Разум продолжение 2

Он уже и позабыл, что своею недавней болтовней о церкви невольно оскорбил пономаря. Они были друзьями, как две противоположности, которые, говорят, притягиваются как минус с плюсом. Гвоздиков Сергей Петрович приезжал всякий раз на лето, в детские годы и тут они виделись с Кудряшовым, который жил через дом от дома бабушки. В детские годы о религии не было упоминания, - они оба были пионерами и оба были приняты в комсомол скопом, вместе со всеми учениками 8 класса школы, один в городе, другой в поселке. Интересы обоих в детстве ничем особым не отличались, любили они смотреть одни те же мультики по телевизору, пели одни и те же песни. Размолвка небольшая, а потом всё больше приводившая к спорам и разногласиям началась в последние десять лет, в пору перестройки страны и возрождения Церкви.

5

Почему Кудряшов стал верующим, наверное, потому что жил недалеко от Храма. Когда он стал говорить о Вере и о Боге, к тому времени врач, с богатым опытом работы Сергей Петрович никак не соглашался с тем, что его детский друг, вдруг, стал оппонентом и противником здравого смысла. Научное мнение Петровича не могло принять «обращение» разумного доброго друга в фанатично-верующего человека.

Дружба

Под влиянием симпатий и по мере узнавания друг друга между людьми возникают близкие отношения. Дружба – один из видов таких отношений. И чем дольше длятся отношения, а еще к тому же, если они сформированы в детском возрасте, они становятся «крепче», между людьми возникает «крепкая дружба» на долгие времена, на всю жизнь. У друзей могут быть общие интересы. Интересы эти могут измениться, но между друзьями присутствует доверие, преданность и бескорыстие. Это – «по определению» так.
Для человека важно не только, чтобы его знали, замечали и общались с ним, - но важно и то, чтобы понимали и правильно с его точки зрения оценивали.
Вот тут кроется вся проблема наших ссор и размолвок. В восприятии людей важную роль играет первое и последнее впечатление. Эти впечатления зачастую зависят от обстоятельств знакомства. Если вы познакомились с человеком при хороших для вас обстоятельствах, когда вам приятно весело и хорошо, то и об этом человеке у вас в памяти отложится хорошее впечатление. Вы будете считать этого человека «своим». Напротив, плохое настроение во время первого знакомства, часто бывает причиной неприязненного отношения к новому знакомому. Первое впечатление обычно очень стойкое, и, чтобы изменить его, нужны очень веские причины.

Кудряшов и Петрович были друзьями с детства. А вот с религией у них были различные знакомства. Петрович служил в Воздушных войсках, в БАО. И во время его службы ему пришлось столкнуться с аварией на Чернобыльской атомной….
Их аэродром находился в городе Овруч, недалеко от Чернобыля. На ликвидацию аварии на атомной станции летали самолеты с их аэродрома, а возвратившиеся пилоты получившие облучение поступали к ним в санчасть, где проходил службу, а заодно и практику будущий врач Сергей Петрович. Тут он видел некоторые нестыковки религии с наукой. Потом он служил в других госпиталях, и там были столкновения со священниками. В момент перестройки религию «оправдали» и церковь начала возрождаться. Священники стали посещать и тюрьмы и в первую очередь больницы. Врачам было неприятно присутствие попов в палатах с больными. А тем более было неприемлемо, когда попы проводили свои «шаманские» обряды: приходя к больным в палату, они дымили своими кадилами, отгоняли бесов, тем самым, якобы, проводили какое-то лечение. Вот и пришлось спорить Петровичу со священниками, которые попадались, как на зло, слишком активные в своем «проповедовании». Облучение и лучевая болезнь сражала ликвидаторов, люди страдали и умирали, а тут попы со своей проповедью и надеждами молитвами изгнать «бесов». В общем, с религий Петрович изначально был «в штыки», вплоть до полнейшего отрицания.

