Обрыв на краю ржаного поля детства

Людмила Корина
Родные-близкие(семейная хроника)Детство

                Посвящаю эту повесть своей мамочке
                врачу Лисатовой Екатерине Ивановне
                Снился всё тот же давний дивный сон-
                Мама жива и всё время  таится где-то
                Потихоньку

Записи детского дневника
…Август 51го  Пионерлагерь, мне 13 лет
Сразу после ужина мы помчались наперегонки вниз с горы к ржаному полю. Пробежав его по инерции, вдруг остановились у крутого берега Волги. Яркий багровый закат. Жёлтая лунная дорожка бежала к нам, разделяя реку надвое. Мы стояли тихо, любуясь оттенками неба,бросающими розовый отсвет на облака. Ещё минута, и солнце зашло  за дальний лес.

Я первая нарушила молчание: Давайте завтра вернёмся сюда и посмотрим восход – не будем спать всю ночь, а то проспим. А чтобы не уснуть, будем сидеть на лестнице и рассказывать страшные истории. –Здорово!- поддержали меня девочки. Однако поздно уже, скоро горн…

Нет, не увидели мы восхода солнца – сначала одна, потом другая подружка попросились прилечь ненадолго. Я сидела одна на лестнице, закутанная в одеяло. Потом тоже легла на кровать – и уснула.

… Свежие ландыши в стакане на подоконнике. Окно дачи открыто.Предрассветная ночь.  Успокоение. Запахи ближнего леса.Всё дышит вокруг, а во мне всё поёт.

…В  походе мы шли через поле цветущей гречихи. Набежал ветерок и пахнуло тонким ароматом мёда. Вдали маленький островок зелёных ёлочек. Мы к нему приближаемся.
Дробь барабана.Так легко дышится. Ещё одно поле - золотистой пшеницы,усы колосьев щекочат наши ладони. Проходим деревню “Сухой ручей”. Из окна избы выглнула голова симпатичного мальчишки.
Деревянный журавль. Мы напились воды. Четыре бедно одетые крестьянки сидели на скамейке возле избы.

…Мы с подругой стоим в тени палубы, свесившись, наблюдаем, как от кормы  катера белым барашком отходит волна, перекатываясь  одна в другую- всё спокойней, чтобы лизнуть чистый песок берега. Катер идёт быстро, прохладные брызги освежают нам лицо.

…Рассуждаем о выборе профессии. Галя тоже хочет быть лётчицей или геологом…

Литературу и русский язык  в 5-7 классах 12й Калининской школы вёл доцент Пединститута Виктор Александрович Никольский, 49-52гг. Он носил китель со следами погонов. Худощавый, усохшее лицо. Взгляд в себя. Проверяя наши летние дневники чтения,отмечал тех, кто видит окружающую природу, мыслит неординарно. Я  старалась. Всегда 5.

2 мая 51 года
Сегодня встала поздно, повторяла  билеты по-русскому.Потом пошла в  театр на “Иван царевич и серый волк”.Днём я вышивала дорожку. Потом пришла Галя и мы долго говорили.

21.5.51 Последний день перед экзаменами.Боюсь арифметики.В четверти у меня все пятёрки, кроме алгебры и английского ( Зинаида поставила неправильно).
6.6.51 Сколько волнений было на экзаменах ! Собиралась на каникулы поехать к Гале  на Украину,но денег отец не прислал. Да и мама не хотела меня отпускать. Еду в академический лагерь от её работы.Так с Галей не хочется расставаться.Сегодня подарила ей фотокарточку.Прибегал её брат Женька прощаться. Приглашал, чтобы приезжала к ним летом.

26.6.51 Я в лагере. Вспоминается отъезд,как я поцеловала маму и встретилась взглядом с В. Не хотела сюда ехать. А так мне здесь хорошо в палатках и дачах лагеря Академии в сосновом лесу !В нашей палате ещё три девочки.Я с ними дружу.В первую ночь мы долго не спали. Галя М. пересказывала нам захватывающий роман “Чудаки”.Приезжали сюда на велосипедах В. с другом. Волга здесь у берега  мелкая. Песок чистый.Берег зарос кустарником - ивы, ракиты.

