Кампания 1942 года. Глава 412

                Глава 412.


   
 В штабе Донского фронта в Заварыгине над большой оперативной картой склонились Рокоссовский и Василевский.

 Котёл под Сталинградом в середине декабря напоминал своими очертаниями очищенное от скорлупы варёное яйцо, повёрнутое верхушкой в юго-западном направлении. 

 На донышке яйца держала оборону в черте города, упираясь загнутыми флангами в Волгу, 62-я армия генерала Чуйкова.

 Далее к северу немцы удерживали пятикилометровый участок берега и коридор, отделяющий 62-ю армию от развёрнутой фронтом на юг 66-й армии. Правой соседкой 66-й армии была 24-я армия генерала Галанина. Далее начинались позиции развёрнутой фронтом на восток 65-й армии генерала Батова. Правой соседкой Батова была 21-я армия генерала Чистякова. Правой соседкой Чистякова была 57-я армия генерала Толбухина. Далее до берега Волги была развёрнута фронтом на север 64-я армия, отделённая от армии Чуйкова выходящим к Волге восьмикилометровым коридором.

 С юга, со стороны Котельникова, наступали, пытаясь прорвать фронт 2-й гвардейской армии Малиновского на реке Мышкова, танки Манштейна. Напрашивалась сама собой мысль о встречном ударе мобильных войск противника из котла навстречу Манштейну. И фронтовая разведка Рокоссовского эту мысль подкрепляла конкретными донесениями. В глубине котла противник концентрировал ударную мобильную группировку чиленностью до трёх дивизий.

 Не ограничиваясь этим, противник развернул сильные атаки изнутри котла в стык 65-й и 21-й армий. В этих атаках участвовали войска 11-го армейского корпуса, а также части 76-й пехотной дивизии и 3-й мотодивизии.

 - Полагаю, что цель этих атак - не дать мне снять часть войск с внутреннего обвода котла и послать их на реку Мышкова.

 - Это была бы вполне здравая стратегия, - согласился с Рокоссовским Василевский. - Но вряд ли Паулюс был бы в состоянии действовать подобным образом, имея всего лишь 75 000 человек, как мы считали до сих пор. Какова же тогда, по-вашему, истинная численность окружённой в котле группировки? 

 - Думаю, что она во всяком случае превышает двести тысяч человек, а может быть приближается и к четверти миллиона.

 - Но как же Паулюс ухитряется кормить такую прорву? Ведь по воздуху в котёл доставляется только на 75 000 человек от силы!

 - Вероятно, в пехотных дивизиях едят артиллерийских и обозных лошадей. Кормить лошадей Паулюсу всё равно нечем. 

 - Но если так, то задача Донского фронта сильно осложняется. Войска противника занимают сильные оборонительные позиции на высотах, эти войска многочисленны и сохраняют высокий уровень боеспособности.

 Генералы помолчали.

 - И всё же приказ Ставки нужно исполнять. Как собираетесь расчленять котёл? - спросил Василевский Рокоссовского.

 - С севера это исключено. Мы убедились в этом осенью. На юге наши армии находятся между молотом и наковальней. Чуйков на востоке зарылся в землю и устоял. И на том ему большое спасибо. Остаётся один выход - ударить с запада на восток сомкнутыми флангами 65-й и 21-й армий.

 - Как раз там, где Паулюс сейчас атакует?

 - Именно так.

 Снова помолчали.

 - Главный удар будет наносить 65-я армия генерала Батова. Направление удара: Вертячий - Большая Россошка - Гумрак - Городище. Армию Батова, безусловно, нам придётся усилить.

 - На резервы Ставки не рассчитывайте - они все идут сейчас на операцию "Сатурн".

 - Усилим Батова фронтовой артиллерией и двумя стрелковыми дивизиями из армии Галанина.
 Имею в виду 173-ю дивизию полковника Аскалепова и 214-ю дивизию генерал-майора Бирюкова. Бирюков с Батовым вместе воевали в Испании.

 - Ну что ж. Перегруппировка не займёт много времени. Когда думаете перейти в наступление?

 - Думаю, начнём двадцать первого.

 - Так я и доложу Верховному.

 Генерал Батов радушно принял генерала Бирюкова в Вертячем. Сели обедать в штабе армии.
За чаем вспомнили Испанию. Бирюков рассказал, как с отрядом республиканцев и интернационалистов он остановил в районе Брюнете и заставил вернуться в окопы бригаду анархистов, в панике бежавшую от жестокой бомбёжки. В последний раз друзья виделись в госпитале в Валенсии. Бирюков навестил там Батова, едва не погибшего на горной дороге под Уэской. Батов ехал в открытой машине на рекогносцировку вместе с Матэ Залкой и тремя офицерами штаба, когда рядом разорвался шальной гаубичный снаряд. Матэ Залку швырнуло взрывной волной прямо на скалу, и он погиб мгновенно. Батова выбросило из машины в другую сторону, и он отделался контузией и тяжёлым ранением.

 Пообедав, старые друзья поехали в штаб дивизии, уже развёрнутой в районе высоты 121.

 - Поддержу тебя, Николай Иванович, артиллерийской дивизией армейского резерва. Отработайте взаимодействие с артиллеристами. Потренируйте людей, не откладывая попробуйте улучшить свои позиции. Попрошу командующего фронтом направить к вам на НП начальника фронтовой артиллерии.

 Вскоре генерал Кузнецов побывал на НП генерала Бирюкова. Возвратившись оттуда к обеду в Вертячий, Кузнецов энергично жестикулировал за столом.

 - Что это, Павел Иванович, за сумасшедший комдив у тебя появился? Приезжаю. Веди, говорю, на НП. Он ведёт. НП у него на самой макушке высоты, под днищем подбитого танка. Обзор оттуда превосходный. Показывай, говорю, где немцы. Да вот, говорит, метрах в пятидесяти, вон там, там и там - и показывает рукой налево, прямо и направо. Чёрт знает что!

 

 

 
 

 

 


Рецензии