Глава 12. Корковадо и приёмка топлива

Глава 12. Корковадо и приёмка топлива

Довольные, улыбающиеся  филиппинцы, возглавляемые старшим помощником, один за другим поднялись по трапу на борт, затем спустились и спрыгнули на катер Валерий с Марией, Христо и Шеф, как все звали кока. Проехали по рейду, подобрали моряков с других судов, в большинстве своём - филиппинцев.

По пути выяснили, что Валеру с Марией интересуют достопримечательности Рио, а интересы сварщика и повара лежат совсем в другой плоскости. Поэтому на причале расстались, договорившись вечером встретиться там же. Катер причалил недалеко от проходной порта. Погода по-прежнему была пасмурной, и идти даже по порту было приятно. Под ногами явственно ощущалась земля, а не стальная палуба.

- Валера, вчера вечером на вахте у меня было время подумать о том, куда нам сегодня пойти. Вместе нам с тобой больше в город выйти не удастся, это точно. И я никак не могла решить, показать ли тебе те места в Рио, которые я видела в детстве, или пойти туда, где я раньше не была. Понимаешь?
- Не совсем, Мари. Расслабься, у нас впереди целый день.
- Нет, послушай. Рио - замечательный город, и ты должен увидеть в нём всё лучшее. Я долго думала, и, наконец, поняла, что нам нужно сделать. Мы побываем везде! И там, где я была, и там, где не была. Понимаешь?
- Но ты сама говорила, что это невозможно.
- В том-то и дело, что возможно, я просто забыла о существовании профессиональных гидов. У тебя сколько денег с собой?

- Сто тридцать долларов.
- А у меня сто пятьдесят. Нам хватит. Мы наймём гида с машиной. Если хочешь, можем найти даже русскоязычного, есть и такие. Профессиональный гид имеет право прохода без очереди в любое мест, в любой музей. Мы потратим больше денег, зато мы увидим в десять раз больше, чем сможем сами. Ну представь, сколько бы тебе стоило приехать в Рио туристом? Перелёт, отель, еда, тот же гид. Да тебе ещё и на переводчика пришлось бы потратиться! Что скажешь?
- Я в восторге. Не знаю, почему мне это самому в голову не пришло, насчёт гида. Тем более, переводчица у меня уже есть. С чего начнём?
- С телефона.
- Умница. Давай, действуй.

Обнаружив в телефонной будке толстый справочник, Мария за пятнадцать  минут нашла  свободного англоязычного гида с машиной и договорилась с ним об экскурсии.
- Сто тридцать  долларов нам будет стоить экскурсия, плюс расходы на входные билеты. В двести уложимся. Как?
- Нет слов, Мари! Чтобы я без тебя делал?
- Сейчас он подъедет. Белый Мицубиси, минивэн. У гида сейчас начинается экскурсия с молодой парой из Швейцарии. Они не будут возражать, потому, что на четверых экскурсия дешевле.

Карлос, как звали молодого гида, среднего роста, худощавый мулат лет сорока,  прекрасно говорил по-английски. Познакомив ребят с молодожёнами из Швейцарии, Томом и Эрной, он сказал, что погода на глазах улучшается, и самое время подняться  на Корковадо, к статуе Христа-Искупителя. Внутри машины было просторно. Валера с Марией устроились рядом.

По дороге Карлос рассказал об истории создания памятника. Господствующее положение горы над городом, её высота и особенно форма (а Корковадо по-португальски  означает "горбун"), натолкнула на мысль  создания статуи Христа  католического священника Педро Марии Босса ещё в 1859 году. Идея понравилась отцам города, но в те времена государство не могло себе позволить такие большие траты.
 
О мысли сооружения статуи Христа Искупителя вспомнили только в 1921 году. Тогда было решено возвести статую, колоссальную по размерам, которую можно было бы увидеть из любой части города. Этот монумент должен был стать не только символом христианства, но и символом освобождения и возрождения страны.

Жителям города эта идея пришлась по вкусу, и они охотно жертвовали различные суммы денег. Возведение статуи Христа Искупителя стало настоящим народным проектом. Вариант статуи, которая возвышается сейчас над Рио-де-Жанейро, изображающий Христа с руками, распростёртыми в стороны предложил инженер Эйтор да Сильва Коста. Смысл этой позы заключается во фразе «Всё сущее в руках господа». Образ Христа создал художник Карлос Освальд, В 1927 году всё было готово к возведению статуи Христа Искупителя – от чертежей и расчётов и до материалов.

