Прототип начальника чукотки

Придёт время, когда наш край будет цветущим. Будут здесь построены заводы, школы и больницы... Ваши дети – дети чукчей, эскимосов и камчадалов – станут инженерами, писателями и врачами. Это сделаем мы своими руками, а поможет нам Советская Россия.
Из авступления Михаила Мандрикова перед жителями Анадыра (1919 г.).
Было в тундре много слепых. Но вот приехал таньга (русский).  Собрал он слепых и сказал им слово. Одно только слово сказал. И тогда они открыли глаза. ЛЕНИН – было то слово!
Из чукотской легенды о М.С.Мандрикове.

Просматривыя программу телевидения на неделю, я увидел, что будет демонстрироваться художественный фильм «Начальник Чукотки». В памяти прошли события связанные с кинолентой и её главным героем. Фильм-комедия режиссёра Виталия Мельникова вышел в прокат в 1967 году, где главную роль красноармейца и «начальника» Чукотки играл Михаил Кононов. С того времени я его не пропустил ни разу. И если, примерно, посчитать количество моих просмотров «Начальника Чукотки» хотя бы раз в год, то получится 39. Возможно, цифра гораздо больше.
В те годы телевизор был ещё не в каждой семье, поэтому люди шли в клуб или кинотеатр посмотреть любимый фильм. Его популярность во многом зависила от афиши, из которой можно было узнать расписание сеансов в кинотеатрах города, фильмы можно было отсортировать по жанрам и узнать стоимость сеанса. В афишу регулярно добавлялись описания фильмов. Популярность кино была настолько велика, что приходилось выстаивать огромные очереди, чтобы купить заветный билетик. А киноленту «Начальник Чукотки», где присутствовала романтика, приключения и комедия, смотрели по несколько раз, особенно он магнитом притягивал детвору.
 Ведь на экране происходили события далёкого 1922 года, когда молодой ревкомовский писарь Алексей Бычков и комиссар Алексей Глазков едут из бухты Вознесения в Уйгунан на Чукотку. По дороге Глазков умирает от тифа. В Уйгунане Алексея встречает бывший царский таможен-ник Храмов. В сложившейся ситуации Алексей назначает себя начальником Чукотки согласно мандату, который сам себе и выписал. Раздаёт голодающим чукчам продовольственные запасы со склада американского коммерсанта...
 Смотрят фильм с удовольствием и сегодня, но, видимо, мало кто знает, что прототипом этого фильма-комедии является белорус Михаил Сергеевич Мандриков.
М.С.Мандриков родился в 1888 году в местечке (ныне деревне) Горы, Горецкой волости (района), Чаусского уезда, Могилёвской губернии (области). Отец Сергей Иванович Мандриков и мать Ольга Фёдоровна из белоруссов. Крестьяне. Семья была большая – восемь человек, из них пять сыновей и одна дочь. Хозяйство имели небольшое. Жили бедно.
Михаил с юношеских лет участвует в революционном движении. Занимаясь в Горецком ремесленном училище, вступает в социал-демократическую организацию, которая была создана в 1904 году Александром Матвеевичем Салымским. Эта организация просуществовала до середины 1906 года и была ликвидирована охранкой. Салымский был арестован и сослан в Сибирь на каторгу, часть членов организации посажена в тюрьму, часть вынуждена была скрыться. За участие в демонстрации трудящися Горок, которая была разогнанна полицией с применением оружия, в результате чего студенты Ерофеев и Бруцер были убиты, Мандрикова исключили из училища (1905 г.). Однако через несколько месяцев его снова приняли в училище, которое он окончил в 1907 году.
Осенью 1907 года Михаил Мандриков уехал в Петербург, где поступил работать слесарем на вагоноремонтный завод. В 1909 году был призван в российскую армию, служил на флоте: сначала в Первом Гвардейском Флотском экипаже, затем на крейсере «Громовой» матросом, потом – кочегаром, в сентябре 1911 года переведён на крейсер «Олег» подручным машиниста.
Летом 1913 года Мандриков был демобилизован, работал на Балтийском судоремонтном заводе. За участие в уличных демонстрациях арестовали, но из-под стражи сбежал, нелегально приехал к отцу в Горы и через две-три  недели по рекомендации Петербургского и Могилёвского комитетов РСДРП выехал на Дальний Восток, где жили и работали два его старших брата - Тимофей и Фёдор. Михаил жил отдельно, поступил работать на судоремонтный завод. Там с рабочим Александром Кузьминым собирают единомышленников с целью создать владивостокскую социал-демократическую организацию. Для усиления связей и расширения революционной работы среди Приморского крестьянства и казачества, Мандриков переходит на работу в Приморские кооперативы и вскоре становится председателем правления, имевшего оборот в 40 миллионов рублей. Весной 1916 года М.С.Мандриков, Е.А.Суханов и А.С.Кузьмин организовали владивостокскую организацию РСДРП, все трое были избраны в состав временного руководящего комитета.
