Осенняя идиллия

     Марголин получил открытку с приглашением на встречу выпускников института.
После официального текста следовал номер телефона координатора, по которому нужно было сообщить о согласии, уточнив  подробности, или  отказаться, если тому есть причина.
Почему бы и нет, решил он. Была середина июля. И  очень удачная  возможность отдохнуть недельку после долгих месяцев  напряжённой  работы.
     Электричка остановилась у платформы "35 километр". Из вагона  Феликс вышел с  приятелем студенческих лет, Олегом, с которым заранее  сговорились ехать вместе . Нельзя сказать, что очень уж тесно дружили, но отношения  всегда  были   гораздо ближе  приятельских, теплее, чем с другими однокурсниками.  Олега  и  попросил он захватить свой нехитрый багаж в автобус, встречающий их у станции, а сам  решил пройтись пешком. До  «Осенней идиллии» -  дома  творчества, в  котором была назначена встреча однокашников -  двухкилометровая тропа проходила вдоль леса и заканчивалась у озера.
     В этом  симпатичном  месте Феликсу приходилось бывать   не раз. Иногда  он приезжал сюда с путевкой, чтобы    в тишине и без помех поработать над рукописью.
     Феликс ступил под  полог леса,  начинавшегося сразу  за платформой. Время было предполуденное.  Солнце ещё не достигло зенита,  но уже вовсю прогревало сосняк. Стволы деревьев светились медовым отливом. Путник остановился у одной из сосен и отковырнул маленький кусочек живицы, струившейся вниз по стволу. Он размял его в пальцах,  сразу ставших липкими и коричневыми, и  это, будто  привет из далекого детства, вызвало у него целый каскад воспоминаний.  С наслаждением вдыхая  хвойные запахи, он перебирал в памяти полузабытые  моменты, мелькающие с калейдоскопической быстротой.  Вот и мостик над ручьём, впадающим в озеро. Говорят,  Левитан написал  именно этот мостик в одном из знаменитых пейзажей... Впрочем,  чуть  не в каждой деревне Подмосковья бытует похожая  легенда.
Заглядевшись на  живописные  окрестности озера, Феликс остановился на берегу . Осталось пройти каких-нибудь  триста метров, но  торопиться не хотелось. 
Наконец   он  подошёл к Дому творчества. В холле толпился народ, мелькали лица  однокашников…
         Навстречу  Феликсу  тут же двинулся  Олег.
    —   Погоди, ещё успеешь поздороваться, — сказал  он, — я тут, не дожидаясь тебя, проявил инициативу. Ты, думаю,  против не  будешь: занял для нас отдельный флигель на  два номера. Они смежные,  но с отдельными входами.  Будем рядом, и  при этом  каждый  сам  себе  хозяин.  Опять же, меньше    нежелательного общения. А ресторан с холлом все равно в нашем распоряжении. Пока отдохнем,  с  народом  пообщаемся, а на шесть назначен банкет. 
   —  Просто  здорово! Даже не знаю, как благодарить за такую услугу.
   —  Какая благодарность!? Ты же всегда был волком-одиночкой. Я даже удивился, что сейчас  согласился поехать повидаться с ребятами.
   —   Не преувеличивай. Но, согласись, это не  всегда было  интересно. Поневоле начинаешь  сторониться тусовок.
      Около  шести вечера друзья вошли в фойе. Здесь уже народ группировался  по интересам  и  старым привязанностям.  Олег отправился  к бару за  бокалами для себя и друга.  Когда он вернулся, их окликнула женщина, которую приятели  узнали  не сразу. Когда же она назвала себя, пристыдив мужчин за их  короткую память,  Олег с трудом  поверил, что  под обликом  статной красавицы скрывается невзрачная девчонка,  когда-то по уши влюбленная в него.  Он-то относился  к  ней  весьма  индифферентно ...  Пара  удалилась   в дальнюю часть фойе.
     Феликс остался один. Он переместился к окну, под торчащую из бочки искусственную пальму, и  принялся наблюдать из-за  этого  укрытия за происходящим.  Вглядывался в лица бывших однокашников, стараясь определить, кто из них кто. Многие изменились так, что узнать было весьма непросто.
    —  Марголин, да ты по обыкновению играешь в одиночку! — услышал он и повернулся на голос 
    —  Ленка! Сколько лет!..  А ты совсем не изменилась -  все такая  же  юная  и красивая!
    —  Будет  врать-то, дамский угодник. Думаешь, я не смотрю  на себя в зеркало?
    —  Мне кажется, ты  такая же, как  была. Постой-ка здесь, я принесу  выпить. Мы ведь выпьем, правда?..
    —  Валяй! Ты только не исчезни, как когда-то.
     Через минуту Феликс вернулся с бокалами.
