1. Введение. Место рождения и имена основателей

НА СНИМКЕ: Академгородок. Морской проспект. Конец лета. Сосны и берёзы.

Утверждают, что Академгородок родился в 1957 году, когда вышло Постановление правительства о его создании.

Но на самом деле, Академгородок тогда ещё не родился.

Когда я приехал в марте 1959 года в то место, которое называют Академгородком, на этом месте были:

- посёлок строителей, который вскоре стал именоваться нижней зоной ( это название проектировщиков, а вслед за ними строителей). На картах проектировщиков уже появился Академгородок с его микрорайонами "А", "Б", "В", "Г", "Д" и "Щ", и посёлок строителей располагался на территории двух микрорайонов - "Д" и "Щ"), причём "Щ" считался временным.
 
- чувашская деревня Чербусы,

- посёлок из нескольких финских домиков и одного рубленого дома, названный впоследствии его жителями Золотой долиной (на месте Волчьего лога - долины речки Зырянка),

- трёхэтажный кирпичный дом № 5 на Обводной улице (впоследствии ул Романтиков, а затем улице Валентины Терешковой), ещё не заселённый,

- ещё 4 трёхэтажных кирпичных дома на этой улице, этажи которых пока ещё только возводились,

- несколько фундаментов жилых домов, вытаивающих из под снега,

- два фундамента административных зданий, 

- фундамент школы и двух детских учреждений (яслей и садика),

- просек на месте Институтской улицы (будущего проспекта Лаврентьева) и Академической улицы (будущего Морского проспекта),
 
- почти готового к сдаче здания Института гидродинамики.

- фундаментов ещё нескольких зданий институтов.

Академгородок для меня родился, когда ещё не был сдан в эксплуатацию Институт гидродинамики, но стал заселяться первый жилой дом - дом №5. Это произошло в самом конце апреля 1959 года. Точной даты я, конечно, не помню.

Не буду спорить с теми, кто считает иной дату рождения Академгородка. И вы не спорьте со мной. Это уже сегодня не так важно.

Важны как сам факт рождения так и место рождения. а это широко известно и останется в памяти.

Важны имена его основателей - академиков Михаила Алексеевича Лаврентьева и Сергея Алексеевича Христиановича. Важны имена их сподвижников, основателей первых научных лабораторий, отделов и Институтов: С.Л.Соболева, А.А. Трофимука, Г.И. Будкера, И.И. Новикова, Ю.Б. Румера, Н.И. Дубинина, А.А. Ковальского, В.В. Воеводского, А.В. Николаева, Н.Н. Ворожцова, Ю.Н. Работнова, Ю.Б. Карандеева, Г.К. Борескова, Б.В. Войцеховского,

Конечно, важны имена и тех, кто сделал в Академгородке, и благодаря его созданию,  большие открытия в науке, технике и технологии. Они известны и эти учёные награждены званиями, орденами и медалями.

Важны имена тех людей, которые его проектировали и строили. Они тоже известны и тоже отмечены правительственными наградами.

Но важны имена и тех, кто создал уникальный культурный и социальный феномен, каким за несколько первых лет стал Академгородок. Их имена, за редким исключением, никем и ничем не отмечены и постепенно забываются.

В моих книгах я пишу именно о них.

               
           -"-

Так случилось, что именно в день рождения Академгородка я стал его жителем, поселившись вместе с другими в общежитии - в кв. 20 дома №5. Тогда я не думал, что это будет историческая дата, а то бы, конечно, записал и дату, и время, и всех тех, кто стал жить в общежитии или въехал в собственные квартиры в этом трёхэтажном доме с тремя подъездами.

Я был старшим лаборантом отдела прочности института гидродинамики, мне было 24 года, и я приехал из Ленинграда как молодой специалист, инженер-физик, окончивший физико-механический факультет Ленинградского политехнического института. А моя семья (жена Любочка и дочка Иринка, которой было чуть больше года, в это время находились в Батуми, где Любочкин отец служил политработником и был в звании майора в морских пограничных войсках). Они приехали в Академгородок чуть позже, в начале июля.

Я мечтал об открытиях в науке и не мог даже предположить, что вскоре стану заметным участником создания "Моего Академгородка", центра культуры и свободомыслия.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/01/11/1983


Рецензии