Фреска бесконечности. Глава 1

Корабль уходит в плаванье.

1. В 1362 г. Франческо Петрарка вместе с дочерью и ее мужем переселился в Венецию, спасаясь от очередной вспышки чумы, от которой только что умер его сын. В Венеции Петрарку, самого знаменитого поэта Италии и Европы, знали и любили. Правительство выделило стареющему поэту и его родным целый дворец с видом на гавань. Тронутый гостеприимством венецианцев Петрарка решил завешать городу свою бесценную библиотеку.

2. Отсюда вечером 9 апреля 1363 г. Петрарка написал своему другу письмо, где рассказал ему о своих впечатлениях от жизни в этом центре средиземноморской торговли. Отрывок из этого письма я привожу ниже.

Было совершенно темно. Небо было затянуто штормовыми тучами...внезапно крики моряков донеслись до моих ушей...Я по спешно поднялся и взобрался на крышу этого дома, откуда открывается вид на гавань. Я посмотрел вниз. Боже, какая картина! Одновременно трогательная,чудесная, пугающая и веселящая! Здесь в гавани было несколько кораблей, пришвартованных к мраморному парапету на зиму и таких же огромных, как и этот дом, который самый щедрый из городов отдал в мое распоряжение. Их мачты поднимаются также высоко, как и его угловые башни. И в тот самый момент, когда звезды закрыты густыми облаками, а стены моего дома сотрясаются от порывов ветра, когда море ужасным образом ревет и грохочет, самый большой из этих кораблей отправляется в путь...

Если бы ты видел этот корабль ты сказал бы что это не судно, а гора, плавающая на поверхности моря, и так нагружен он большим количеством товаров, что большая часть его скрыта под волнами. Он отправляется к реке Дон, ибо это самая дальняя точка, куда наши корабли могут плавать в Черном море, но многие из тех, кто на борту, высадятся и продолжат свой путь, не останавливаясь до тех пор пока не пересекут Ганг и Кавказ, чтобы добраться до Индии, затем до самого дальнего Китая и восточного Океана. Каков источник этой ненасытной жажды богатства, которая захватывает человеческий ум? Признаюсь, я проникся состраданием к этим несчастным людям."

3. Если оставить в стороне географические неточности (Дон впадает не в Черное, а в Азовское море, впрочем Петрарка вполне мог считать его просто большим заливом, путешественникам с Запада не надо переходить Ганг, чтобы достичь Индии)перед нами одно из свидетельств того, что в этот период постепенного упадка и фрагментации созданных монголами империй, таких как Золотая Орда, где в это время разгоралась междоусобица или их полного исчезновения и замены местными династиями (Персия в 1330х и в 1369 г. победившая прежних монгольских правителей династия Мин в Китае) связанная с монголами протоглобализационная сеть международных контактов и обменов, охватившая большую часть Азии, Европы и Африки еще продолжала функционировать.

4. Согласно опубликованному в начале 14 века справочнику по международной торговле, составленному итальянским купцом Франческо Пеголотти, расположенный в устье Дона город Тана служил исходным пунктом для путешествий в Индию и Китай. В 1332 г. хан Узбек, один из наиболее могущественных правителей Золотой Орды разрешил венецианцам селиться в Тане и построить там церковь.

5. Венецианское поселение в Тане было главным конкурентом расположенной на 200 миль южнее генуэзской Кафы. Венецианцы и генуэзцы в этот период вели между собой длительную ожесточенную борьбу (временами принимавшую вид многолетних кровопролитных войн, одна из которых закончилась за четыре года до цитированного выше письма) за контроль над черноморскими и средиземноморскими рынками. В ходе этой войны в 1350х годах Тана была временно покинута, венецианская торговля там возобновилась после заключения мира.

6. А это значило, что помимо других продуктов Восточной Европы (воск, мед, конопля, меха, зерно, сушеная м соленая рыба и др.)Центральной, Восточной и Южной Азии (шелка, пряности и т.д.)в Венецию из Таны вновь хлынул поток рабов. Уже четыре года спустя в 1367 Петрарка жаловался на то, что Венеция переполнена скифскими рабами. Кто были эти рабы?

7. Судя по данным, собранным американским историком средневековой средиземноморской и черноморской работорговли Ханной Баркер (в ее сравнительно недавно опубликованной и доступной в сети диссертации на эту тему)в основном это были представители местных тюркоязычных народностей, которых на Западе в это эпоху собирательно называли татары, а также черкесы, аланы (осетины) и др. кавказские народы.

8. После 1400 г. по данным Баркер резко возрастает доля русских невольников (она достигает примерно четверти общего числа проданных в Тане рабов). Очевидно в Тану сбывали добычу, взятую в ходе участившихся в этот период ордынских набегов. Постепенный рост значения работорговли связан также с тем, что Тана в этот период утрачивает свое значение перевалочного пункта на северной ветке Великого Шелкового Пути.

9. Китай в эпоху ранней династии Мин резко ограничил внешнюю торговлю, особенно с враждебными ему монгольскими племенами и государствами. План завоевания Китая намеченный самым могущественным из степных правителей знаменитым Тимуром в какой то мере являлся ответом на эту новую китайскую политику самоизоляции. Но осуществить его Тимур не успел, в 1405 г. он умер накануне этого похода.

10. Рабы из Таны и Кафы попадали не только в Европу. Венецианцы и генуэзцы специализировались на доставке невольников в Египет, где мамлюкские султаны постоянно нуждались в подростках для пополнения рядов своей армии. Конфликт между мамлюками и их северным соседом монгольской империей ильханов, контролировавшей (с 1258 г.) Иран, Ирак и часть Малой Азии (в 1260 г. хорошо обученные мамлюкские лучники нанесли поражение монгольской армии в битве при Айн Джалут в Палестине, что привело к тому, что Сирия и Палестина, кроме немногих прибрежных городов, где укрепились крестоносцы, окончательно побежденные мамлюками к 1291 г., остались за мамлюками)означал, что сухопутный путь доставки невольников с Кавказа в Египет был заблокирован в течение длительного времени.

11. Генуэзцы и венецианцы воспользовались открывавшимися перспективами выгодной торговли с Египтом, несмотря на недовольство сторонников крестоносной идеи, возмущавшихся сотрудничеством итальянских республик с врагами сарацинами. Заметим, что нарекания вызывал не сам факт работорговли, которая в этот период была интегральной частью социальной реальности для всех народов Средиземноморского бассейна, а торговля с политическими и религиозными противниками, особенно там, где речь шла об оружии и стратегических материалов или же о продаже христианских невольников в мусульманскую страну.

12. Все враждующие стороны в принципе запрещали обращать в рабство и продавать собственных единоверцев (христиан, мусульман, иудеев) хотя, как мы увидим, напряженные отношения между католиками и православными, способствовали тому, что это запрещение на практике нередко нарушалось, там, где продавцы были католиками а невольники православными (или наоборот). Большую часть рабов (примерно три четверти) составляли женщины.

13. Кроме поставки рабов в Италию и в Египет немало невольников попадало на венецианские и генуэзские плантации в Греции, Сицилии, Малой Азии, на Крите (находившемся под властью Венеции)и Кипре. Это могли быть например рудники или же плантации, где выращивался и перерабатывался сахарный тростник и производился дорогостоящий и пользовавшийся большим спросом в Европе сахар.

14. Именно в Средиземноморье в эпоху позднего средневековья получил развитие так называемый плантационный комплекс, который впоследствии послужил основой для американского плантационного рабства и африканской Трансатлантической работорговли.


Рецензии