    — Не стал спрашивать, что принести. Надеюсь, что еще помню твой вкус.
    — Как раз то, что нужно... Давай за нас! За то, что мы не наделали глупостей и отпустили друг друга в свободное плавание. Я слышала, ты превратился в писателя.  А сколько уже книг у тебя вышло? Две, три? Интересно было бы почитать. Только твоего имени я что-то не видала на книжных полках.
     — Погоди, не строчи...  Я пишу под псевдонимом.   Работаю сейчас над пятой книгой.  Пришлю тебе, если захочешь.
     — Обязательно пришли! С автографом. Можешь написать: «Старой корове, которая не оценила юношеских порывов автора».
     — Хватит трепаться.  Лен, кто это там так активно привлекает к себе внимание? Ты не знаешь её?
     — Боже, неужели за каких-то двадцать лет мы все так изменились? Что,  не узнаешь Лариску? А ведь она была не прочь завязать с тобой тесные отношения еще на третьем курсе. Сама мне  признавалась!  Но ты тогда  крутил голову мне.  А я тебе... И знаешь, как сложилась ее карьера? На какой-то тусовке она приглянулась режиссеру  Клубничкину. Он дал ей эпизод в своем фильме. А потом роль второго плана в следующем. И,  всем на  удивление, Лариска оказалась талантливой девчонкой и уже в следующем фильме  получила главную роль.  Она даже имеет за нее какую-то награду...  Эх, ты! Жизнь проходит мимо, а ты не замечаешь.
     — Это, в общем-то, вне круга моих интересов. А кто  с ней рядом? Вон та, симпатичная брюнетка.
     — Да, постарели мы, девчонки. Это же Катенька! Ты не узнаешь Колину зазнобу? Она так и не вышла замуж, все ждет своего принца  в надежде, что он вернется к ней. А принц уже в третий раз женат. Правда, между женитьбами заглядывает к ней ненадолго,  вот  она и утешает несчастного. Потом он находит  новую подружку, а она снова надеется.
     — Лен,  и откуда ты  всё знаешь? Я-то после диплома   еще некоторое время поддерживал кое с кем отношения, а потом все как-то потерялись,  один  только Олег со мной и видится часто.
     — Так ты сам и виноват, что...
     Тут прозвучало настойчивое приглашение  занять места  в ресторане. Каждому предлагалось найти карточку со своим именем за столиками. Кто-то,  хорошо осведомленный о прежних студенческих отношениях собравшихся, расставил карточки так, что стулья Марголина и Елены оказались рядом. Но продолжить разговор, оборванный на полуслове, Лена не успела. Координатор встречи объявила о программе на  вечер и предоставила слово первому выступающему.
   —  Вот его я хорошо помню, — прошептал Марголин на ухо подруге, — нашего  бывшего идеолога. Сейчас толкнет  речугу на полчаса.
    Но «бывший идеолог» сказал лишь  несколько весьма  суконных слов о радости, с которой он встретился с  бывшими однокашниками, и предложил тост за всех, кто откликнулся на приглашение   и за тех, кто не смог разделить с ними радость встречи.  Выпили, принялись за закуску. На время за столами воцарилась тишина, нарушаемая только звоном  вилок и ножей, потом зазвучали отдельные реплики. А вскоре всё слилось в какофонию  и гул, в котором  можно было разобрать уже только отдельные обрывки восклицаний.
     Совершенно неожиданно в этот гул ворвались звуки настраиваемых инструментов. Даже и об этом подумали устроители встречи, пригласили небольшую группу музыкантов. После нескольких минут настройки солистка попросила внимания и, представив ансамбль, предложила всем танцевать. Тут же  в  центре зала закружились несколько  пар.
Феликс с Еленой решили продолжить разговор на свежем воздухе - вышли на веранду и, предавшись воспоминаниям, спустились по ступенькам на дорожку, ведущую к озеру.  Они  присели на скамью на берегу и говорили, говорили... Понемногу  от озера  потянуло влагой, стало зябко в одежде, не приспособленной к вечерней прохладе, и они, возвратившись в зал,  ещё немного  потанцевали.  В  конце  вечера, проводив Лену, Феликс вернулся  к  себе, принял душ и нырнул под одеяло. К своему удивлению, заснул сразу.
     Разбудил его солнечный луч, проникший под колышущуюся занавеску на открытом окне.  Легкий ветерок будоражил запахами леса, а луч приятно щекотал лицо своими теплыми бликами. Еще в полудреме Феликс начал улавливать  шум, доносящийся из соседнего номера. Стряхнув остатки сна, прислушался. Что-то Олег с утра проявляет странную активность, подумалось ему. Он встал, включил кофейник и направился в ванную.  После душа налил себе кофе, подошел к окну.  Распахнув  створки пошире, с наслаждением   вдохнул  полной грудью   запахи леса, озера, бурьяна, растущего прямо под окном ,  аромат,  струящийся из кофейной чашки...   Подумалось, что, пожалуй,  неплохо было бы прогуляться до завтрака. Самое время  пройтись без риска наткнуться на кого-нибудь, кто может нарушить это свидание с утром.