В 1917 году крестьяне Приморской области избрали Мандрикова в состав Приморского областного Совета крестьянских депутатов и владивостокского Совета рабочих и солдатских депутатов, а в ноябре 1917 года – Членом Всероссийского учредительного Собрания от Приморского округа.
Приехав в Петроград в первых числах января 1918 года, Михаил Мандриков  в обстановке острой политической борьбы нашёл правильные и исчерпающие ответы на все волнующие вопросы. С правом решающего голоса участвует в заседании 3-го Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, слушает выступление В.И.Ленина, которое оставило незабываемое впечатление и помогло до конца осознать, что только Советская власть может дать настоящую свободу трудящимся.
Вернувшись во Владивосток он прекращает всякую связь с левыми эссерами, вступает в РКП(б), работает в приморских кооперативах, как большевик-интернационалист, борется против левых коммунистов и за утверждение Брестского мира. На многочисленных собраниях защищает ленинскую линию мира. Поэтому не случайно, в первые часы контрреволюционного переворота во Владивостоке, осуществлённого белочехами, Мандриков был арестован и посажен в концентрационный лагерь. Однако вскоре ему удалось бежать и продолжить работу нелегально. В селе Александровск его снова арестовывают колчаковцы и сажают в тюрьму, из которой менее чем через год (летом 1919 г.) он снова бежит и скрывается в Голубиной пади.
По заданию владивостокского комитета партии большевиков, вместе с коммунистом - латышом Августом Берзинем, Мандриков направляется на нелегальную работу в Петропавловск-на-Комчатку и далее в Анадырь на Чукотку под именем Сергея Евстафьевича Безрукова. Перед ним была поставлена задача, вместе с коммунистами Петропавловска-на-Комчатке создать в Анадыре большевитскую организацию, подготовить и провести  вооружённое свержение колчаковской вла-сти. Выступление планировалось почти одновременно во всех крупных промышленных и административных центрах Дальнего Востока.
Осенью 1919 года на пристань в Анадыре (тогда ещё он назывался Ново-Мариинск), последним в ту навигацию рейсом, пароход «Томск» доставил посланцев Приморского краевого комитета РКП( б): Михаила Мандрикова, слесаря-машиниста, бывшего депутата Учредительного собрания от крестьян Приморья, и Августина Берзиня – стрелка 2-го Рижского латышского полка, члена Хабаровского Совета, бывшего комиссара железнодорожной станции Хабаровск. Их было двое. Двое большевиков приехали сюда устанавливать советскую власть.
Вечером того же 16 декабря был утверждён состав Анадырского уездного Совета рабочих депутатов и его оперативный орган – Анадырский Революционный комитет. Председателем рев-кома стал Михаил Мандриков, секретарём – Михаил Куркутский, местный житель, сын бедной чуванки, комиссаром народной охраны – Август Берзинь, комиссаром радиостанции – телеграфист Василий Титов. Первый ревком обратился с воззванием к трудящимся уезда: «Товарищи далёкого Севера, люди голода и холода, к вам мы обращаемся с призывом присоединить свой голос и ра-зум к общему голосу трудящихся России и всего мира. Да здравствует коммунистическое равенство! Долой капиталистов-спекулянтов!» Чукотский ревком начал действовать на свой страх и риск, как велела революционная совесть.
Люди голода и холода (так обращался в своих воззваниях ревком к жителям края)... Пожалуй, точнее не скажешь. Из четырнадцати с небольшим тысяч коренного населения Чукотки только половина жила оседло, остальные кочевали с оленьими стадами, по пол года не имея связи с материком, полностью оставаясь во власти суровой природы, подчиняясь родоплеменным обычаям и традициям, не осознавая своих классовых интересов. Чукчи, коряки, камчадалы и другие малые народы оставались поголовно безграмотными. Их не могли убедить никакие революционные призывы, которых они попросту не понимали. Убеждать могли только ощутимые дела.
С первых дней революционный комитет стал проводить в жизнь разработанную им программу социально-политических преобразований в крае. Были объявлены всеобщая трудовая повинность и восьмичасовой рабочий день, установлены твёрдые цены на продукты и товары, отпускаемые со склада. Преобразования начались не только в Анадыре. Под руководством посланцев ревкома Советская власть была установлена в сёлах Усть-Белая и Марково – чукотских оазисах.
Анадырская группа РКП(б) проработала всего 4,5 месяца (136 суток, из них 91 сутки в нелегальных условиях, 45 – в легальных). Но за 45 суток существования первого ревкома Чукотки была проделана большая работа по привлечению местного населения к строительству новой жизни. За это короткое время он успел для этого заложить прочный фундамент. Было привлечено на сторону Советской власти большая часть  населения Чукотки.
