страдания бедного Вертера повесть гл. 3

Прошли годы. Ларион стал важной птицей. Он уже не рядовой писатель,а редактор крупного издательства. Возросли его доходы. Уже живут они в новом доме, построенном по индивидуальному проекту. Дом большой, удобный. Все в доме - мебель, интерьер подобраны со вкусом, в стиле классики. Каждый предмет функционален, каждая вещь необходима и имеет своё место. Ничего лишнего. Так же солидно устроена и придомовая территория - прямые ровные зеленые лужайки, молоденькие березы и ели. Дорожки вымощены красивым фигурным камнем.

          В гараже стоит новенькая 'Вольво'-темно-синяя, блестящая, ещё не объезженная. В доме так приятно, чисто,потому что есть домработница,почему бы не позволить себе такую роскошь. Тихая спокойная женщина на пенсии, но быстрая и очень чистоплотная.

          Тихо в доме. Ранее утро. Ларион уже в своём кабинете. Он нервно курит. Кругом разбросаны листки,смятые брошены в корзину. На столе начатая бутылка коньяка. На мониторе новая страница романа. Она только открыта, но ещё пуста.
          Ларион не в духе. Он заварил себе крепкий кофе. Маленькими глотками пил и прислушивался к звукам в доме. Скоро проснется жена. Теперь их трое. Сыну шесть лет. Сегодня воскресенье. И к десяти она водит мальчика в воскресную школу, открытую при главном соборе. Она души не чает в сыне и делает из него бога.
          -Зачем, зачем ты его так воспитываешь? Ты прививаешь ему такие качества, с которыми в реальном мире он не проживет. Я понимаю -вежливость, уважение к старшим,это хорошо. Но это пока он ходит с тобой за ручку. А когда выйдет сам из дома и услышит там мат от своего одногодки. Что с ним будет? Или когда его обманут нагло и открыто? Что его ожидает? Разочарования, одни разочарования.

           Это были пустые разговоры. Соня была примерной мамой и буквально творила из своего сына, из их сына слишком праведного христианина. Она бросила работу и занималась обучением и воспитанием Илюши сама.
           Илюша родился ровно через девять месяцев после приезда друга детства Саньки. Нарочно или случайно Ларион связывал его рождение с этим моментом, но это было точкой отсчёта. Вскоре Ларион обнаружил, что его долгожданный сын очень похож на его друга детства. Его глаза, его улыбка. Даже мимика и жесты напоминали Сашку.

           Подозрения закрались в душу отца и терзали его ежеминутно. К тому же Софья после рождения сына стала холодна к мужу. Может она считала, что уже выполнила свою женскую функцию и переключилась вся на материнство. Она старалась быть женой, по-прежнему заботливой и короткой. Но она стала ему какой-то далёкой и иногда даже чужой. И Лариону казалось, что все его бросили, предали. Он добивался ласки от жёны,но они стали дежурными. Прежней близости не было. А в его воображении жила та Софья - нежная и страстная, всегда его понимающая, и в то же время кроткая и твердая. Он ловил в нынешней Софье следы той далёкой, родной

         Во всем причиной и виной таких перемен он считал Илюшу-маленького мальчика, которого ему надо было и хотелось любить. Иногда это чувство пробивало его током. Например, когда сын болел и был таким беспомощным и жалким, папа призывал самое яркое врачебное светило, могущее в короткий срок снять критический момент. Тогда он подходил ночью к сыну, укрывал его получше, вытирал пот со лба. И тут же другое закипало в нем, переклинивало, когда мальчик подбегал к нему с новой машинкой и кричал:
          -Папа,папочка, почини машинку, она не едет!

При этом он делал ручкой точно так же, как друг детства-Сашка. Неуловимое движение становилось таким видным, что папа не слышал даже, о чем просил его сынок.

           Страшное подозрение захватило все его существо. Он следил за Соней, ее движениями, ее действиями, а представлял ее в объятиях Сашки. Вот они сидят на диване,да-да,это началось тогда, и шепчет ей на ушко, Она краснеет, смеётся. Он вспоминал, как вставала она рано, готовила завтраки специально Сашке.