     Сполоснув чашку, Феликс вышел из номера. Тут только он понял, что за шум на половине Олега удивил  его спозаранку.  Перед флигелем стояла полицейская машина, и несколько человек,   перешептываясь, толпились перед открытой дверью. На их лицах читались растерянность и недоумение. Вход в номер загораживал  полицейский.
     Подъехала машина скорой помощи. Санитары прошли в номер, а через несколько  минут вернулись и стали закатывать в машину носилки, укрытые простыней.  Следом мужчина в штатском вывел Олега в наручниках. Заметив Марголина,  он закричал:
    — Феликс, я не виноват! Это какое-то недоразумение! Верь мне!
    Последние слова уже донеслись из машины, куда его бесцеремонно затолкал сопровождающий. Совсем  ещё молодой  следователь  распорядился, чтобы никто не покидал дом творчества, пока  не допросят каждого.  Двери номера  закрыли  и  опечатали, всех попросили собраться в фойе, где через некоторое время  начнут проводить первые опросы  свидетелей..
     Марголин решил задержаться    во  флигеле и быстро  вернулся к себе. Раз уж номера смежные, подумал он, то внутренняя дверь между ними может оказаться  незапертой. Вероятнее всего, этот флигель обычно занимали те, кого не могли  поселить  вместе  из строгих принципов нравственности, но у кого возникало непреодолимое желание как можно скорее оказаться друг  у друга в объятиях . Марголин повернул ручку, и дверь  без скрипа открыла ему путь в смежный номер. Он остановился на пороге и огляделся.
     Окна  были обращены на восток, и яркий свет поднимающегося солнца заливал комнату.. Скомканная  постель  хранила явные  признаки борьбы. На столе  нераспечатанная бутылка вина и ваза с фруктами. Шторы  на окне в дальнем  конце  комнаты слегка шевелились  от  сквозняка. На широкой  тумбе  стоял  не разобранный чемодан Олега с поднятой крышкой.  Мокрый банный халат небрежно брошен на стул. Феликс прошел вглубь комнаты. У кровати заметил катышек подсохшей земли, какие обычно выпадают из обуви  с рифлёной подошвой. Зачем-то заглянул в платяной шкаф. Там висела только куртка приятеля. Хотел уже было закрыть дверцу , когда заметил и на дне шкафа такой же комок земли, что и у кровати. Тогда , оторвав в туалете  пару кусочков от рулона бумаги, он завернул каждый катышек отдельно. На прикроватной тумбочке лежал блокнот и шариковая ручка. Марголин надписал каждый сверток: «В шкафу», «У кровати» и положил их в карман.  Постепенно стала вырисовываться   картина   возможного развития событий.  Он подошел к раскрытому окну,   откинул качающуюся занавеску.  Выглянул наружу. Не заметив ничего подозрительного, затворил окно и вернулся на свою половину. Закрыл за собой дверь и защёлкнул замок на  предохранитель. Потом вышел из флигеля и обошел его с другой стороны.  Осторожно приблизился  к окну, из которого только что выглядывал на улицу, и осмотрелся.
Эта сторона дома была теневая, и солнце еще не успело высушить росу на траве. Поэтому на ней, хотя  уже и малозаметные, сохранились едва различимые примятые следы. А прямо под окном, где травы  не было , отпечатался неполный след рифленой подошвы. Спрыгнувший из окна владелец этой обуви весьма удачно наследил прямо возле  места преступления.
     Феликс направился  в главное здание Дома творчества. У входа ему встретилась Катя.
    —  Марголин, ты слышал?! Какой ужас! И это твой друг! Как он мог так поступить? Бедная Лариса...
    — Объясни  толком, что случилось? Видимо, я проспал все.  Как всегда, самое главное  происходит без меня.
    — Твой дружок задушил Ларису прямо в постели!  Садист и маньяк...
      Высказав это, Катя быстрыми шагами ушла в сторону озера. Феликс вошел в фойе. Там, в  ожидании  приглашения  к  следователю, столпилась вся группа.
  Вполголоса  обсуждали произошедшее. Подошла Лена.
