Живой уголок. Глава 1 - Живой уголок

      На уроке русской литературы в 312 кабинет заглянула классная руководительница 5-б класса Татьяна Васильевна:
 - Фарида Шариповна, можно на пять минут Цуканова и Кононенко.
   Учительница посмотрела поверх своих очков на ребят и медленно кивнула:
 - Пускай идут раз надо, "Бородино" на следующем уроке сдадут.


     Леша мысленно возликовал и начал собирать свой ранец. Прекрасное произведение Михаила Лермонтова обладало одним изъяном - оно было очень велико. И читалось "Бородино" с интересом, ведь описывался бой с французами, и слог у великого поэта был легким. Но размер! Фарида Шариповна доказывала ребятам, что все школьники его сдавали и они не будут исключениями. Но на практике это оказалось таким трудновыполнимым заданием, что ребятам пришлось забросить все остальные занятия. Леша был слишком непоседливым, чтобы часами сидеть над учебником, поэтому сомневался, что ему поставят хотя бы «тройбан».


     Татьяна Васильевна пришла вовремя, учеников вызывали по алфавитному порядку и скоро должна быть буква "К". Цуканов, который был в конце списка, да и обладал к тому же феноменальной памятью, был спокоен как удав.


    В коридоре было прохладно и удивительно тихо. Такая тишина может быть только в школе во время урока. Кононенко вытер потный лоб тыльной стороной ладони и посмотрел в окно: - «Надо же, конец сентября, а жарит как в июле, почти тридцать градусов, эх сейчас бы на Днепр с ребятами, а не в школе сидеть. Все-таки жизнь ужасно несправедливая штука», - в который раз с огорчением подумал Леша.


 - Ребята, кажется, наши дела налаживаются? - Татьяна Васильевна радостно потерла одну ладонь о другую.
 - В смысле? - Ваня недоуменно посмотрел на учительницу, у него сегодня было странное настроение, он почти все время молчал.
 - Ирина Ивановна дала добро, – улыбнулась классная руководительница, – нам выделят помещение в подсобке на втором этаже, там сейчас только старые скелеты из кабинета анатомии стоят. Окошко там есть, поменяем лампы накаливания на большие, в общем будет у нас настоящий живой уголок, причем не школьный, а наш, собственный. Ирина Ивановна предлагала объединиться и отдать нам оставшихся животных…
 - Кого там отдавать? – не сдержался Леша. – Там кроме рыбок и попугая и нет никого.


    Это была чистая правда. 33 школа была одним из старейших учебных заведений Киева, в разное время в ней учились некоторые известные граждане древнего города, был даже свой небольшой музей. Шефы школы – завод «Большевик», тоже помогал чем мог, даже лагерь под Киевом построил. Несколько лет назад кто-то из меценатов предложить создать живой уголок, чтобы ребята познавали дикую природу, приучались к ответственности и с пользой проводили свободное время. То есть цели у шефов были самые хорошие, но как известно благими помыслами выложена дорога… ну вы поняли куда.


    Был пристроен небольшой флигель, примыкающий к столовой, в нем любители дикой природы и разместили живой уголок. Появился большой аквариум с разноцветными рыбками, клетки с попугаями и канарейками, террариум для черепах и ящериц, боксы для хомяков и морских свинок и большая клетка для обезьяны. Хотели приобрести даже крокодила и змей. Школьники ходили воодушевленные и не могли дождаться дня открытия маленького зоопарка.


    Но оказалось, что крокодила и ядовитых змей в школе держать нельзя, запрещает какой-то закон, а обезьяна задерживается – застряла в Ялте на таможне. Наконец школьный живой уголок открылся, провели торжественную церемонию, ребята пришли в белых рубашках, а девочки в нарядных фартуках. Журналисты щелкали из фотоаппаратов со вспышкой, в общем праздник удался на славу.


    Потом пошли суровые будни. Выяснилось, что школьники не горят желанием убирать за животными, технички не хотят делать эту работу бесплатно, а в штатах школы должности уборщицы за хомяками почему-то не предусмотрено. Обезьяна, прибывшая с первыми холодами начала болеть, покрылась паршой и пугала посетителей живого уголка своим внешним видом. Ее надсадный кашель ничего кроме жалости не вызывал. Приехавший доктор из цирка сильно ругался и удивлялся как бедное животное вообще могло выжить при температуре девять градусов. Обезьяну забрали, и медсестра Илона Викторовна облегченно вздохнула, но как оказалось зря, эпопея с живым уголком только начиналась.


