Карстовые ловушки на Азовском побережье




Современные информационные технологии позволяют нам увидеть редкие чудеса и непонятные явления природы. Так уж повелось, что среди учёных и не очень учёных людей находятся много желающих объяснить сущность того или иного загадочного явления природы. В Интернете, по запросу «зыбучие пески» нашлось несколько печатных и видеосюжетов о мощных водоворотах, возникающих внезапно и представляющих опасность для человека.

Летом 2009 года на морском побережье недалеко от города Мариуполя (Украина), вблизи посёлка Юрьевка, на глазах у людей утонул на метровой глубине сильный молодой мужчина. Он бросился спасать своего племянника 12-ти лет, успел вытолкнуть из внезапно возникшего конического провала мальчика, а сам исчез в мутном водовороте, не успев даже крикнуть. Второго мужчину, бросившегося на помощь, удалось вытащить спасателям. Но он был уже мёртв – наглотался много воды. Утонувшего дядю мальчика через несколько часов прибило течением к берегу. Море иногда возвращает утопленников.

Это произошло в 7 метрах от берега, на метровой глубине. Даже язык не поворачивается назвать такую глубину пучиной. Но, яма внезапно разверзлась вблизи берега, туда устремился песок с водой, образовался мощный водоворот, который и поглотил спасителя. Очевидцы утверждают, что мужчину унесло течением в море. Да, его утащило течением, но не в море, а в карстовый туннель-провал, который вдруг внезапно открылся, и туда устремилась вода с песком и унесла человека. А то, что утопленника потом нашли вблизи берега, говорит о том, что карстовые туннели имеют не один выход на поверхность. В одно отверстие вода входит, в другое выходит. Таким образом, море иногда возвращает свои жертвы.

    – Я стоял в воде по грудь, а потом вдруг песок стал уходить из-под ног, – рассказал мальчик «Комсомолке». – Когда вода доставала уже до шеи, я испугался и позвал на помощь.

Об этом случае рассказали в местных газетах и по Интернету. Нашлись свидетели, которые видели или слышали от знакомых о подобных случаях внезапного утопления. Жур-налисты занялись опросом очевидцев. Оказывается, в этом районе побережья за несколько предыдущих лет утонуло боле десяти человек. Из них половину составляют дети из детского лагеря, что находится в посёлке Юрьевка. Точной статистики никто не вёл, а потому исчезнувших детей считали без вести пропавшими. Не всегда ведь были свидетели утопления: детей много в воде, кто-то плавает, а кто-то ныряет, а кто их будет считать, сколько их нырнуло и все ли вынырнули.

Нормальных утопленников ведь иногда находят, фиксируют смерть и хоронят. А здесь такое творится – исчезают люди в пучине и никаких следов. Только одежда на песке остаётся да босоножки.

Как и кому можно доказать, что человек утонул? Разве можно утонуть на метровой глубине? Издеваетесь? «Нет тела – нет дела», – говорят обычно в таких случаях спасатели, милиция и прочие официальные лица.

Власти всё-таки отреагировали на последний случай. На пляже в районе Юрьевки поставили щиты с предупреждением об опасности купания в этом месте. Кроме того нашлись энтузиасты, которые ходили по пляжу и в устной форме оповещали людей о случаях утопления. Народ эти надписи читал, спасателей слушал, усмехался и…люди продолжали спокойно купаться и загорать на этом пляже.

    – А я плаваю хорошо…Выскочу, если что… – говорил крепкий юноша журналистам.

    – Люди всегда тонули, на любой воде, даже в луже можно утонуть, – философски рассуждали другие граждане. – Так что же нам теперь на море не отдыхать?

Люди просто не верили в такое неочевидное для них и оттого невероятное. А жаркое летнее солнце и ласковое синее море располагали к мирному отдыху, и никому не хотелось думать о какой-то опасности.

Слухи об аномальной зоне на Азовском побережье ходят уже несколько лет. Местные жители охотно делятся с приезжими страшилками о тектоническом разломе морского дна, опасных течениях и водоворотах, затягивающих даже профессиональных пловцов.

Некоторые утверждают, что под дном находятся заброшенные урановые шахты, а на Юрьевский «бермудский треугольник» не выпадают осадки – дожди и грозы обходят аномалию стороной.

Досужие журналисты пытались как-то объяснить эти случаи исчезновения людей в мелководной пучине и приставали к учёным с вопросами. Один учёный муж (неизвестно какой науки) связал утопления с «опасными зыбучими песками», поглощающими людей на глубину. Почему именно в этом месте зыбучие пески такие опасные, а в других местах они довольно смирные, он не объяснил. Другой товарищ предположил, что причиной возникновения водоворотов являются «газовые пузыри в прибрежном мокром песке», которые вырываясь на поверхность, создают пустоту, в которую устремляется зыбучий песок с водой и затаскивает туда людей, оказавшихся над этой пустотой.

