Бессмертная память Победы

В 1945-м году наши отцы и деды освободили родную землю от кованого сапога гитлеровского фашизма. Плечом к плечу честные люди разных национальностей приближали Великую Победу. И она пришла благодаря сплочённости, силе дружбы всех, кто сражался против человеконенавистнической идеологии.

Мой троюродный дядя Александр Петрович Грушко (со стороны папы) подробно рассказывал о своём ратном пути. Александр Петрович был механиком самолёта в полку французских лётчиков "Нормандия - Неман", служивших в рядах Красной Армии с 1942 по 1945 годы. Сначала это была эскадрилья, принявшая активное участие в Орловско-Курской битве в июле 1943 года. В том же году она была развёрнута в полк, который непосредственно освобождал Белоруссию и Литву. При форсировании реки Неман в июне 1944 года полк получил наименование "Неманский", а французы называли его по-своему - "Нормандия - Неман". В полку были представители двадцати национальностей, и все жили одной братской семьёй. Самолёты французских лётчиков с 1943 года обслуживали советские механики. Читая газету "Известия" от 12 декабря 1944 года, мы узнаём мнение французов о русских механиках: "Они неутомимые люди.Кажется, что они вовсе не отдыхают. Зато благодаря заботам технического состава наши самолёты всегда в отличном порядке. И, честно говоря, в победе над врагами заслуга принадлежит не только нам, но и нашим друзьям - русским механикам". О дружбе русских и французских авиаторов поётся в песне на стихи Е. Долматовского:
 В небесах мы летали одних,
 Мы теряли друзей боевых.
 Ну а тем, кому выпало жить,
 Надо помнить о них и дружить.
 Мы из фляги одной согревались зимой,
 Охраняли друг друга в полёте,
 А потом ты в Париж возвратился домой
 На подаренном мной самолёте...

Встречаясь, ветераны вспоминают военное прошлое, рассказывают о нём юным поколениям. Вот что писал бывший моторист 2-й эскадрильи полка И. Ильин: "Навсегда запомнили советские техники и французские лётчики полка "Нормандия - Неман" годы, проведённые в одном строю... Нередко после ночи, проведённой в карауле, вместо законного отдыха моторист или мастер по вооружению шёл на стоянку   самолётов.Главное - чтобы машина была готова к вылету, а поспать можно и под плоскостью, если удастся...

Особенно запомнился мне переход на зимнюю эксплуатацию техники в 1944 году. Весь день - полёты, а вечер и добрая половина ночи - демонтаж, утепление нескольких патрубков, сборка агрегатов, несколько часов сна, а утром, как всегда: "Мой лейтенант, самолёт к вылету готов!"

Беспримерный подвиг совершил капитан Морис де Сейн во имя спасения своего русского друга Владимира Белозуба. Морис де Сейн пытался посадить подбитый самолёт и единственный раз в жизни не выполнил приказа командира прыгать с парашютом - у него за спиной находился его механик без парашюта. Лётчик выполнил приказ своей совести - быть с другом до конца. В одном из писем к родителям Володя Белозуб писал: "Маманя! Должен сообщить радостную новость: теперь у вас три сына. Служу я, как уже писал, в полку "Нормандия -Неман", в котором почти все лётчики - французы. Это очень храбрые и весёлые ребята, и фрицы боятся их пуще огня. А мой командир, старший лейтенант Морис де Сейн, пожалуй, один из самых храбрых. Он замечательный парень... В небо поднимается - от "мессеров" только перья летят. Мы с ним крепко подружились, хотя поначалу я ему не очень доверял. Ну, а когда увидел, как он дерётся, подумал: "Побольше бы таких дворян!" Так что, маманя, ждите нас вскорости втроём: меня, Мориса и Пашку. Скоро Гитлеру капут - это точно". А вот строки из письма де Сейна к матери: "Знаете, маман, у меня теперь есть русский друг - Белый Зуб. Он готовит к боевым вылетам самолёт и всегда ждёт моего возвращения. Он стал мне как брат. Можете считать, что у Вас теперь два сына: Морис и Вольдемар. После победы я привезу его в Париж. Он крепкий и выносливый воин. За острый ум и народную мудрость я зову его "философом". Этот простой парень, сын крестьянина, обладает такими знаниями, как будто учился в Сорбонне. Вот так их воспитывают в России. Маман, я здесь много узнал и ко многому стал относиться по-иному, но об этом при встрече. Мы идём на запад, маман. Я иду к Вам. Расстояние между нами сокращается. Русские наградили меня орденом и представили к званию капитана. Морис".