   Шефы в пристройке повесили всего одну батарею и сделали в стене два небольших окошка. С точки зрения СНиП, то есть строительных правил, этого было достаточно, но оказалось, что животным нужна более высокая температура и лучшее проветривание. Первыми «давать дуба» начали хомяки, за теплую осень они поначалу так расплодились, что Лариса Львовна, учительница биологии и негласный руководитель живого уголка, не знала куда их девать. Их предлагали школьникам в качестве домашних питомцев, обрадованные дети забирали грызунов домой, а утром хомяки возвращались обратно, но на этот раз в сопровождении возмущенных родителей. Продавать их Лариса Львовна не имела права, да и как реализовать такую массу животных. Отчаявшись, добрая женщина забрала двенадцать хомяков к себе, но муж учительницы пригрозил развестись с ней, если она немедленно не вернет «крыс» обратно.


   Спасли школу от увеличения грызунов в геометрической прогрессии резко начавшиеся холода. В конце октября на смену по-летнему теплой погоде пришли первые заморозки, и, хотя отопление включили еще в середине месяца единственная батарея не могла обогреть выложенное в кирпич помещение. Хомяки стали покидать этот негостеприимный мир с той же скоростью, с какой они и появлялись на свет. Следом отправились морские свинки и два декоративных кроля. Канареек выпустил какой-то выплакавший все глаза второклассник. Вряд ли это помогло бедным птицам, но дальнейшая их судьба была неизвестна.


   Долго боролись за существование обе ящерицы и черепаха по имени Тартилла, но наступил и их черед. Ушли из жизни все попугаи, кроме огромного монстра Гоши. К началу декабря в живом уголке остались крайне живучие гупии, остальные рыбки не выдержали холодов, больная обезьяна и попугай, по кличке Кощей Бессмертный. Нельзя сказать, что все они погибли от холода или недостаточной вентиляции сырого, не предназначенного для этих целей помещения. Скорее их смерть была невнимательностью и бездушием как учителей, так и школьников. Ребята выливали чернила из ручек, столовский суп и компот в аквариум, просили в медпункте таблетки от «головы» и скармливали их попугаям, а учителям было недосуг лишний раз заглянуть в кирпичную пристройку.


    Обезьяну забрали в цирк и в школе остались только лысый как колено Гоша, потерявший растительность от анальгина и «бессмертные», привыкшие к чернилам и компоту, рыбки. Директор потом каждый раз дергалась при слове «живой уголок». Шефы спохватились, на следующий год строители добавили две батареи и прорезали еще одно большое окно. Но было уже поздно, от новых братьев меньших Ирина Ивановна категорически отказалась, старых девать было некуда, вот вроде и был живой уголок, а вроде его и не было. Школьников, дабы избежать эксцессов туда не пускали, гостям не показывали, так и жили попугай с рыбками как граф Монте-Кристо с аббатом, в полном заточении.


    Все изменилось в этом году, 5-б оставила старая классная руководительница Тамара Петровна, которая ушла в декретный отпуск, а на ее место назначили учительницу математики. Татьяна Васильевна приехала в Киев из Ленинграда, ее муж болел легкими и ему не подходил сырой питерский климат, они поменяли небольшую квартиру в Купчино на комнату в киевской коммуналке. Хотя Татьяна Васильевна была много старше Тамары Петровны, она уже была бабушкой, ее дочь с мужем и маленьким внуком жили в Риге, на ее энергичности это никак не сказывалось. С первого дня в школе она резво взялась не только за основное занятие школьников – учебу, но и на не менее важную вещь – досуг.


    В первую же субботу сентября 5-б побывал на аттракционах в Гидропарке, потом были поход в ТЮЗ, Луна-парк, кинотеатр и даже прогулка по Днепру на речном трамвайчике. Всего этого в бытность Тамары Петровны ребята были лишены, у учительницы был маленький ребенок, которому надо было уделять время. Школьники запросто ходили к «классухе» в гости, она тоже перезнакомилась с родителями вверенных ей детей. Мальчики и девочки по уши были влюблены в свою учительницу, и больше всего боялись, что ее у них заберут. Некоторые педагоги завидовали популярности Татьяны Васильевны и тихонько осуждали математичку за панибратское отношение с учениками.


   Но учительница из Питера не обращала на них внимания, всецело занятая своим классом. Планы у нее были наполеоновские, поездка на зимние каникулы во Львов, а на майские в Одессу, были только частью ее задумок. И вот последняя ее идея и заключалась в создании живого уголка, но только не общешкольного, а именно их, классного. Где ребята будут хозяевами и не допустят, чтобы разные идиоты мучили братьев наших меньших.


    Ирина Ивановна поначалу даже не захотела выслушать учительницу математики, при упоминании о любых животных ее начинал бить нервный тик. Но Татьяна Васильевна была не из тех, кто легко сдается, снова и снова она поднимала эту тему в разговоре с нервной директрисой. Аргументы были самые разные, но основной посыл сводился к тому, что живой уголок и так есть, и это головная боль руководства, а она предлагает переложить ответственность за неудачный проект на отдельно взятый 5-б класс и на нее лично. В конце концов Ирина Ивановна сдалась, настырная математичка надоела ей, пожалуй, даже больше чем живой уголок, и она, махнув рукой дала согласие.


Рецензии