   — Это ужасно! Но я не верю, что Олежка мог сделать это. Вообще мне показалось, что  он даже не спал  в номере. После того, как мы с тобой расстались, я долго не могла заснуть.  Потом забылась на какое-то время — и   вдруг проснулась, как будто меня что-то толкнуло. Глаза открыла, за окном  еще темно.  Стараюсь заснуть, а  тело уже ломит от напрасного лежания. Ну,  свет зажигать не  стала,  подошла к окну, открыла его, закурила . Луна  на  озере  дорожкой такой.....  Стою, вспоминаю  наши с тобой отношения...  нелепая  была  ситуация,    это же  по моей  инициативе  мы  расстались. Глупо  я  себя  вела, непростительно ...   Вот  ведь, виновата  сама — а   так и хочется повторить эту фразу из фильма: зачем ты тогда так навсегда спрыгнул с трамвая?
      Тут вышел очередной свидетель, и следователь пригласил в комнату следующего.
   —  ... так вот,  к чему это я? — снова  заговорила  Лена. — Ах, да! Солнце  из-за леса  уже чуть показываться стало, но  всё  ещё  серое  такое,  только  рассвело ...  И тут я вижу, что от нашего корпуса  какой-то мужчина   отошёл и направился к вашему флигелю. Он, правда, в  тени  корпуса  был, но   мне  в этот момент  точно  показалось, что это  Олег. Нет, конечно, я не могу со стопроцентной уверенностью сказать, что это он и был, но  фигура  очень похожа!  Ну, вот...  я  воду вскипятила, кофе  себе сделала ...  Кстати, если хочешь, у меня есть чудесный растворимый кофе.
    — Нет, Лен, спасибо. А  ты  не припомнишь, в какое время  заметила эту фигуру?
    — Не догадалась я посмотреть на часы. Но я же сказала — небо  уже стало светлеть. Думаю,  уже по этому признаку можно определить, который был час.
     —  Придется ждать  до следующего утра,  — невесело  пошутил Феликс.   — У меня к тебе просьба, Лен. Не  можешь по своим  каналам выяснить, от кого в это время уходил Олег?
      — Интуиция мне и без того подсказывает, что это могла  быть только Наташа. Я постараюсь уточнить. Ты что, ведешь параллельное следствие?
    — Я абсолютно уверен в невиновности Олега. Следствие  следствием, а  мне   хочется самому разобраться в этой ситуации.
      Появилась Катя. Она подошла к товарищам.
   —  Господи,  сколько  ещё  этот следователь будет полоскать нам мозги? Неужели и  так не  ясно, кто  убил... Ребята, кто следующий идет на допрос? Если  желающих нет, я пойду. Мне побыстрее  уехать   надо.  Сколько  мы еще тут будем торчать?
    — Никуда ты  не  уедешь, пока  всех не допросят. А может, кого-то вызовут и на повторный. Так что наберись терпения, дорогая, — вздохнул    Николай.
    — Коля, а тебя уже вызывали?
    — Нет  ещё.
    — Раньше меня чтобы  не ходил! Обещаешь?
    — Да мне какая разница.
     Феликсу снова показалась странной  активность  Кати, как и при встрече с ней полчаса назад перед входом в Главный корпус. Он  мельком посмотрел на ее ноги.  На ней были легкие босоножки. В кроссовки были обуты только  некоторых из мужчин и  две женщины.
     Наконец, очередь  дошла и до Феликса.
     — Где вы находились сегодня ночью  и до шести утра? — спросил следователь.
     — Спал в своей постели.
     — А где  именно была  сегодня  ваша постель?
     — Давайте немного сменим тон разговора, господин следователь. К вам обращаться по имени-отчеству или по званию — или больше устроит "гражданин следователь"?
     — С  этим  пока  повременим. Как ваша фамилия?
     — Меня зовут Феликс Марголин.  Журналист,  не раз  писал  очерки  о работниках вашего управления. Привык, знаете ли,  к вежливому обращению ваших коллег. Думаю, вы заинтересованы в раскрытии преступления.  Поверьте,  у  меня  есть серьёзные  основания сомневаться  в виновности моего товарища, которого вы с такой поспешностью заковали в наручники. Мне бы очень хотелось, чтобы вы прошли со мной к месту преступления. Я хочу вам что-то показать. Только, пожалуйста, сделайте так, чтобы нам никто не мешал.
     — У вас что,  есть дополнительные сведения, относящиеся к этому делу? А мне кажется, что все предельно ясно.
     — Я по  своему опыту знаю, как  убедительны бывают лежащие на поверхности факты . Но не  все очевидное - самое вероятное.
     — Хорошо. Пойдемте. Посмотрим, что вы там накопали.
     Они вышли к толпящимся  отдыхающим.
     — Все могут пока идти завтракать, — сказал следователь, — но ни один человек не должен уехать отсюда. Любой самовольно покинувший территорию несёт уголовную ответственность.
      Спутники обошли флигель, и Марголин показал следователю следы ног под окном.  Оживившийся  следователь поднялся  по ступеням  к   номеру  Олега.  Но Марголин не дал ему снять печать  с двери,  а повел  кружным  путём  к себе. Там он открыл дверь в смежный номер и остановил следователя на пороге.