Не обошлось без мистики. Некоторые воцерковленные граждане и старушки, поднаторевшие в пророчествах и обожающие запугивать народ, назвали этот участок побережья «проклятым местом», и объяснили, что «в пучину их утащила какая-то неведомая сила».

    – Неупокоенные души затаскивают на дно новые жертвы, – так они авторитетно «успокоили» любопытных акул пера (т.е. журналистов). А те поверили и раззвонили по всему миру эти выдуманные страшилки. Нынче можно любой бред выложить в Интернете, да с цветными картинками, да с комментариями недоучившихся учёных – и вот вам готова сенсация. Нас часто бьют по голове дубиной новостей.

Если бы автор не знал о карстовых ловушках, то он бы, как и журналисты, поверил обоим учёным мужам. Если бы автор ходил в православную церковь, то он, пожалуй, пове-рил бы и в этот мистический бред, насчёт «неупокоенных душ». Поверил бы и в «проклятое место» на Азовском побережье, если бы не знал, что в первых главах Библии Бог проклял землю за первородный грех Адама и Евы, и теперь нет в мире такого места, где люди могут жить в безопасности. Вся земля – проклятое место. Войны, преступность, болезни, стихийные бедствия, техногенные катастрофы…И если кто-то пока ещё жив, то это не значит, что он праведник, а те, которых поглотила пучина, грешники.

Точно знаю (20 лет работал в урановой геологии), что никаких урановых шахт в том районе Азовского побережья никогда не было и не предвидится.

С точки зрения геологической науки и сорокалетнего полевого опыта автора всё можно объяснить двумя словами: карстовые ловушки.

Журналисты Интернет-издания «UA-Reporter.com» всё-таки нашли компетентного специалиста, мнение которого всё ставит на свои места. В согласии с методом абдукции, это объяснение будем считать окончательным.

   " – Приазовская низменность представляет собой «слоённый пирог», в основании которого гранитная плита, а затем идёт известняк, покрытый слоем глины и песка, – объясняет Людмила Богун, гидрогеолог, преподаватель кафедры геологии ДонНУ. – Водой известняк вымывается, из-за чего образуются карстовые пустоты толщиной от нескольких сантиметров до размера пещеры.

Заполненные водой они никому не мешают, до тех пор, пока не разрушается верхний слой глины и песка. Чаще все-го это происходит во время оползней, сметающих всё на своём пути. Образовавшиеся провалы неизбежно порождают усиленное движение воды, которое подпитывает уже существующие течения и ветер. Рельеф дна часто меняется за считанные секунды, буквально вымывая песок из-под ног. Более того, человека может затянуть под воду и даже протащить через подводные пещеры, выбросив тело через проход в другом месте!"

Автору довелось испытать практически, что это такое – «песок уходит из-под ног». В 1976 году отдыхали всей семьёй на Черноморском побережье, на диком пляже, в 20 км южнее грузинского городка Очамчире. Вернувшись из дальнего заплыва, я стоял по пояс в воде, отдыхал, а в трёх метрах от меня, ближе к берегу барахталась моя шестилетняя дочка. Спокойное море. На берег с лёгким шелестом накатывали небольшие ленивые волны.

Внезапно я почувствовал, как песок уходит из-под ног, и вода поднялась до подбородка. Голова дочки на моих глазах погрузилась в воду. Она отчаянно молотила руками по воде.

Сработал сигнал:опасность!

Двумя сильными рывками я приблизился к дочери и схватил правой рукой за её левую руку. Мощно загребая левой рукой и работая ногами, я потащил дочку к берегу, благо что до него было пять метров. Так и легли мы рядом на мокрый песок. Опять пришлось отдыхать. Сзади нам по ногам шлёпали волны. Оглянулся: на том месте, где я стоял, ямы или водоворота не наблюдалось.

Дочка ничего не поняла, а только спрашивала меня, зачем я её вытащил и так больно схватил за руку. Я отшутился:

    – Там показалась большая акула…Мы от неё уплыли. А ручка твоя заживёт.

Моя дочь мне поверила. Мы видели однажды, как в 300 метрах от берега проходила большая стая дельфинов, несколько сотен, пожалуй…Некоторые из них выпрыгивали из воды – это было красивое зрелище. Если в море есть дельфины, то могут быть и акулы.

Больше я тогда никому ничего не сказал. Жена ничего не видела, она спокойно загорала на песке неподалеку. Всё и все на пляже были спокойны. И я подумал тогда, что это – песок, уходящий из-под ног и резкий бросок из воды к берегу – мне показалось. Однако, с тех пор дочку в воде я всегда сторожил, стоял или плавал рядом, не выпуская её из виду.

А вспомнил об этом только сейчас, когда стал писать про Юрьевский «бермудский треугольник», что на Азовском побережье. Вот и думаю теперь: а если мне тогда не показалось!


Рецензии