Другое дело, как Кудряшов столкнулся с верой. Он служил на границе, и там было событие, когда его сослуживцев пришлось хоронить. Вот тогда приходил к ним священник добрый и умевший говорить проповеди. Кудряшов воспринял свое знакомство с религией позитивно. В армии же он начал читать книги, которые священник им оставил. Среди книг был Новый Завет, Жития святых и другие. Многие солдаты приняли рассказы про святых, как сказочную литературу, даже немного шутили над историями жизни святых. А вот Кудряшов даже спорил и ругался на шутки сослуживцев. Он понимал глубину и сущность рассказов из книги Жития святых. Он видел за «простенькими», «наивными» повествованиями глубокие мысли и наставления на праведную жизнь. Сказочный язык он объяснял тем, что в те времена люди были не знакомы с достижениями нашего времени и нашими понятиями, поэтому объясняли многие вещи «первобытным» языком. А после армии, в их селе начали восстанавливать Храм, конечно первым на его реконструкцию и постройку пришел он первым. Работая при Храме, он занял сначала место сторожа стройки, а потом принял участие в службах со священником, так и остался пономарем. А уж, сколько литературы он прочитал в вечернее время сторожа Храм, что окончательно изменил свои детские и юношеские отношения к Церкви и к Вере в Бога.

Дружба и Любовь.

Дружба не всегда поддается «определениям». Так же, как трудно определить Любовь.  Дружба всегда преследует определенные цели (не надо только путать цель, с простой корыстью): 1 деловые, чтобы вместе вести дела, основанные на общей деятельности; 2 рациональные, ориентированные на обмен знаниями-информацией; 3 эмоциональные, связанные с удовольствием от общения; 4 нравственные, направленные на взаимное совершенствование. В реальности эти цели обычно тесно переплетены, но разбираясь в своих дружеских связях, мы можем выделить одну из них: можем сказать, что с этим человеком дружим потому, что он умный, а с другим человеком нам просто весело.
От простого общения дружба отличается более глубоким взаимопониманием сторон. Для возникновения серьезной дружбы необходима зрелость человека как личности. Ребенок еще не в силах настолько оценить человека, чтобы завязать с ним дружеские отношения. Дети ориентируются на эмоции: на «хорошо, приятно». И наоборот. Первые друзья появляются на стадии формирования личности, в возрасте 12-15 лет.
Широко в обществе обсуждается вопрос: возможна ли дружба между женщиной и мужчиной? Однозначного ответа на этот вопрос не найдено. Но известно, что часто «дружба» между мужчиной и женщиной перерастает в более глубокое чувство – любовь.
А любовь – считается «Вершиной чувств».
Чтобы объяснить это чувство нужно копнуть глубже в психологию человека. Вот например, исследуя подсознание человека, психолог и философ К. Юнг выявил скрытые модели восприятия мира, во многом подобные инстинктам животных. Он назвал их «архетипами» - первообразами. Архетипы – это воплощение некоего «коллективного бессознательного» (по Юнгу же). Они являются общими для всех людей, независимо от национальности, культуры, места проживания и других факторов. Эти архетипы неясными способами передаются из поколения в поколение. Жизненный опыт каждого поколения людей наполняет эти архетипы новым содержанием и они понемногу изменяются.
В подсознании каждой женщины, по мнению Юнга, присутствует архетип «анимус» - некий идеальный образ мужчины, а в подсознании мужчин – «анима», идеал женщины. На эти архетипы накладываются индивидуальные представления о лицах противоположного пола, сформированные по образу родителей, у девочек – по отцу, у мальчиков – по матери.
При выборе партнера человек бессознательно ориентируется на архетипы. Мужчина чаще всего ищет женщину, похожую на его мать. И часто отношение к жене у мужей соответствует отношению к матери в родительской семье. Женщина ищет мужчину точно так же, ориентируясь на своего отца. Если мнение о человеке будет похоже на бессознательное представление об идеале (архетипе), возникнет симпатия, а иногда и любовь.
Важно отличать любовь от сексуального влечения, от любви эротической. Любовь подразумевает наличие духовной близости, уважения, ответственности за любимого человека и желания разделить с ним радость и горе.
И то – это чувство истинной любви не приемлет подчинения одного человека другому. Человек, обожествляющий своего возлюбленного, готовый даже к самоуничтожению за право быть рядом с ним, испытывает – так называемую фанатичную любовь. А это чувство фанатизма, в отличие от истинной любви, не возвышает, а разрушает личность любящего человека.
Еще, в своей книге «Искусство любить» Эрих Фром говорит и о других видах любви: материнская любовь, которая свойственна и мужчинам и женщинам; братская любовь, это любовь между равными, например, любовь к друзьям и другие.
И бывает любовь к самому себе – это тоже важное чувство, влияющее на самосознание и самооценку, определяющее поступки человека. Тут тоже нельзя переусердствовать. Когда говорят об эгоизме, имея ввиду излишнюю любовь к себе, возникает вопрос: а может ли человек, который не любит сам себя, любить других? Доступно ли такому человеку, вообще, это чувство любви?