           -Ну что ты,Ларик, ведь у него здесь никого нет, мы ему самые близкие. Что мне трудно приготовить ему кофе? Он же наш друг.

При этом объяснении она нервничала, и,намазывая масло на булочку, порезала палец. Тогда кровь вдруг быстро-быстро  закапала на стол, и Ларион удивился ее злости.

           - Что с тобой?
           - Ничего. Меня беспокоят твои подозрения!
           - Да нет, ничего. Просто я хотел,чтобы он поскорее уехал.
Он уехал. Но Софья уже была другая. А когда они ложились в одну постель, каждый молча думал о своём. Ларион пытался понять, о чем же думает Софья.
Однажды она спросила Лариона:
           - Ты не любишь Илюшу. Почему?
Ларион боялся прямого ответа, он не хотел разрушать семью. Пусть эта рана ест только его сердце. Он думал,что его терзания незаметны. Оказывается нет.
           - Соня, я думаю, что Илюша не мой сын,а Сашкин,-выпалил он однажды. Ты разве не видишь, что он копия Сашки.

           - Ну,Ларик,глупости это. Дети могут быть похожи на кого угодно, они меняются.
           - Ну да, только не на меня,-подумал он, злобно усмехнувшись.

Она уклонилась от прямого ответа и даже укорила мужа. Железная выдержка у женщины. Постепенно Ларион дошёл внутри себя до мысли о самоубийстве. Жить в одном доме с любимой женой, предавшей его, воспитывать чужого ребёнка, когда ему так хотелось видеть в сыне себя, свои черты, свои привычки, чувствовать родную кровь.

           - Это невыносимо!-вырвалось у него. И он налил себе кофе, высыпал туда припасенную дозу яда. Медленно тщательно перемешал. Вспомнились слова Сони -никакая любовь не стоит жизни. В это время он услышал крик Илюши. Мальчик подбежал к нему.

          - Доброе утро, папочка! Мы с мамой идём в школу. Будем дома после обеда.
          - Иди сюда,сынок. Выпей кофе. И он протянул ребёнку чашку.

          - Нет-нет, папочка, я уже позавтракал с мамой и не хочу. Я пил сок. А кофе мне совсем нельзя. До свиданья, папочка,- и мальчик вышел из кабинета.

Ларион вылил кофе за окно и ухватился за край стола.

          - Нет, так нельзя. Не могу больше.


                *     *      *


Скоро они разъехались. Все было спокойно, без длинных сцен и объяснений. Соня, казалось, легко отнеслась к его решению. Внешне выглядело так, что она поехала к отцу, ухаживать за старым человеком. О настоящей причине не говорилось. Ларион дал ей денег, сказал, что будет присылать постоянно. И все. Софья безропотно собралась и уехала. Лариону даже показалось, что он ощущает чувство вины в ней. Но никто не говорил прямо. Ларион последний раз посмотрел на жену:

          - Соня, Сонечка, девочка моя, что же ты молчишь? Скажи что-нибудь, накричи! Расплачься что ли!   ... Она молчала.

                *    *     *


Прошло десять лет. Все эти годы Ларион жил один. Он ожесточился. Ни с одной женщиной больше у него не сложилось серьёзных отношений. После той,честной, кроткой Сони, какой она была в двадцать лет, после того,как она предала его, все женщины казались ему лживыми, продажными тварями,и годились только для того, чтобы ими пользоваться,как вещью одноразового свойства. Видимо женщины чувствовали это, и даже положение и богатство его не прельщали ни одну из них.

             В первый год он получил от жёны несколько писем. Однажды она покаялась и попросила у Лариона прощения. Нет, она не полюбила Сашку,просто боялась остаться без детей. И что-то внутри подсказало ей такой выход. Никогда она не переставала любить мужа,и сама молча терзалась содеянным. Она казнила себя,но Илюша уже был. И подозрения мужа мучили ее. Прости меня,родной,-просила она в письмах. Но Ларион оставил письма без ответа.
             Он регулярно посылал ей денег, но не имел о ней и сыне больше никаких вестей. Писать она больше не стала. И он жил так,как будто не было у него ни жёны, ни сына. А ведь были, и есть! Их нет только в его жизни!