В родительское воскресенье приехала мама с тётей Наташей, привезли гостинцев.На  линейке пионервожатая торжественно - “слушай нас !”, а мы вслед ей - “Родина !” Вынос знамени, поднятие флага. Приветствовал нас начальник академии.После обеда родители уезжали. Жалко было с мамой расставаться.Играли в почту.Меня спросили в записке, кто мне нравится из мальчиков.Никто.

Читаю много, перечитывая книжки для младшего возраста, всё, что есть здесь в библиотеке.Прочитала Василенко”Повести и рассказы”. Автор пишет, что человек без счастья жить не может.Сейчас читаю “Записки Пиквикского клуба” - нравится.Смешно. Девочки пошли к жигаловцам болеть за нашу команду.Выиграли не мы, а в волейбол они нам проиграли с треском.
   
30.6.51 Дождь, уборка территории, зарядка по утрам.С мигаловцами играли наша сборная”заборная” из девочек и мальчиков.Выиграли они , но не гордились и не психовали, как наши. Сейчас буду читать “Капитан старой черепахи” Линькова.

1.7.51 После завтрака наш лагерь выступил с концертом в колхозе.Там шла свадьба, пришлось ждать.Слушатели наши вышли к нам с гармонью, навеселе.Жених с невестой были очень красивые.Возвращались под дождём, устали.

2.7. Я поднимала флаг, это так торжественно !Читаю Л.Толстого “Казаки”.8.7.Мама приехала после обеда и привезла письмо от Гали.Сейчас ушла пешком в Калинин с тётей Валей.Жалко, что мама ушла так скоро, мне хотелось побыть с ней подольше.

9.7. Сегодня у нас костёр в лесу около Жигалово.Языки пламени высоко взлетали, озаряя всю местность.С девочками бегали собирать фиалки.Их запах чувствовался по всей комнате, когда мы засыпали.
10.7. Ходили за ягодами, набрали много земляники, купались.
11.7. На спартакиаде в длину я прыгнула 3,07, в высоту 1м, и метнула гранату на 17,5м. Готовимся к походу. Пойдём в формах -тёмные трусы,белая рубашка, галстук.

12.7.В дороге по жаре девочки соблазнили меня напиться холодной воды. Сожалею, это слабоволие.Проходили соседние лагеря, переправились в лодках через Волгу, и первый раз искупались. Сделали привал у лагеря суворовцев, и опять в путь.Идти легче под песню.Дорога кажется нескончаемой.У деревни “Сухой ручей” отдохнули, напились воды.Обед у деревни “Новинки”.Искупались в Тьме.В тихий час девочек за разговоры наказали, поставили “лес караулить”.Мы возмутились и объявили бойкот, ведь это в походе.

Вечером у костра. Долго не спали, до рассвета.Солнце взошло, согрело уснувших ребят.Наутро идти было тяжело, не выспались. Предстояли 25км обратного пути.
20/7 -сегодня у нас  маскарад. Мой костюм Снегурочки. Прощальная последняя линейка в этой смене.Стоим с чемоданами, готовые к отъезду.Садимся в машину.Я еду домой, а потом вернусь сюда во вторую смену.

Дома меня встретила мама и подарок отца - немецкое пианино, которое он мне прислал из Дрездена, где служит. Пианино чудное, из светлого дерева, хороший звук.Раньше, вот уже несколько лет, как хожу в музыкальную школу, я делала уроки у соседей Пивненко, в нашем ДОСе-2.Сейчас пианино у нас с мамой в комнате 18 и я могу играть, когда захочу.