Так рассуждал врач и умный человек, по мнению друзей – Сергей Петрович. Рыбаки сидели на берегу и разговаривали в стороне от своих удочек, под жарким летним солнцем.

- Да. Про любовь Евангельскую ты ничего не сказал – продолжил рассуждения Петровича пономарь Кудряшов. – В греческом языке, до нашей эры еще, было разделение на каждый вид любви свое слово.  А Библия изначально на греческом написана была. И есть слово «эрос» - по-гречески плотская любовь, «филос» – любовь предметная, как филантропия – любовь к человеку и фолософия – любовь к мудрости. А есть слово «Агапэ» - это любовь высокая и высшая, она и нашла выражение, как любовь к Божественному, к Богу. И Апостолы собирались на «вечери любви», которые стали именоваться – «агапы». И конечно, все слышали: возлюби ближнего как самого себя, - сказал Апостол, ученик Христа и наш учитель. –
Володя-тракторист слушающий обоих умных людей, рассуждающих и философствующих, был практичный человек. Он был рад тому, что эти «умные» люди общались с ним на равных. Но ему надоело сидеть и загорать тут на берегу.
- А может, пойдем ко мне, у меня выходной сегодня. Тамара моя приготовит свежую рыбку, пожарит быстренько, посидим, и вы посмотрите мой дом, - я пристройку сделал недавно, - позвал он наших друзей.
- А что, Петрович, - обратился к другу Кудряшов, - вечернего клева ждать не стоит, при такой жаре, может только по темноте рыба выйдет из глубины кормиться ближе к берегу. –
- Да. Согласен. Рыбы у нас и так, наверное, достаточно, - поддержал всех и Петрович, вставая и надевая снятую рубашку.
Они быстро собрали снасти и через некоторое время уже шагали по полевой дороге к трассе, по которой мчались вереницей автомобили, оставляя за собой пылевые облака. Поселок был на другой стороне дороги.

6

Когда они вышли из низины на ровное чистое поле, на другой стороне дороги виднелись деревья с высокими пышными кронами, старые тополя и липы, посаженные вдоль улиц поселка. А между ними проглядывали разноцветные крыши домов, крытые железными листами профнастила, не так давно ставшего модным в поселке, отчего крыши домов приобрели и синий и красный и зеленый цвет.
В светлом белесом от жары небе появились облака, которые временами загораживали солнце, отбрасывая на поля тень. И в природе уже не было тихо и не было скучно: трещали кузнечики в травах, и в вышине раздавалась песнь жаворонка.
Идти вслед за друзьями, за Сергей Петровичем и Кудряшовым, тоже не было скучно, поскольку между ними продолжалась дискуссия-разговор. Они говорили длинными монологами. И Володя-тракторист шел за ними все прислушиваясь то к одному, то к другому. А для этого он отставал на шаг и переходил на сторону говорящего: когда говорил Петрович, он переходил, чтобы идти с его стороны, а когда речь брал Кудряшов, то на широкой полевой дороге, отстав и потом, семеня ногами, догоняя, Володя перебегал на сторону Кудряшова, чтобы идти с ним в ногу и рядом.
Умно ли, верно ли было то, что только что говорил Петрович, Володя-тракторист не вникал. Друзья говорили не об урожае и посевах, не о солярке, которая дорожает, не о запчастях и не о тратах денег на продукты в магазине, как жена Тамара – это он слышал ежедневно. Они говорили о том, что не имело прямого отношения к его жизни, и он был рад и хотел, чтобы они продолжали говорить.
- Раньше, в древние времена философия объединяла собой все науки. И конечно, главное что она «изучала» - рассматривала это вопрос о человеке, – начал свою «речь» Сергей Петрович.