    — Как видите, здесь всё осталось так,  как было.
    — В  таком  случае,  видимо, я и вас должен задержать. И вы ведь имели возможность задушить артистку.
    — Один раз вы уже  поторопились. Стоит ли  снова? Проще  всего было  арестовать хозяина номера ,  якобы  попавшегося с поличным,  и при этом не обратить внимание на очевидное. Хорошо еще,  санитары, увозившие труп, не слишком наследили в комнате . Мне  кажется,  еще до приезда экспертов вы сможете проделать большую работу и с  точностью  до девяноста девяти процентов вычислить преступника. Вы готовы меня выслушать?
     — Уже слушаю.
     — С самого начала я был уверен, что следствие пошло по ложному пути. Я знаю Олега долгие годы. Знаю его характер и то, что он не способен на преступление. Когда его увезли и вы опечатали номер, я вернулся   к себе и попробовал  открыть дверь в смежную комнату. Дверь оказалась не запертой.  Раньше мне не пришло в голову проверить это. Вечером, после банкета, я пришел к себе, принял душ и сразу же завалился спать. Накануне  работал всю ночь, мне нужно было сдать срочный материал, поэтому  спал я как убитый и не слышал ни единого звука. Так вот. Я открыл эту дверь и оглядел с порога комнату, не заходя в нее. Солнце било уже в окно и  хорошо освещало все вокруг. Я увидел кровать со следами борьбы и подумал, что жертва сопротивлялась. Значит,  под ее ногтями могут остаться  биологические  следы, принадлежащие  преступнику. А на преступнике, скорее  всего,  остались царапины. Потом показалось странным, что бутылка вина на столике  не была открыта, и никто не притрагивался к  фруктам. На  стуле возле ванной брошен  мокрый банный халат — он   и  сейчас  ещё влажный, а полотенце в душевой совершенно сухое. Значит, им никто не пользовался, а халат надели на мокрое тело. Еще показалось странным, что платяной шкаф открыт, что было бы маловероятным, если в номер была приглашена женщина. Я заглянул в шкаф и обнаружил там вот это. Это явно кусочек земли, выпавшей из обуви с рифленой подошвой. Тогда я проследил взглядом вероятный путь к кровати и возле нее тоже обнаружил подобный комок. Я для вас  каждый катышек завернул в отдельную бумажку и написал, где какой найден. Потом —   видите этот песочек? — он явно раздавлен обувью. Я старался не наступать на него. Возможно, на него наступили санитары, а может быть, и преступник. Ваши эксперты определят это наверняка.  Я обратил внимание, что занавеска на окне колышется. Если бы вы сами  потом подходили к окну, то наверняка закрыли бы фрамугу, чтобы никто не проник в опечатанную комнату. Но если  окно было не закрыто,  значит, кто-то мог покинуть помещение через него? Я выглянул, но подозрительного ничего не заметил. Тогда закрыл окно на шпингалет, вышел на свою половину, защелкнул дверь и обошел флигель вокруг. Тогда и увидел  след от кроссовки. Уверен, что именно с этой подошвы упали кусочки  земли. Сейчас пока мне больше нечего вам сказать. Но, думаю, через час у вас будут  дополнительные сведения, которые еще ближе подведут к преступнику. Теперь же нужно найти кроссовки, оставившие эти следы. Мне кажется, вы сможете это сделать более профессионально. А Олег - что ж,  пусть пока посидит у вас в кутузке. Даже хорошо -   настоящий преступник потеряет бдительность.
   —  Я вас очень внимательно слушал. Вы заметили? И, кажется, в ваших рассуждениях есть рациональное зерно. Не забудьте поделиться новыми соображениями  и  фактами, если появятся. Приоткрою вам  тайну следствия: после показаний Николая и Екатерины я был полностью уверен, что арестованный  и есть убийца. Все же другие ничего толкового сообщить не могли. А вы сами не работали в молодости следователем?
   —  Да нет...  Но, готовя материалы о работниках вашего управления, много времени проводил со следаками  и кое-чему у них научился. А сейчас, простите, мне нужно всё-таки ещё кое-что проверить.
