1. Уезжаем из Питера в Сибирь

НА СНИМКЕ: Сидят мои папа и мама, а между ними наща дочка Иринка. Ей 11 месяцев. Стоят моя сестра Аллочка, моя жена Любочка, я и брат Боренька.


В начале марта 1959 года у нас с Любочкой было прекрасное настроение, – нас ожидала новая жизнь в новосибирском Академгородке. Мы распланировали, что втроём с маленькой Иринкой поедем на поезде до Москвы, а там, в Представительстве Сибирского отделения АН СССР при Академии наук я получу направление на работу, с которым и поеду дальше в Новосибирск. Любочка же полетит с годовалой Иринкой в Батуми к родителям. Потом я вызову их, как только у меня будет хоть какое-нибудь жилье.

Мы строили захватывающие дух планы, которые, как впоследствии оказалось, не имели ничего общего с реальностью. Конечно, мои родители были огорчены нашим отъездом в Сибирь, но они понимали меня, мою веру в то, что моё будущее там, где делается большая наука. Мама не сомневалась, что я стану крупным учёным (её заветная мечта), и это несколько скрашивало горечь расставания с нами и особенно с их внучкой. Да и условия жизни в Ленинграде в последние несколько месяцев были совершенно невыносимыми – семь человек – в одной 24-метровой комнате.
Собрав наши пожитки, мы отправили их малой скоростью в Новосибирск. Вещей было немного, но всё же набралось на несколько ящиков, – одежда, посуда. У нас были даже хрустальные вазы, которые нам подарили на свадьбу. Упаковкой занимался папа. Он делал это сверх тщательно. Хрусталь и стекло перекладывал ватой, чтобы не побилось. Ящики оклеивал бумагой и перевязывал верёвками.

Мама подарила нам книжную полку из дуба, на ней всегда стояли мои книжки, и письменный стол, который служил ещё маме в ее студенческие годы, а потом мне. Это были мои любимые вещи, наверное, для мамы они тоже были любимыми. Поехал и старый диван.

– Сойдёт на первое время, – сказала мама.

Расставаясь с нами, мама плакала. Да и папы были слёзы на глазах.
Незадолго до отъезда в декабре 1958 года мы сделали фотографию на память. И сегодня эта фотография стоит у меня в спальне на столике.

Трудно сейчас понять, что в те далёкие годы расстояния измерялись другими мерками. И отъезд в Сибирь был равносилен отъезду на край света.

Самолёты только-только начинали возить пассажиров, и ими практически ещё никто не летал. Ездили в основном по железной дороге, но из Ленинграда не было ни прямого поезда, ни прямого вагона. До Новосибирска надо было ехать трое суток и при этом ещё пересаживаться в Москве на другой поезд. Билеты были для нашей семьи недёшевы. Вообще, для родителей мы уезжали на край света, и было непонятно, когда мы свидимся. Сама поездка в Сибирь в глазах многих людей была, если не подвигом, то, по крайней мере, самоотверженным поступком:

– Как? Из Ленинграда? В Сибирь?Все знали, что повсюду в СССР было голодно, – советское правительство кормило население только двух городов – Москвы и Ленинграда.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/01/12/133


Рецензии