22.7.Сегодня первый день второй смены.Меня выбрали ассистентом знаменосца. Горжусь и ликую, когда иду со знаменосцем. У нас была поездка на катере в Лисицы.Ехали далеко - 2,5 часа.На палубе прохладно, брызги  щекочат лицо.В Лисицах искупались, вода холодная. На обратном пути говорили с Галей П. о выборе профессии, и ей тоже нравятся романтические - геолог или лётчица. Темнеет. В воздухе прохладно, по реке тянется лунная дорожка.

8.8.51 смотрели кинофильм “Молодая гвардия”.Какие герои отважные, какие славные ребята ! Стоят у меня перед глазами...и слёзы.
12.8. Сегодня после ужина мы помчались наперегонки и, пробежав ржаное поле, остановились у обрыва.Мы сели на краю обрыва и долго молча  смотрели, как солнце исчезает постепенно за облаками...(“Обрыв на краю ржаного поля детства” -вариант перевода заглавия повести Сэлинджера Серёжей Малаховым-(98)

20.10. Сегодня у нас был Пушкинский вечер в школе.Портреты поэта, книги на стендах,читали стихи. Виктор Александрович, наш преподаватель русского и литературы и доцент пединститута, слушал внимательно стихи. А как музыка - отворачивался, рассматривал картины на стендах.

Мы возвращались с вечера с Галей Смирновой.Было холодно, небо тёмное-тёмное, только фонари освещали площадь.Чтобы разогреться, побежали наперегонки. Завтра рано в школу, а у меня уроки не твёрдо выучены. Завтра пораньше встану.
28.10.Сегодня воскресенье. Собираюсь на футбол. Играет команда
Калинина против Минской команды. Наша в этом году вышла в финал и играла с чемпионом страны ЦСКА.

Мастерство победило упорство - выиграло ЦСКА.Нашим присудили звание мастеров и вручили грамоты.Нам в субботу раздали дневники летнего чтения.Мой дневник был одним из лучших, В.А. поставил “отлично”.Недавно прочла роман “Даурия” Седых, про революцию в Забайкалье. Читаю Б.Полевого “Золото” , повесть Макаренко “Флаги на башнях”, “Рудин”Тургенева.

На демонстрацию пошла в своей новой шубке из серого пушистого кролика.Шкурки прислал отец в подарок из Германии, и ещё ручки очень  красивые - самописки.
25.11 Не так давно вернулась из санатория в Евпатории моя подруга Люба Ясевич.Она лечилась от костного туберкулёза, около трёх лет лежала на вытяжке.Сейчас на костылях и в школу не ходит. Я помогаю ей по-русскому и литературе и по-прежнему дружу с ней.

Сегодня в академии была встреча с футболистами.Выступал их тренер.Мне все они очень понравились, особенно Фарыкин -скромный, красивый, замечательный вратарь. Выступал поэт с трубным голосом, лицо круглое, в оспинах. Жестикулировал - все улыбались, и зрители, и футболисты в президиуме, когда он трубил.

9.12. Были с девочками на открытии нового драматического театра в Калинине.Нас с Любой он поразил архитектурой,отделкой - везде люстры, паркет. И зрительный зал великолепен, громадная хрустальная люстра переливается. Театр трёхъярусный. Зрителей полный зал, в основном ребята, это был дневной спектакль.Стал гаснуть свет, поднялся занавес. Спектакль  “Незабываемвй 1919” о гражданской войне.

На уроке литературы мы писали сочинение “Как Тургенев характеризуется в рассказе “Бурмистр”.Я читала дополнительную литературу и моё сочинение было записано в тетрадь лучших.Любе тоже задала это сочинение, но она в санатории не привыкла как мы с В.А. работать. У неё хорошая память, я её подучу.

13.1.52 Кончились каникулы, наступил 52й год. Встретила я этот год несколько необычно.Только в 11 вечера пришла с катка - там музыка, блестящая поверхность льда, много огней. На каникулах ходила на каток, на праздники ёлки с Любой.
Катаюсь на коньках сейчас получше.Меня опекал знакомый мальчик из лагеря. 14го с Олей Путриной поехали на автобусе кататься на лыжах  на территорию нашего летнего пионерского лагеря.Забрели далеко, ели бутерброды и оставили записки, чтоб отыскать их летом, хотя вряд ли они сохранятся.