Однако, воспользовавшись отъездом значительной части членов Совета из Анадыра в Белую и Марков, местные колчаковцы и купцы при поддержке из заграницы организовали заговор и неожиданно напали с оружием на ревком. Часть коммунистов были убиты, часть арестованы и 2 февраля 1920 года расстреляны на льду речки Казачки. Был расстрелян и Михаил Мандриков. Так погиб почти всем составом Анадырский уездный ревком.
Тела ревкомовцев пролежали на льду трое суток, которые потом анадырцы тайно сложили в яму из-под солёной рыбы, засыпали снегом, а в конце весны – мёрзлой землёй. На их могиле был установлен временный скромный памятник. В 1921 году был установлен памятный обелиск, в 1956-м – памятник.
Но дело, начатое ими, не прерывалось ни на один день, ни на один час. Его продолжили Марковский и Усть-Бельский Советы, где комиссаром остался секретарь ревкома Михаил Куркут-ский. Летом того же года вооружённый отряд марковчан во главе с балтийским матросом, большевиком Василием Чекмарёвым, восстановил Советскую власть в Анадыре.
Дела Анадырских коммунистов живут в памяти и свершениях жителей Чукотки. Написаны десятки книг, романов, пьес, в которых показана история борьбы за власть советов на Чукотке и раскрывается жизнь и деятельность М.С.Мандрикова и его товарищей.
В Анадыре, в дни празднования 50-летия со дня образования Чукотского автономного округа (1980), на месте братской могилы, куда ревкомовцы были перезахоронены в сентябре 1969 года с кладбища села Тавайваам (рядом с городом) на высоком берегу Анадырского залива, был открыт памятник-мемориал (скульптор В.Н.Королёв). В центре мемориала установлена фигура Михаила Мандрикова, отлитая из чугуна, а рядом на бетонной плите, тесно сплочённая группа фигур его соратников и Вечный огонь. Люди из легенды чукчей идут в вечность...
В Анадыре именем Мандрикова названа одна из центральных улиц. Имя Мандрикова было присвоено рабочему посёлку золотоискателей (Билибинский район, ныне посёлок нежилой) и сов-хозу, судну ледокольного типа, ряду улиц в населённых пунктах, в том числе посёлке Красноармейский.
Михаил Мандриков является героем романа Ю.Рытхэу «Конец вечной мерзлоты» (Москва. 1977.).
Чукотка сегодня – один из пунктов золотодобывающей промышленности России. В недрах этого края обнаружены запасы каменного угля, нефти, олова, вольфрама, никеля. На побережье студёных морей и в продуваемой ветрами тундре, на земле, скованной вечной мерзлотой, встали города Певек и Билибино, выросли национальные посёлки.
Сквозь ледовые преграды морей, по воздуху и трудным северным трассам-зимникам на Колыму и Чукотку доставляются тысячи тонн народнохозяйственных грузов. Благодаря современному ледокольному морскому флоту открыта круглогодичная навигация. В Охотском и Беринговом морях, в реках и озёрах Чукотки рыбаки добывают ценные виды лососевых рыб.Ни один пушной аукцион не обходится без северных мехов. Некогда забытые «богом и людьми» чукчи и эскимосы, не имевшие до революции своей письменности, сегодня читают на родном языке газеты и журналы, гордятся широко известными писателями Юрием Рытхэу, Антониной Кымытваль, Юрием Анко, Зоей Ненлюмкиной, чьи произведения переиздаются на многих языках. Обречённые при царизме на медленное вымирание, населяющие Чукотку народности пользуются ныне всеми благами современной цивилизации.
Жители Севера навсегда сохранили память о тех, кто дал им первый толчок к лучшей жизни. Белоруса Михаила Мандрикова они сравнивают с горьковским Данко, сердце которого освещало путь людям. Его имя роднит далёкие друг от друга земли чукчей и белорусов. Большим смыслом наполнены дружеские связи между труженниками колхоза имени Свердлова в Горах и колхоза имени Свердлова в Анадыре. Они ездят друг к другу, делятся успехами, радуются достижениями. Имя Мандрикова стало символом этой дружбы.
Есть в деревне Горы на Могилёвщине улица Мандрикова, школьный музей с экспозицией посвящённой земляку, в парке установлен бюст.


 
 


Рецензии
Уважаемый Валерий!В Вашей публикации упоминается Александр Матвеевич Салымский (основатель социал-демократической организации). Это родной брат моей бабушки. Бабушка родилась в 1902-м, нам, потомкам, известно только, что она совсем юной девушкой уехала к брату в Красноярск (видимо, Александр обосновался в Сибири после отбывания ссылки), а оттуда - в Казань, где училась, встретила моего дедушку и практически всю дальнейшую жизнь прожила в Горьковской области и Горьком. Мне удалось найти некоторые документы по А.М.Салымскому в архиве г. Красноярска, но о родителях бабушки и Александра сведений отыскать не получается. Знаю, что отец, Матвей, был сапожником, мать звали Матрёна Фёдоровна, примерно 1858 г.р.. была ещё сестра Елизавета. Может быть, Вы сможете помочь мне советом, где искать следы этих предков? Мы с братом восстанавливаем родословную, очень многое сделано, но тут - белые пятна. Буду очень признательна за отклик.

Ольга Якушева   12.01.2019 16:39     Заявить о нарушении