Мысль - в каждом движении кисти посвящается товари

Любите живопись, поэты!
Ведь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Николай Заболоцкий

Часто приходится слышать, что все мы вышли из детства, которое всегда глыба, на нём очень многое завязано. Именно в начале жизни закладываются те черты характера, те склонности, которые потом развиваются и становятся определяющими. Но, как говорится, с кем поведёшься, от того и наберёшься.
Родившись в Глуске (14 октября 1950 года) Слава Захаринский, будущий художник с миро-вым именем,  ничем не отличался от поселковой детворы. В свободное от школы время любил погонять футбольный мяч, сбегать в лес за грибами, посидеть с удочкой на обрывистым берегу Птичи. Однажды рыбача, увидел, как местный художник Иван Петрович Булгаков пишет с натуры этюд. Подошёл, посмотрел, понравилось. Отойдя, он понял, что влюбился в то, что делал Булгаков. Эта встреча перевернула сознание Славы, его планы на будущее. А узнав, что Иван Петрович руководит кружком изобразительного искусства в Доме пионеров, без раздумий туда записался. Всё о чём говорил и показывал на занятиях мастер, Слава старался не пропускать, ибо живопись видел основой своей жизни.
Иван Петрович не ошибся, приняв под своё крыло Славу. Парень оказался талантливым. Поэтому окончив школу и получив навыки в изокружке, поступил в Минское художественное училище им. А. К. Глебова, которое окончил в 1971 году. Его картина «Край моего детства», как вос-поминание об утре его детства, с дорогой ведущей к Птичи, стала иллюстрацией к статье о нём в «Энциклопедии литературы и искусства Беларуси», как о члене Союза художников СССР, на тот момент один из самых  молодых. Потом была учёба в Белорусском театрально – художественном институте (1972-78). Ещё будучи студентом 2-го курса Вячеслав Захаринский принимал участие в республиканских и международных выставках.
Окончив театрально - художественный институт Захаринский долгое время был «идеоло-гически выдержанным художником», о чём говорят названия его работ, которые он писал после переезда в Минск более десяти лет. Это «Припять», «Земля логойская», «Земля любимая», «Сталевары», портреты ветеранов революции, войны и труда, деятелей искусства, известных спортсменов.... На тот момент Вячеслав был именно таким и честно, без социального заказа работал в русле  своего мироощущения. Да и героями его портретных работ были люди уважаемые и достойные, в том числе и его отец. Портреты имели высокий и качественный уровень. Как свидетельство - участие во Всесоюзных,  республиканских и международных выставках художников.
С 1973 года – член Белорусского союза художников.
Захаринский в постоянном движении. Курсирует между Минском и Варшавой, будучи с 1993 по 1996 год визитарным профессором Европейской Академии искусств (Варшава), её официальным представителем в Беларуси. То участвует в международном пленере, то весь в заботах о выставке, то готовится к встрече в мастерской... А бывали в ней, помимо друзей – товарищей, в том числе земляков из Глуска, такие, как министры иностранных дел Андрей Козырев (Россия),   Владимир Сенько (Беларусь) и многие другие.
Его произведения обратили на себя внимание в 80-е годы в связи с необычным толкованием автором тематических сюжетов. Вячеслав Захаринский был «многослойным». Первые  свои картины Захаринский посвятил темам нравственности и морали. Его циклы «ХХ век» и «Авария» как-то очень быстро разошлись, и поэтому их никто в республике не видел. Тогда он жил за рубе-жом, и, естественно, контакты с родиной были ограничены, и видеть эти работы было физически невозможно. Картины приобрели своих хозяев, и информации о них не было. Работы быстро по-явились и быстро ушли. Поэтому «Крысы» (1984-89), «Фарисеи» (1989-90) и «Грешники» (1990) появились не спонтанно. Они появились не из какого-то литературного источника вдохновения: где-то прочитал, где-то услышал, где-то посмотрел.... Этот материал накапливался по маленьким частицам из реальной жизни. Но самой большой основой для возникновения этих мыслей и чувств было отношение к религии.
Вот что сказал по поводу цикла «Крысы» доктор искусствоведения из Польши Мацей Гутовский:
«Это крысы мыслей, крысы фальшивых идей. Но больше всё-таки они вызывают сочувствие: ведь и мы – это они.
 Это нас грызут фальшивые идеи, это нас опустошает фальшивый мир.
Тема этих картин – не сфера материи, а Духа, не сфера описания, а Идеи.
Моральный смысл в творчестве Захаринского – это окончательный, найважнейший фак-тор».