16.4.52 Сколько времени прошло, не знаю...Приехала семья дяди Миши и стала жить с нами в комнате. Маме всё хуже. Мы с Ирой возили ей передачи в больницу.
Мама умерла 18 марта 52 года.

Хоронили её - процессия шла по городу и играл полный состав духового оркестра академии. В Перемерках на кладбище среди соснового леса солнечно, ярко. Похоронили  рядом с бабушкой Марией Кирилловной Лисатовой , сосёнка наклонившись растёт из их могилки. У меня от слёз все ресницы вылезли и глаза опухли от конъюнктивита.

Посмотрю на её вещи, сумочку зелёной кожи, печать врачебную именную, колечко с рубином, что носила на третьем пальце своей худенькой ладони...”доча моя, доча”,- говорила мне, когда я приезжала к ней в туберкулёзный санаторий Черногубово...Писем в её почерке не сохранилось.Остались 2 моих -я писала ей в санаторий и  её последняя записочка карандашом ко мне из больницы “...не обижай Ирочку.Я может быть ещё поправлюсь”- почерк ломкий, как птичка скачет.

Все слёзы выплакала, глаза почти не видят.Хожу в школу.Вши на меня набросились.  В дневнике одни пятёрки. Позвала трёх девочек на день рождения 6.4.Пили чай с конфетами.Тяжело. Отец разговаривал с дядей Мишей по телефону.
Они с  тётей Настей потом вечером переговаривались, решили меня ему отдать, он настаивает, чтобы переехала в его семью, к мачехе в Челябинск, как учебный год закончу. Сказал им, что приедет за мной. Я слышала. Я не спала...

Перед смертью мама вспоминала отца. Она не хотела, чтобы я ехала к ним жить, на дядю Мишу надеялась. А отец в это время направлялся в отпуск в Челябинск.

Ноябрь 53 Челябинск
Здравствуйте, дорогие дядя Миша и тётя Настя,
В письме Ире я писала, что отца должны вскоре перевести из Германии, а теперь решено оставить ещё на какой-то срок и разрешён приезд семьям. С 54го года открываются русские школы.Отец в декабре приезжает в отпуск, Людмила Ивановна едет с ним, а меня с Валерием её сыном думают отправить в Амвросиевку к родителям Л.И..

Там всего одна десятилетка и уровень обучения не думаю, что высокий. Эта перемена может отразиться на моей учёбе. Конечно, мне хочется закончить 10й класс в своей школе в Калинине.

Вчера говорила с Л.И. и поняла, что с моим мнением  они меньше всего собираются считаться. Помню, как отец сразу после маминой смерти хотел забрать меня, за месяц до экзаменов, и не надеюсь на его разумные решения. Я уже натерпелась от его педагогических опытов надо мной, но не поддалась им.Он не смог ни душевно сблизиться со мной, ни понять меня. С Л.И. мы совсем потеряли общий язык. В ней осознанная вина “разлучницы”, она всё пытается мне что-то объяснить, оправдаться.

Училась я с приходящей к нам преподавательницей музыке, потом ей отказали, несмотря на мои явные успехи.Одежда есть, питание хорошее, но на душе бывает так тяжело.Напишите отцу, согласны ли вы, чтобы я у вас пожила год до окончания школы. Может быть, он согласится и отпустит. Нас с Валерием они вряд ли в Германию заберут...

В страшную Амвросиевку меня всё-таки отправили.Помню, как дрожала в ознобе, почти заболела.Решили “не разрывать семью” и обрекли меня жить у деспотичной бабушки. Могли взять в Дрезден, но не захотели. Л.И. бросила в Челябинске хорошее место в мединституте, почти написанную диссертацию, и поехала спасать свою личную жизнь.

Людмила Корина 12.1.17 Генуя


Рецензии