      Они расстались у флигеля, и Феликс двинулся по тропе вдоль озера. Он шел, внимательно глядя под ноги, и скоро  оказался  у впадающего в озеро ручья. Ручей  был всего-то с  полметра шириной. Но в том месте, где он обрывался  с довольно крутого берега, устье  немного расширилось  и залило   траву вокруг. Феликс пригляделся и заметил, что здесь кто-то поскользнулся. В сдвинутой глинистой  бороздке  явственно   отпечатался  уже знакомый рифленый след. Феликс поднял голову и заметил  как раз над этим местом   обломанную ветку боярышника. Похоже,  кто-то, чтобы удержаться , схватился за ветку.  Феликс постарался отломить этот кусок  ветки пониже излома, чтобы при этом не поцарапаться. Он прошел еще немного вперед, но больше никаких следов не обнаружил.  Тогда  вернулся по тропе,  внимательно вглядываясь в прибрежные кусты. И нашел-таки  то, что надеялся  найти  с  самого начала. Перед  его мысленным  взором  снова возникла  сцена, о  которой  упомянула  Лена:  силуэт неизвестного  человека, крадущегося в  тени  к их флигелю. Ей  показалось тогда  или  действительно эта  фигура  напомнила  кого-то знакомого? Но  фигуре  этой, усмехнулся  про  себя  Феликс, явно не хотелось быть  замеченной  при  выходе  из корпуса. Если  так, то  и  вернуться   обратно она должна  была  тем же  путём. Значит,  имеет  смысл  поискать, где  ещё она могла  наследить... И эти следы действительно  обнаружились  среди кустов напротив служебного входа в корпус. Отпечатки  двух пар следов, ведущих от озера вверх по склону.
      Вернувшись в корпус, он поискал Лену. Она уже ждала его в баре. Взяв по коктейлю, они сели за столик в углу лицом к залу. У барной стойки толпились их товарищи, по-прежнему обсуждая событие, выдвигая версии убийства — каждую  нелепее предыдущей. Заговорщикам никто не мешал, и Лена приступила к рассказу о своем расследовании.
    — Ну  вот, я  была права, когда говорила, что на рассвете видела Олега.  Узнать, от кого именно он крался на рассвете, тоже  удалось без проблем.  Девчонки сами  и выдали ... Убийство Лариски разворошило  наш муравейник.  У  всех  свои гипотезы, каких я только  предположений не  наслушалась!  Катя стоит на своем: мол, кроме Олега никто не виноват. Тут  Наташка и призналась, что всю ночь гуляла с Олежкой. Разговаривали, вспоминали  прошлое,  все  дорожки  исходили  вокруг.    Когда решили  спуститься  короткой дорогой  к озеру,  исцарапались оба   о какие-то  кусты...  У Кати,  между  прочим, тоже все руки  в  царапинах,  она  показывала — умудрилась  где-то о  боярышник  исцарапаться. Но,  понятно, это же  не значит, что и она гуляла с Олежкой. Тоже путаница... Знаешь, может, Наташа и была с кавалером  у воды, но возвращался-то Олег из корпуса, — усмехнулась  Лена.
    — Придется поговорить с Наташей. От нее зависит Олежкино алиби. Только бы  не побоялась. Давай пока версию с прогулкой  будем поддерживать. Раз она так сказала, пусть так и будет. А где следователь?
    — Обещал вернуться через пару часов. Не забыл предупредить, чтобы все оставались на местах.
    — А  не знаешь, где  сейчас Наташа?
    — Должна быть, в номере. Расстроилась, говорит — голова   разболелась от этих передряг.
    — Пойду к ней. А тебе большое спасибо. Ты мне очень помогла.
     Марголин постучался в номер Наташи. После   недолгого  разговора она  призналась, что эту ночь провела с Олегом,   а  ушёл он от неё   на рассвете. Поэтому уверена, что ее ночной гость ни в чем не виноват.  Феликс  же  предложил ей пока придерживаться версии о гулянии под луной. Заодно попросил показать царапины боярышника.
     В его голове уже сложилась картина преступления. Но оставалось выяснить самую малость. Без помощи следователя это было невозможно. Поэтому свой  разговор   с ним  он начал  с просьбы:
    — Гражданин следователь...
    — Да перестаньте, зовите меня Виктор Станиславович.
    — Виктор Станиславович, я могу почти со стопроцентной уверенностью назвать имя преступника. Но, чтобы не подвести вас, хочу  сначала  попросить о  помощи.
    — Что нужно сделать, говорите
    — Мне надо задать  только один вопрос  Олегу. Давайте съездим к нему. Только один вопрос в вашем присутствии! Далеко добираться?
   —  Полчаса. Он в местном отделении.
      Когда они вошли в отделение, увидели, что Олег с дежурным преспокойно пьют пиво  и мирно разговаривают. Марголин вопросительно посмотрел на следователя.
    — Вы меня убедили в моей ошибке.  Позвонил ребятам,  распорядился принести ему пива. Вы там пьете в свое удовольствие, а друг ваш тут прохлаждается водой. Задавайте свой вопрос. Но помните, вы сказали:  только один.
    — Олег, ты уступил свою комнату кому-нибудь на ночь?
    — Николаю. А как ты узнал?