Кто есть человек?

В древней философии и в Греции, и в Индии и в Китае человек считался частью космоса. Демокрит, в 5-ом веке до нашей эры, применил к человеку понятие микрокосмоса, считая, что человек содержит в себе все стихии космоса и тут же считал, что он состоит не только из тела, но и обладает душой, которая гораздо больше материального.
Сторонники переселения душ не видели разницы между душами животных и человека. Считалось что душой обладают животные и даже камни.
Демокрит же говорил, что душа человека состоит из особых атомов, которые отличаются от атомов, составляющих души животных, потому что обладают Разумом.
И есть известный факт, короткая история: ученик Сократа, в поисках простого и четкого ответа на вопрос – «Кто есть человек?» назвал человека двуногим животным без перьев. Его высмеял другой философ – подсунув ему ощипанного петуха – на двух ногах и без перьев! Тогда философ добавил: «Человек – это двуногое существо без перьев и с плоскими ногтями».
Так что философия имела сложное развитие и больше вопросов ставила, чем находила ответы на них.

- Конечно. Я слышал еще в школьные годы про всех этих Кантов и Гегелей, Фейербах там еще. И казалось, что философия ищет «смысл жизни», рассуждает всё время. – Говорил Володя тракторист, прерывая «речь» Петровича.

- Конечно. И о смысле жизни говорила философия. Но тут все просто. Есть такой философ-писатель- экзистенциалист Альбер Камю, так вот он назвал вопрос о смысле жизни основным вопросом философии. Хотя сам Камю видел в существовании человека абсурдность, в условиях закономерности природной. Он считал, что человек сам должен наполнять свою жизнь смыслом, сопротивляясь абсурду окружающему его.
Вопрос о смысле можно точнее понять, если поставить во главу угла цель. То есть цель – это смысл, «то, ради чего» совершаются все действия.
Однако вопрос «кто есть человек?» до сих пор остается самым спорным философским вопросом.
После средних веков, в эпоху Возрождения западные философы рассматривали человека, как независимого индивида, личность, с неограниченными возможностями, - тогда еще верили в чудеса и магию.
Во времена становления буржуазного строя появилось новое понимание: на человека смотрели как на эгоистическое существо, главная цель которого – самосохранение, продолжение своего рода. Эта эпоха Просвещения объявила себя, как «век разума», воспевался «здравый смысл» человека и тогда стали говорить о свободе и совершились затем первые революции.
А уже в 19-ом веке философы говорили о человеке как о субъекте духовной деятельности, создающем мир культуры. Но тот же Фейербах, ученик Гегеля, критиковал эти идеалистические взгляды и видел в человеке лишь существо с чувствами.
И вот, наконец, Карл Маркс, последователь «позитивизма» видел особенность и отличие человека в его умении с помощью орудий труда оказывать воздействие на окружающий мир. «Отчуждение» широких слоев населения в буржуазном обществе от результатов своего труда – вот главное зло общественное, говорили марксисты.
Сегодня широко распространено мнение, что каждый человек самостоятельно решает, в чем смысл его жизни, и каждый живет по своим представлениям. Так и получается, что все мы философы.

Лично я думаю – подытожил Петрович, - что по науке, которую я изучал, будучи врачом, - человек, относится к царству животных, к типу позвоночных, к классу млекопитающих. Класс млекопитающих делится на 20 отрядов. И человек причисляется к отряду приматов. Всё! Для справки: к приматам относятся – лемуры, лори, долгопяты и обезьяны от маленьких с ладошку до больших горилл.