            Однажды в хмурое весеннее утро домработница заявила, что прибыл с визитом молодой человек и назвала его фамилию.
           - Вы примите его?

У писателя заколотилось сердце. Часто так, громко. Он только встал, ещё не завтракал.
   
           - Ну, пусть войдёт.

Он подошёл к зеркалу и оглядел себя: седой, сморщенный, мрачное лицо. Попробовал улыбнуться себе, получилась гримаса. В дверь постучали.

           - Войдите!

В зал вошёл юноша,молодой. Точная копия его друга детства и одноклассника Сашки.

           - Здравствуй, папа!

Он на секунду замер,потом решился направился к отцу. Обнял его и поцеловал в щеку.
   
           - Ну, здравствуй. Давай завтракать со мной.
Они сидели за вкусно накрытым столом. Молодой и старый. Отец и сын. Какое-то напряжение висело в воздухе.

           - Мама сказала,-нарушил молчание сын, что если мне будет трудно в жизни, я могу обратиться к тебе. Я не думал к тебе обращаться. Не знаю,что между тобой и мамой произошло, почему вы расстались,но мне вот сейчас трудно. Он смотрел на отца и говорил, говорил.

           -Мамы уже два года нет. Она умерла от рака. Не хотела,чтобы тебе сообщали. Только сказала,что когда мне будет очень нужно,я могу обратиться к тебе, и ты поможешь мне. Я закончил исторический факультет, папа! Это так интересно! Археология - это моя жизнь! Сейчас мне выпадает возможность поехать на мировые раскопки. Нас отобрали несколько человек. Но нужны деньги. Это огромные деньги,папа, две с половиной тысячи долларов! Мне негде их взять. Но если я их не найду, то моё участие в раскопках пирамиды 'Микерин' в Гизе отменяется. И такого шанса больше не будет.

           Ларион слушал сына, смотрел на его жестикуляцию, слушал о его серьезном увлечении такой наукой, и даже радовался за него:

           -Вот какой у меня мальчик! Не просто обыватель и потребитель. Он у меня искатель, творец! Что-то в нем есть от меня. Все-таки он мой сын!

           - Я дам тебе денег, ты поедешь на раскопки. Ведь ты носишь мою фамилию.

           - Да, папа. Я читал твои книги. Я восхищаюсь тобой. И горжусь!

У Лариона заныло под ложечкой.


Сын пробыл у отца два дня и уехал, получив от него деньги на поездку. Они обнялись на прощание, и Илья ушёл. Отец смотрел на уходящего сына из окна и мысленно говорил ему вслед:
      
          - Чтоб ты сдох!

    
                *       *        *


Через полгода к писателю приехали двое молодых людей и рассказали, что они друзья Илюши и были вместе на раскопках. Илюша погиб, сорвался в карьер. Друзья похоронили его там, в чужой стране, и поставили на могиле камень из глубины веков. Они показали на фотографиях то место в далёкой Гизе, где работал сын. Ребята уехали,а Ларион рассматривал оставленные ему фотографии.

          Вот он в пустыне, загорелый, худой, с лопатой в руке. Улыбается, счастливый. Вот он держит в руке какой-то предмет, видимо представляющий историческую ценность. Здесь он напомнил ему мать. Соня, Сонечка, прости!
          Он достал ее письма, читал и заливался слезами.
          Прости меня, Соня!

Налил себе рюмку, посмотрел на себя в зеркало - старый одинокий человек, знаток человеческих душ, погубивший своих близких. Погубивший себя...

           Он достал из ящика стола маленький браунинг, оставшийся от отца,подошёл к окну, посмотрел ещё раз на мир,взвёл курок и выстрелил себе в рот...


Рецензии