Приложение к рассказу А. В. Пивоваров, Хрущев, Пиц

       
 Пивоваров А.В.

   Лето 1961 года. Н.С.Хрущев собирает генеральных конструкторов ракетных систем вооружения в г.Пицунде (Абхазия). Каждый генеральный конструктор мог взять с собой одного человека-помощника. Генеральный конструктор А.А.Расплетин взял меня. Официально совещание продолжалось двое суток. Но на заключительном совещании т.Хрущев заявил: кто имеет возможность далее после совещания, могут остаться отдохнуть. Заседания проходили с 10-00 до 13-00 с небольшим перерывом. Далее с 16-00 до 18-00. На одном из ужинов т.Хрущев заявил: – а сейчас я вас угощу блюдом, изготовленным по моему рецепту. Подали раков, затем т.Хрущев сказал, что раки сварены в пиве. Я не ценитель раков и ничего особенного в их вкусе не нашел. Вечером купались в бассейне. Бассейн был под стеклянной крышей. Крыша могла раздвигаться и закрепляться в зависимости от погоды. Я не ходил купаться в силу своих физических возможностей (протез ноги). В один из вечеров я решил посмотреть, как это происходит. Иду вдоль бассейна. Вдруг меня встречает сам т.Хрущев: « Ты чего  не купаешься?» Я ему объяснил. Он подозвал двух чудо-мужиков. Они помогли мне  раздеться и бережно опустили меня в бассейн. После процедуры купания вытащили меня из бассейна. Не знаю, остался  кто-то после совещания отдыхать. Мы с Расплетиным улетели домой.

    Когда я работал директором НПО «Научный центр», меня регулярно приглашали на торжественный приём в Кремле. Приёмы проходили во Дворце съездов. Он памятен мне еще тем, что я был делегатом 24 и 25 съездов Партии. Обстановка на приёме была следующая. Приглашенных было довольно много. Приглашенные были со всех республик Советского Союза. Были накрыты очень изобильно столы. Проходили приёмы в стиле аля-фурше. Но члены Политбюро сидели за столом вроде президиума.
   Я очень люблю крабы. Это еще в далёкие времена моей службы в экспедиции на Дальнем Востоке мне пришлось полакомиться крабами. Они обычно там варились в морской воде. Так вот, я на приёме выбирал место за столом около краба ( а их было достаточно) и с удовольствием поглощал его. Чокаться с членами Политбюро могли не все. Но однажды, Хотя я знал, что это мне не положено по рангу, после нескольких рюмок коньяка, я встал в очередь. Очередь быстро двигалась, никто не задерживался. Я чокнулся с членами Политбюро. Подошел к Косыгину, он меня узнал (он был у нас в Зеленограде). Сказал – привет зеленоградцам. Подошел к т.Брежневу
Чокнулся рюмками и сказал ему: «Леонид Ильич, трудящиеся г.Зеленограда приглашают Вас посетить город.» Он ответил: - мне т.Косыгин докладывал о г. Зеленограде. Я отошел с рюмкой. На пути встретил лично знакомого по работе в одной из комиссий маршала войск связи Белова И А.( а ему не было положено чокаться с членами Политбюро). Я ему говорю: - только что чокнулся  рюмками с т.Брежневым. Он в ответ: - это историческая рюмка, налей немного из неё в мою рюмку. А твою рюмку как историческую возьми с собой. Я так и сделал. Эта рюмка до сих пор стоит у меня дома.
   Обычно после нескольких выпитых рюмок происходило «брожение» гостей. Один, другой видят своих знакомых и идут навстречу друг другу. Моя жена (царство ей небесное) увидела свою знакомую и пошла ей навстречу с бокалом красного вина. И надо же случиться: столкнулась с патриархом Москвы и всея Руси Пименом. Опрокинула на его белоснежный подрясник фужер с красным вином. Я оцепенел, что же будет, какой скандал!? Пимен пробасил: «Сударыня, Вам бы побольше святости!». Жена жалобно извинялась. Что же будет дальше?, -  с волнением думал я , настроение было испорчено, - что будет завтра? Придётся объясняться. В каких инстанциях? Мы покинули зал. Но никаких последствий не последовало. На следующее 7 ноября я получил очередное приглашение на торжественный приём.


    Как работники микроэлектроники НПО «Научный Центр» получили Ленинские премии.
   Меня назначили членом Государственной комиссии по Государственным и Ленинским премиям в области военной техники. Заслушивая доклады претендентов на премии, я пришел к твёрдому выводу, что работы «Научного Центра» в области микроэлектроники гораздо весомее. Я посоветовался с министром Шокиным А.И. Он одобрил идею представления на соискание Ленинской премии комплекса работ по микроэлектроники. На ученом совете»Научный Центр» были обсуждены кандидатуры на соискание   Ленинской премии сотрудников, внесших наибольший вкладв развитие микроэлектроники. На коллегии Министерства этот коллектив был одобрен. Включили в список А.И.Шокина. Заслуги Александра Ивановича были, конечно, основополагающими. По существу он создатель «Научного Центра». Это была его идея. Он провёл её от постановления Правительства до полной реализации. На комиссии по Ленинским и Государственным премиям наше представление ( при тайном голосовании) было поддержано единогласно. Далее при рассмотрении в ЦК КПСС кандидатура А.И. Шокина была исключена. Я узнал об этом. Позвонил секретарю ЦК КПСС
Д.Ф. Устинову. Я много лет работал под его руководством, когда он был Министром оборонной промышленности и на других государственных постах.  Он ответил, что Александр Иванович будет представлен к более высокой награде. Вскоре ему присвоили звание Героя Социалистического труда. В дальнейшем он стал дважды Героем Социалистического труда.
   Чтобы подстраховаться, я решил позвонить  т. Косыгину и т. Брежневу. За себя я не радел. Я уже имел Ленинскую премию. Звоню т. Косыгину. Он посещал г.Зеленоград и «Научный Центр». Т. Косыгин ответил мне, что он поддержит наше представление. Решился позвонить и т. Брежневу. Конечно, по «вертушке-кремлёвке». Когда звонил, думал, что попаду к его помощнику. Но вдруг он взял трубку сам. Я чуточку растерялся, но быстро собрался и доложил суть дела. Он ответил: « Я не буду возражать». И положил трубку. Ленинская премия была присуждена. Её получили: Валиев К.А., Малинин А.Ю., Гуськов Г.Я., Савин В.В.,  Ливинцев Л.Н.


Рецензии