- И вот тут согласен лишь наполовину, - вступил в разговор Кудряшов, до сих пор молчавший, так что Володя переместился на его сторону, чтобы слышать непосредственного рассказчика.
- И что же за половина? – задал он вопрос, догнав и сравнявшись с Кудряшовым по пути на дороге.
- А в том половина, что телесно-то мы состоим их животного тела, но вот Душа! Душа наша и то не одна, в каждой душе присутствует Дух. Человек троичен: Дух,

Душа и тело.

О душе даже наука уже не спорит. Вес человека в момент смерти уменьшается на 3-или 5 гамм – и так далее, аура, там, обнаружена вокруг телесной оболочки человека. Но есть Дух. И этот «дух» Божий. Кроме человеческого есть и другие духи. Бестелесные, которые тоже Богом созданы еще прежде чем человек.
Это конечно, Ангелы. Некоторые из которых, - одна треть, - это падшие ангелы – бесы. И воздействуют они на дух человеческий, на души людей. Бывает, что страх подкрадывается незаметно и безотчетно человеком овладевает беспокойство, которое сразу не понять. Интуитивно человек чувствует присутствие потустороннего. С каждым такое бывает, просто не все помнят такие моменты и еще меньше обращающих на такие моменты людей. А Духи вокруг нас.

- Есть орган в теле человека, как врач говорю, эпифиз, внутри мозга за мозжечком. Это некий «третий глаз». При помощи которого мог видеть человек этих самых «духов» или мир духовный… - поддержал разговор, переключившийся на «мистику», Петрович. Он сделал это намеренно, чтобы Кудряшов мог высказать своё, хотя во многом не был с ним согласен изначально. Но раз друг говорит, надо дать ему высказаться, считал Петрович. И вообще, по мысли его, - «зачем человек много знает?», для того чтобы рассказывать, делится этими знаниями с другими людьми. Пусть он знает противоположное что-то, но это новое знание и, возможно, оно окажется полезным и для другого человека, несогласного с этим мнением.

А Кудряшова-пономаря подзадорила поддержка друга, и его понесло, он стал рассказывать религиозное воззрение, которое знал:
«Человеку говорят, что надо делать добро – и все с этим согласны. А с добром борется дух зла, посылая своих «черных ангелов». Иногда враг спасения (злой дух), начинает приплетать ко всякому твоему добру свое зло, как плющь-сорняк вьется вокруг хороших растений и деревьев. Вот, ты займешься «богомыслием» назидательным, а он (бес) собьет тебя на совопросничество и любопытство о тайнах Писания, и начинаешь листать Библию, искать чего-то, другие слова, а это всё охлаждает и развивает пагубное сомнение в душе твоей.
Вот, ты будешь заботиться о том, чтобы не оскорбить кого, а бес собьет тебя на пагубное человекоугодие, - начнешь лебезить и перехваливать того человека, которого хотел было только не оскорбить, и тем, наоборот, обидишь его.
Вот ты будешь опасаться, чтобы не осудить, а бес поспешит навеять на тебя равнодушие и к добру и ко злу, и ты отвернешься или сделаешь вид, что тебя не касается – «моя хата с краю».
Душа –то твоя праведная, и разум твой все понимает и поймет ошибку твою, только после произошедшего события. А в тот момент какой дух на тебя воздействовал, ведь это не ты и не твой разум додумался так поступить противно, против воли человека всё это делается, - так что без воздействия «духов», которых считают потусторонними, не обходится в этом мире.

Как-то читал, что один монах говорил: «если бы открылись у человека глаза на мир всецело, - то ужаснулись бы люди, в каком страшном мире мы живем».
Так и во многом другом приплетают нам бесы своё: к страннолюбию – чревоугодие, к рассудительности – суровость, к кротости – двоедушие, к радости – самомнение, к надежде – лень и прочее.
Видишь, сколько «засад», как называют эти покушения бесов опытные в этой борьбе с ними люди-монахи. Поэтому нам надо усугубить внимание и бдительность, контроль за собой. Но человек слаб. И поэтому Бог создал Церковь в помощь».

Между тем путники уже подходили к поселку и виден стал купол Церкви, когда церковь открылась на прямой улице Кудряшов остановился поклонился в пояс и перекрестился. Затем они свернули в первый же переулок и направились к дому Володи тракториста
Конец.


Рецензии