О боевом союзе техников с лётчиками полка сообщается в письме бывшего механика А. Васильева: "Лётчики ценили нас за то, что мы работали оперативно, со знанием дела, не допускали случаев неисправности самолётов. Они были вполне уверены за материальную часть.

Мы, в свою очередь, уважали французских собратьев за то, что они, мужественные патриоты, не покорились гитлеровским завоевателям, нашли дорогу в нашу страну и вместе воевали против общего врага..."

Как вспоминает лётчик П. Лорийон, "благодаря таким людям самолёты нас никогда не подводили - это заслуга всех механиков, инженерной службы полка, которой руководил С. Д. Агавельян". Тему продолжает переводчик полка И. Эйхенбаум: "Советские механики ухаживали за самолётами в самых трудных, порой невыносимых, условиях. Мы не могли понять, когда они спят. День и ночь они проводили у своих "ЯКов", по десяти раз проверяя каждую их часть. В кровь обдирали руки, меняя на 30-градусном морозе моторы. Вспоминаю, как порой кто-нибудь из механиков тихонько оплакивал в углу "своего", не вернувшегося с задания, пилота. Мы их звали "ангелы-хранители".

Командир полка "Нормандия - Неман" Луи Дельфино в интервью корреспонденту газеты"Красная Звезда" (от 08.07. 1945 г.) И. Эренбургу сказал: "С благодарностью будем мы вспоминать о советских техниках, обеспечивавших безотказную работу наших машин, вооружения и радио. Хочется назвать здесь инженер-майора Агавельяна, иженер-капитанов Филиппова и Корнеева, гвардии майора Вдовина, оказавших огромную помощь французским лётчикам в их боевой работе". Глава французской военной миссии в Москве генерал Эрнест Пети, неоднократно посещавший полк на фронте, писал в газете "Известия" (от 29.11. 1944 г.):"Я имел возможность воочию наблюдать атмосферу настоящей боевой дружбы и простоты в отношениях, которые царят между советскими и французскими военнослужащими на фронте.Я воздаю должное советским механикам, которые обслуживают самолёты "Нормандии". Без преувеличения могу сказать, что эти люди, благодаря своей самоотверженности, опыту, любви к делу стали лучшими друзьями французских лётчиков".

"Нормандцы" летали на русских "ЯКах". Как вспоминает бывший командир 303-й авиационной дивизии, в состав которой входил полк "Нормандия - Неман", Г. Н. Захаров, французам были предоставлены английские, американские истребители. Они выбрали "ЯК" советского конструктора А. С. Яковлева. Это был самый лёгкий истребитель времени второй мировой войны. Его максимальная скорость достигала 660 км/час.Мощное вооружение и отличная маневренность позволяли ему прекрасно справляться с поставленными задачами. В один из осенних дней 1944 года в групповом бою советские и французские лётчики, ведомые замполитом 18-го истребительного авиационного полка К. Ф. Фёдоровым, сбили 11(!) вражеских самолётов. Советское правительство подарило по окончании войны лётчикам из Франции боевые машины, на которых они сражались. Младший лейтенант Жак Андре, Герой Советского Союза, перед отъездом в Париж встал на колени перед своим "ЯК-3" и, обращаясь к нему, как к живому, произнёс:"Ты спас мне жизнь и помог получить боевые награды. Спасибо тебе за всё". Поэтесса-фронтовичка Юлия Друнина посвятила славной эскадрильи стихи:
Мы ничего не позабыли -
Навеки в памяти у нас
Та рыцарская эскадрилья,
Что в русских небесах дралась.
Хотя в масштабе битвы общей
Десяток самолётов - что?
Всего лишь душ высоких отклик
И благородства торжество...

Бывший французский лётчик Константин Фельдзер в одном из своих писем к школьникам подчеркнул: "Храните нашу дружбу. Она вечна, ибо служит одной цели - миру. Миру, завоёванному в тяжёлой борьбе против общего врага." В настоящее время во французском пригороде Ле Бурже действует музей, посвящённый авиаполку "Нормандия-Неман" (открыт в июне 2015 года).

Не предадим забвению ратный подвиг полка "Нормандия - Неман".


   ***
 
   


Рецензии