Было решено строить монумент из железобетона и мыльного камня. Мыльный камень, из которого был изготовлен наружный слой статуи, был привезён из Швеции. Этот материал больше всего подходил для такого колоссального сооружения благодаря своей прочности и простоте в использовании. Возведение статуи длилось около 4 лет и, наконец, в 1931 году состоялась торжественная церемония открытия статуи Христа Искупителя.
 
Каждый год тысячи туристов и паломников совершают долгий путь, чтобы восхититься величием статуи Христа Искупителя. Одновременно огромная и кроткая фигура Христа раскидывает руки-крылья  над Рио-де-Жанейро, словно обнимая и оберегая его. Его высота составляет 38 метров, а размах рук – 30 метров.

На знаменитый холм к памятнику поднимались на машине, очень быстро. Дорога в гору шла довольно узкая, два автобуса еле разъезжались. Ограждения на обрыве не существует, так что ощущения острые. Наверху было ветрено и прохладно.
Несмотря на  пасмурную с утра погоду, туристов на смотровой площадке вокруг пьедестала, было уже много. Швейцарцы щёлкали цифровой камерой, фотографируя друг друга на фоне памятника, а Мария вглядывалась в знакомые ей виды города.


А на судне в это время готовились к бункеровке. В начале одиннадцатого, когда Дмитрий и Владимир пили кофе, в ЦПУ позвонил второй помощник, и сказал, что подходит баржа с топливом.
- Ну, пусть швартуют, это не наше дело. Пока швартовка не закончится, шланг не подадут. У бразильцев тоже штат сокращённый. Бери своего моториста, ведро с инструментами, и снимайте заглушку на приёмной трубе. Ты на поддонах под воздушниками пробки закрутил?
- Да, все поставил, и ключом обжал.

- Боцман шпигаты надёжно заглушил? Проверь сам, пока время есть. А что положено принести по расписанию по борьбе с разливом, матросы сами принесут. Всё у них в кладовой. Это у них отработано.
- Я знаю,  с утра с ним говорил.
- Ну, давай, поднимайся наверх, а я чуть позже подойду.
Через четверть часа швартовка закончилась, старпом бункеровщика с документами забрался на борт "Барсы".

- Старший механик?
- Вова, проводи человека к деду, а мы тут пока шланг с матросами примем.
Стармех просмотрел и подписал документы, позволяющие начать бункеровку, и спустился вниз с паспортными данными топлива.
- Николай, на минутку. Всё отлично получается. Я подсчитал. Плотность топлива при сорока градусах равна 0,974. Это значит, что 500 тонн соответствуют 513 кубам. Видите, не стоило и спорить. 513 - это всего 85,5% от 600. Отлично получается.

- А почему вы считаете процент от 600? У нас же танки не пустые. Надо от 580 считать. А это... дайте-ка калькулятор - 88,5%. Разные вещи, Василий Иванович!
- Но всё равно меньше, чем девяносто! Так ведь?
- Василий Иванович! Скажите прямо, чего вы от меня хотите. Если вы мне доверяете бункеровку, я ей займусь с третьим. Мне и Николай не нужен. А если вы хотите сами командовать, так я не против. Только двух начальников при бункеровке не бывает, может плохо кончиться. Учитывая то, что и вы, и третий только что приехали, я бы вам советовал именно мне довериться, и четвёртого с кранов пока снять.

- А четвёртый зачем нужен? Что, третий уровень в танке не замеряет?
- Вы же с Володей вместе летели, наверное, знаете, что он на земснаряде работал. А землечерпалки, я уверен, на дизельке работают. И мазут он в своей жизни ни разу не принимал, наверное. А тут свои нюансы есть, согласны?
- Да, согласен, конечно. Хорошо, командуйте. Позвоните мне, когда будете готовы начать бункеровку. Я сам на мостик доложу.
- Вот и договорились.

Дмитрий подошёл к бункеровочному шлангу, где третий с мотористом обжимали фланец.
- Долго ещё?
- Нет, заканчиваем.
- Тогда пойдём в машину систему готовить. Здесь уже без тебя обойдутся. Тони, обожмёшь гайки, принеси пустое ведро, ветошь, и жди меня здесь. Вова, пойдём!
- Первый общий клапан - открывай. Пойдём вниз. На насос - закрывай. На правый четвёртый полностью открой, на левый - наполовину. Проверь закрытие всех остальных танков. Всё, пойдём наверх. Рулетка где?
- Наверху.

Дмитрий открыл приёмный клапан на коллекторе с левого борта и свистнул бункеровщику, дав сигнал о готовности. Потом позвонил стармеху.
 -  Василий Иванович, доложили бункеровщику о готовности. Сейчас начинают. Вы о производительности договорились? Сколько? Двести кубов в час? Хорошо. Да, правильно. Нам спешить некуда.
- Володя, пробеги по палубе, посмотри на каком кране четвёртый работает, позови его сюда.
- Смотри, начали топливо давать, шланг распрямляется.

