11. Что хотели построить и что уже строилось

НА СНИМКЕ: В деревне Чербусы в период начала строительства Академгородка.


Строительная площадка была разделена на несколько частей. В центре вдоль длинной улицы, которая тогда называлась Институтской (потом с 1963 года проспектом Науки, и, в конце концов, стала называться Проспектом академика Лаврентьева), строились Институты СОАН.

К ней с севера со стороны улицы Строителей примыкала производственная зона строителей и склады УКСа. Далее к северу жилые микрорайоны «Д» и «Щ».
Институтская улица переходила на юге в улицу Академическую (в последующем Морской пр.), вдоль которой должны были строиться жилые микрорайоны «А», «Б» и «В» для сотрудников институтов. На первых картах был и микрорайон «Г», вблизи Бердского шоссе, со спортивными сооружениями, но потом он исчез, так как решили не вырубать лес под строительство жилья.

В глубине леса намечалось построить Университет, а несколько ближе к Бердскому шоссе – больницу СОАН. На первых картах были и крупные административные здания, но они так и не были построены.

Микрорайон «Щ» сначала не планировался, он появился на планах позднее, по факту, так как дома там появились самыми первыми и, отнюдь не по проекту. В этом месте были построены щитовые дома для строителей, которые в какой-то степени сняли напряженность, возникшую в самом начале строительства. По первой букве «Щ» от слова «щитовой» и получил свое имя микрорайон.

Микрорайон «Щ» и склады УКСа строились рядом с чувашской деревней «Чербусы», впоследствии давшей название кладбищу, которое начало функционировать года через три. Правда, вместо буквы «с» в названии деревни мы все говорили «з», и получилось «Чербузы». Впоследствии именно так и стало называться наше кладбище. Попасть в «Чербузы» означало уже быть похороненном на кладбище.

Сейчас на месте этой деревни улицы Демакова и Полевая. А вокруг деревни были земли колхоза им. Кирова.

Первый въезд в Академгородок с Бердского шоссе стал главным въездом. Сначала в этом месте был просто водосток под железной дорогой. Потом его расширили и над ним построили железнодорожный мост.

Въезжая по водостоку, автобус попадал в микрорайон «Д» на ул. Строителей.

С правой стороны к дороге вплотную подступал сосновый бор, а с левой – строились жилые дома микрорайона «Д», а также типовой торгово-бытовой комплекс: магазин – столовая – магазин с бытовыми предприятиями. Эти три здания были двухэтажными.

Когда в верхней зоне ещё ничего не было построено, мы ездили в эти магазины и столовую.

К этому времени был введён автобусный маршрут №108 от нас до улицы Фрунзе в Новосибирске. У этого комплекса была одна из остановок.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/01/13/237


Рецензии