    — Всё!.  Больше  ничего не нужно. Я обещал  -  один вопрос, а  вместе с  твоим вопросом будет  уже два. Нужно держать слово. Поехали, Виктор Станиславович. Кажется я могу назвать вам убийцу.   Теперь  и экспертам  есть  что  предъявить.
    — Эксперты уже на месте. Мне доложили, пока вы в туалет ходили.
    — Кстати, Олег не сказал, где провел эту ночь?
    — Сказал, что крепко выпил. Пошел к озеру проветриться  и заснул на скамейке на берегу. Проснулся под утро  от холода. Зато протрезвел и пошел к себе. Там нашел задушенную Ларису и вызвал полицию. А теперь  вы рассказывайте! Мне не терпится послушать ваши  соображения.
    — Я немного вас помучаю. Приедем, расскажу. Мне нужно еще подумать. Представить всю картину, чтобы быть более убедительным.  Как только буду готов, сразу же вас найду. Думаю, это займет не более получаса.
      Феликс  разыскал Лену.
    — Расскажи  покороче,  что тут  без нас нового. Эксперты начали работу?
    — Не думала, что эти спецы до такой степени бесцеремонные люди. Никаких правил приличий для них не существует! В женские номера   входят  без стука.  Вначале  облазили весь флигель. Обшарили и твой номер, кстати. Потом стали рыскать по всем  номерам, но искали, похоже, сами не зная что. У всех собрали спортивную обувь. Даже рылись в мусорных баках на хозяйственном дворе. Нашли там какие-то кроссовки и положили в черный пакет. Ты куда?
    — Мне нужно срочно увидеть следователя! Скоро вернусь, всё  расскажу .
     Марголин нашел следователя и пригласил его прогуляться, чтобы без помех выложить свои аргументы. Они шли по знакомой уже тропе. Феликс обрисовывал картину преступления, как она ему виделась, одновременно приводя  в систему  свои  доводы.  Когда они вернулись, следователь подозвал полицейского и что-то ему приказал. Тот вышел, и вскоре все  собравшиеся  в фойе увидели, как  выводят Катю в наручниках и усаживают  в полицейскую машину.
     — Мне не достался, так не достался и этой фифе! - прокричала она Николаю.
Лица присутствующих выражали недоумение. Никто не проронил ни слова, настолько все были ошарашены происходящим. Наконец Лена повернулась к другу.
    —  Феликс, ты можешь объяснить, что всё это значит?  
    — Вот-вот Олег  должен  подъехать. Тогда уж  расскажу  всем сразу. Давай  пока в  бар  пойдём, надо наконец  снять напряжение.  Только теперь уж не отделаюсь, как  вчера,  одним коктейлем.
      Они спустились в бар. Лена попросила мартини, а Марголин заказал себе виски. Сразу полный стакан, чтобы не бегать туда- сюда за дополнительными порциями. Они снова заняли  столик в дальнем углу и снова  говорили обо всем, что когда-то их волновало, старательно избегая темы убийства.
      Наконец  появился Олег. Оглядев бар, он бросился к ним и обнял Феликса.
       — Спасибо! Следак сказал, что я только  тебя должен благодарить  за свою свободу. Иначе бы  «загремел  под панфары»... Погодите  минутку, возьму выпить и вернусь к вам!
      В баре в  ожидании рассказа Марголина собрались тем  временем все однокашники .
     —Я был ошарашен  и расстроен, как  все, когда утром узнал о случившемся.  При  входе  в  фойе, где нас  всех  собрали перед допросом,  мне встретилась Катя — она   уже говорила  о преступлении Олега, как о  деле  доказанном…  Это меня сразу насторожило. Хотя мне понятна  в какой-то мере женская логика, но такая убежденность в вине товарища, без тени сомнения, показалась странной.  Накануне Лена немного рассказала об отношениях Кати и Николая. А вечером я обратил внимание, как Лариса кокетничает с Колей,  заметил  и реакцию Кати на эти заигрывания. Всё  было написано на  лице: злость, ревность, зависть, ещё  бог  знает  что...  И если  учесть, что Лариса — красавица,  к тому же  и ставшая  популярной артисткой?   Словом, сомнений  прибавилось. К тому же, я не  первый год знаю Олега — со  всеми его достоинствами и недостатками. Но чтобы задушить женщину! Помилуйте!  К тому же, в ситуации, когда желанная всеми красавица оказывается в твоей постели...  У меня уже были улики, собранные в номере Олега, но  их для полного оправдания не хватало, и я стал искать другие.
