даче» - очень яркая иллюстрация этого тезиса.
Десятилетнего мальчишку Петьку – худого, замурзанного, вялого, ко всему равнодушного подростка – мать-кухарка вынуждена была отдать «в люди» - служить мальчиком-подавальщиком воды  в третьеразрядной парикмахерской. Там кругом грязь, мухи, грубость и небрежение. Там второй подмастерье – Николка - показывает Петьке самый дурной пример поведения: курит, ругается скверными словами, сплёвывает сквозь зубы. Всё это уныние и серость повторяется изо дня в день, и немудрено, что Петьке тоскливо и неприютно в этом тоскливом и грязном мире. Скука повергает мальчика в неестественное для ребёнка сосотяние: полудрёму без мыслей, без желаний и интереса к жизни. Недаром автор несколько раз подчёркивает, что около глаз и под носом у Петьки проявляются тоненькие морщинки, «как у состарившегося карлика».
У мальчишек в парикмахерской есть одно-единственное развлечение: смотреть на близлежащий бульвар, где время от времени происходят драки и где можно увидеть всю грязь жизни, настоящее дно. Там деклассированные элементы –  вульгарные мужчины и порочные  женщины – пьют, целуются прямо на лавках, ругаются, устраивают потасовки. Естественно, что у Петьки складывается впечатление, что вся окружающая жизнь такая – некрасивая, унылая, беспросветная. Но, в отличие от Николки, Петька не испытывает удовольствия при виде всего этого безобразия. Он просто равнодушен ко всему. И не знает, что есть ДРУГАЯ ЖИЗНЬ, недоступная ему, неведомая… Однако, смутные желания попасть куда-то в другое место, увидеть нечто новое, иногда тревожат мальчишку. 
…И вдруг в Петькиной унылой жизни происходит настоящее чудо! Богатые господа, у которых работает кухаркой его мать, пригласили Петьку пожить у них на даче. Просто так – отдохнуть! И вот для мальчишки открывается новый, необыкновенный, чудесный мир, невиданный ранее! Сначала Петька попадает на железную дорогу, едет в поезде. Не отходит от окна вагона, потрясённый обилием новых впечатлений. Леса, поля, реки, станции – всего этого никогда не видел маленький дикарь из большого города. Оказывается, мир очень велик и разнообразен, он не ограничивается убогой парикмахерской да ближним затрапезным бульваром с его серыми обитателями.
А на даче чудесная природа вплотную приблизилась к Петьке. Гуляй, где хочешь, впитывай все прелести окрестных мест: ходи в лес, купайся в пруду, лови рыбу, исследуй развалины старого дворца, общайся с новым приятелем-гимназистом. Вроде бы, всё это так естественно для юного человека. Но Петька на протяжении всей его недлинной жизни был лишён таких простых радостей, и оттого не переставал дивиться тому, как, оказывается, чудесна и интересна окружающая действительность. Даже лес, полянки с цветами, высокое небо казались ему теперь живыми, имеющими душу. Вот оно – счастье! Недаром разгладились на лице морщинки, и глаза оживились, перестали быть сонными. Петька из маленького старичка вдруг превратился в мальчика – весёлого, живого, любопытного. Вот таким и должно быть детство у каждого!
Но в несправедливо устроенном мире всякая сказка когда-нибудь заканчивается. Всё возвращается на круги своя. И чем эта сказка была чудеснее, тем горше возвращение в унылую реальность. Когда Петька осознал это – отчаянию его не было границ. Внезапно нахлынувшее горе переросло в истерику, но выхода всё равно не было. Свинцово-серая жизнь вновь неумолимо надвигалась на него. И вот «большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву». Петька даже внешне вернулся к своему «старческому» обличью. Но всё равно он стал другим! Он никогда в жизни не забудет эту счастливую летнюю дачу и, более того, будет думать: а почему это мир устроен так несправедливо? Господам – все блага жизни: веселье, танцы в саду, катание на лодке, вкусная еда. А простым людям вроде Петьки и его мамы – тяжёлый малооплачиваемый труд, беспросветная скука, вечная усталость и недоедание. Недаром Петькин товарищ по несчастью Николка слушал заворожённо рассказы о даче – о том, «чего не бывает, чего никто не видел никогда» и говорил странные слова: «Вот черти! Чтоб им повылазило!». Это о них, о господах, что присвоили себе единоличное право на достойную человеческую жизнь. А ведь каждый человек в этом мире всё-таки рождён для счастья!
И печальнее всего оказывается то, что рассказ этот актуален и в наше время…


Рецензии