Дмитрий показал жестом донкерману, что всё в порядке, можно увеличивать давление.
Подошёл Николай:
- Помочь нужно, Дима?
- Да не то, чтобы помочь. Просто побудь в ЦПУ на телефоне. Проверим связь, а потом отдыхай. Кофе попей. Я помогу третьему на палубе, так надёжнее будет. Дед хочет всё топливо в четвёртые взять. Да, принеси сюда калибровочные таблицы танков и калькулятор.

- Володя, возьми рулетку и замерь четвёртые. В обоих должно прибавиться. Запиши время и уровень, потом проверим подачу.
- В левом - 12 сантиметров, в правом - 14.
- Отлично. Пошло в оба. Так держать. И больше до дна мерить не будем. Через полчаса замерим пустоты, я тебя научу. Ты с таблицами уже разобрался?
- Ну, так. Чуть-чуть.

- Ясно. Смотри сюда. Нам нужно, чтобы после бункеровки в каждом танке было 267 кубов мазута. В зависимости от дифферента судна этот объём будет соответствовать разному уровню в замерной трубке. Сейчас дифферент у нас двадцать сантиметров на корму, а расчётный после бункеровки будет восемьдесят четыре. На такой дифферент табличных данных нет, конечно, придётся интерполировать.

- Путём несложных вычислений находим требуемый конечный уровень мазута в танках. Если нам удастся принять в них топливо поровну, то уровень составит метр сорок четыре сантиметра. В принципе ничего страшного. Но нужно быть внимательным.
- Когда следующий раз мерить? Дед сказал делать замеры каждые пятнадцать минут.

- Вот как раз этого и не нужно. Если бункеровщик не соврал, то бункер будут давать два с половиной часа. И мерить сейчас - это только замерную трубку мазутом пачкать. А когда нам действительно замеры понадобятся, мы уже ничего замерить не сможем.
- Но хотя бы раз в полчаса?
- Имей терпение. Через час сделаем замер, и то, только для того, чтобы убедиться, что мазут равномерно поступает в танки.
- А ты же клапан на левый танк не полностью открыл!
- И я это сделал не просто так. Иначе всё топливо пошло бы на левый борт, ближний к барже.

Через час Дмитрий  позвал его к замерным трубам:
- Смотри, Вова. Общая высота замерной трубки написана здесь - 17,22. Предположительный уровень в танке сейчас - 70 см. Я опускаю груз на 16,50, чтобы он только коснулся мазута. Видишь? Вытаскиваю. На грузике - четыре сантиметра. Это значит, что уровень в танке - 72+4= 76 см. А самое главное, что мерительная трубка осталась чистой. Всё понял?

-  Понял. А в левом ... а в левом груз сухой. Это значит, что в нём меньше 72 см. Опустить больше?
- Опусти, чтобы знать, на сколько меньше.
- 16,55 нормально?
- Думаю, да. Вытаскивай.
- Один сантиметр по рулетке. И 67 сантиметров пустоты - всего 68.

- Теперь спустись в машину и открой клапан этого танка на один оборот больше. Пусть отстаёт от правого, но не намного. А когда правый будет подходить к метру сорока, мы откроем левый полностью, а правый - прижмём. Вот и все секреты, какие я тебе хотел передать. Намного проще высшей математики.

На палубе было пустынно. Матросы, пришвартовавшие баржу, по очереди сидели у шланга, штурман был на мостике, дед тоже не показывался, и это было хорошо, меньше паники. Дмитрий обошёл всю главную палубу, проверяя все зацементированные шпигаты и пробки переливных выгородок. Не дай бог, хлюпнет топливо через замерник, удержится в поддоне. А  перельётся на палубу - уборки, конечно, на весь день, но главное, чтобы за борт ни капли не попало.
 
Но к часу дня бункеровка закончилась без замечаний. И даже запасные танки, которые Дмитрий имел в виду открыть в крайнем случае, открывать не пришлось. Как и планировалось, в танках было почти поровну -146 и 142 сантиметра. Отличный результат.

  * Продолжение следует - http://www.proza.ru/2017/01/17/73


Рецензии
И о Рио рассказано, и о работе. И читается с интересом! С теплом. Я.

Алена Данченко   15.02.2017 00:58     Заявить о нарушении
Стараюсь, Алёна. Даже достопримечательностями можно "достать" читателя, поэтому разделил их на три-четыре части. Спасибо. Рад, что находите время хоть на чтение пока.

Михаил Бортников   15.02.2017 13:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.