     Прежде всего, мысленно снова вернулся на смежную половину флигеля. Чемодан Олега был только открыт, но не разобран. Я заглянул в платяной шкаф. Там в одиночестве скучала  его ветровка. На дне  шкафа валялся катышек , явно  выпавший из  рифленой подошвы. Такой узор чаще всего встречается на кроссовках. Я предположил, что кто-то прятался в шкафу. Обычно ведь перед заселением номера тщательно убираются. Значит, этот комочек земли попал туда уже после уборки. А раз он оказался там, значит,  мог найтись такой же  и  возле  места преступления. И я нашел точно такой у кровати. Раздавленные комочки вели  к окну, которое оказалось открытым. Я предположил, что преступник ушел через него , и нашел след снаружи под окном.
Теперь о халате. Казалось бы, его могли  бросить  в любом другом месте, но никак уж не  на стуле при  выходе  из ванной комнаты, и настолько небрежно, что он частично сползал на пол. Тем более, что халат был сырым. Не могу допустить, что кто-то натянул его прямо на    мокрое  тело, когда  рядом  висело  полотенце. Сомневаюсь, что этот кто-то собрался нырнуть в постель к женщине в таком  виде. Допустим, они одновременно принимали душ... Но жертва-то лежала  на кровати полностью одетая и, как я успел заметить, в совершенно сухой одежде. Значит, халат был брошен впопыхах. Тогда перед домом  должны были быть еще и следы того,  кто  в  панике убегал из  комнаты . Я их нашел  тоже, на  некотором расстоянии. Если первый след был небольшого размера, то другой ,  найденный  подальше, принадлежал  более крупной ноге. Явно мужской. А судя по глубине отпечатка, мужик должен быть довольно габаритный.  Я предположил, что  мужчина, выйдя из душевой, увидел на постели что-то  приведшее  его в ужас, и он, бросив  халат  и кое-как  одевшись,  рванул  из   комнаты  через окно  что было мочи.
     На постели я  видел следы отчаянной  борьбы, настолько все там было смято и перекручено. Подушка в изголовье испачкана  помадой,   следами  макияжа.  Это  понятно,  ведь накануне   Лариса  была  нарядно подкрашена. Вероятно, эксперты наверняка найдут   на  наволочке и биологические следы преступника. Я обратил внимание на руки Ларисы.  Ухоженные,  с красивым маникюром. Под ее аккуратными ногтями  виднелись  тёмные  полоски. Такого  женщина  в  известных  обстоятельствах допустить никак не могла. Значит, это были  частицы  кожи    того, кто  душил её. Думаю, в этой ситуации Лариса защищалась из всех сил. Тогда получается, следы ее ногтей обязательно нужно искать на руках убийцы. Помните, Катя сказала, что тоже ободрала руки о колючие  кусты? Я нашел место, где это случилось. Даже сохранил обломанную ветку, за которую Катя ухватилась, поскользнувшись. Тоже, разумеется,  передал следователю. Когда Наташа сказала, что оцарапалась о боярышник, я попросил  ее показать следы? Я сделал это не потому, что сомневался  в ней — только  чтобы увидеть следы от колючек. Катя тоже ведь обмолвилась о поцарапанной руке, всем её  продемонстрировала. Но  только вот следы на ней были двух видов:  и от острых колючек куста,  и широкие, явно оставленные чем-то другим . Когда Наташа рассказала, что  ночью гуляла с Олегом у озера, мне захотелось проверить и эту версию. И я нашел  их следы .  Только в темноте можно было не заметить тропинку на склоне, по которой  было легко подняться по крутому берегу без приключений, а не продираться сквозь колючие кусты. 
Когда Олег вернулся к себе, он застал на своей кровати мертвую женщину. Еще вечером он уступил свой номер товарищу  для свидания с известной  ему  красавицей, потому  что сам-то собирался  провести эту ночь с Наташей. И, зная, что его номер занят, не торопился вернуться. 
Когда Николай с Ларисой вошли в номер, Катя уже была в шкафу. Следы ее кроссовок  под окном вели в двух направлениях: к окну и от окна. И когда Николай  отправился  в душ первым  - вероятно, чтобы к появлению освежившейся  Ларисы накрыть стол, — Катя  неожиданно появилась из шкафа и, опрокинув ошарашенную Ларису на кровать, задушила ее подушкой. Потом она убралась из комнаты тем же путем, что и вошла.
     По всей вероятности, в женщине разыгралась и ревность, и обида. Еще со студенческих времен она была влюблена
в Николая. И многие годы терпела его выходки. Принимала его каждый раз, когда  у Николая случались разрывы с его очередными партнершами. Возможно, вчера  вечером  ей стало известно, что в номере Олега будет ночевать Коля. Ей захотелось устроить ему "сюрприз" в виде близости с ним на чужой территории, но она не сообразила, что на  этот раз свидание будет  у него с другой женщиной.
Однако,  продолжение этой истории  сможет поведать нам следователь, который  и закончит это дело.


      


Рецензии