Циклы «Крысы», «Фарисеи», «Грешники» и «Святые» тяготеют к размышлению и дают представление о «чёрном» и «белом». В цикле «Леди» задачи предопределяют и композиционный строй, динамичный, беглый, пренебрегающий деталями. Портретная живопись в большинстве случаев – собирательный образ. Художник свободно обращается с моделью, исходя из собственного идеала – «Незнакомка», «Рождённая красотой». Работы из Польши друзья помогли перевезти в Беларусь. В первый раз они выставлялись в 1996 году.
В одном из интервью на вопрос о добре и зле, о вере к Богу, о себе Захаринский поведал следующее: «Когда мы говорим о добре и зле, то понимаем, что в жизни у человека всегда есть два выбора, и перед человеком всегда стоят два пути. Один – путь добра, второй – путь зла. Человек не может одновременно стоять одной ногой в добре, другой во зле. Человек всегда в праве сам выбирать, что ему ближе и на чьей стороне его симпатия. Это задумано как естественное испытание для каждого. Получив земное воплощение, каждый человек оказывается перед выбором, и, он должен сам определить своё направление и свои симпатии. Наблюдая за жизнью, мы наблюдаем за собой и за другими. Это не просто слова. Это всё имеет реальное подтверждение.
 Когда человек в детстве начинает познавать этот необъятный мир, в его невероятном многообразии, тогда он начинает приобретать опыт. Мой опыт начался в родном Глуске... Рядом с нашей школой находилась Богоявленская церковь. В один «чёрный» день, подходя к школе, я увидел совершенно драматическую картину, когда толпа людей пыталась защитить свою родную церквушку от уничтожения. «Большие дяди» с помощью тракторов пытались сорвать купол церкви. Рядом, в куче, лежала церковная утварь: иконы, кресты... У меня, наверное, это был самый первый и самый большой в жизни шок. Я тогда очень испугался. Я не понимал, что происходит. Я не понимал, что делают эти люди. Ведь церковь никому не мешала!.. Таким был мой жизненный урок. Поэтому путь добра и путь зла – это естественное состояние, в котором мы живём. А вот что мы выбираем – зависит от каждого из нас.
Мы, дети, всегда видели, как на великие праздники в церковь идут красиво и чистенько одетые люди. Наша церковь олицетворяла собой состояние душевного праздника. Мы все к этому привыкшие к этому не представляли, что будет без нашей церкви. Таким был мой первый жизненный урок. Поэтому путь добра и путь зла – это естественное состояние, в котором мы живём. А вот что мы выбираем – зависит от каждого из нас.
Меня всегда возмущало, как строилось отношение государства и религии. Атеизм был воинствующий. Он разрушал душу человека, не спрашивая у самого человека, надо ему это или нет, хочет он этого или нет. Всё происходило в приказном порядке.
Вход в церковь для людей комсомольского возраста был запрещён. Велась статистика, велось наблюдение, кто из молодых людей посещает церковь. Не дай Бог, если человек собирался жениться или выходить замуж и, естественно, венчаться в церкви! Это было нереально!
Крестить ребёнка было очень опасно. Составлялись специальные списки, вёлся журнал.... А потом проводилась определённая работа с людьми из этих списков. Одним словом, атеизм во всех направлениях делал своё чёрное дело. Не говоря о том, что взрывались и рушились храмы. Многие священники оказались в тюрьмах, каторгах, были расстреляны.
Творец из большой любви к нам, дал нам право самим выбирать, с кем быть: с Богом или дьяволом. Я могу однозначно утверждать, я могу предполагать, что этим выбором мы определяем своё отношение к Богу. Или мы принадлежим миру Бога, или мы принадлежим к миру дьявола. Я имею в виду, что мир дьявола, это мир страшных поступков, агрессивных эмоций, это мир, где происходит зло, где проливается кровь, где оскорбляется личность, где унижается достоинство.
Естественно, что человек должен сдать экзамен на собственную зрелость, на своё отношение к Богу. Когда Иисус был распят, рядом с ним были распяты и другие, настоящие преступники. И тот, что покаялся, был прощён. Поэтому у человека всегда есть право выбора.
Человек, который пришёл к Богу, уже не может вернуться обратно в мир зла, в чёрный мир. Не может, потому что путь к Богу, это не простой путь. Непросто открыть Бога в себе.
Большая часть человечества находится или в мире зла, или на распутье. Отыскать дорогу к Богу не просто. Хотя, казалось бы, ну что здесь сложного? И даже те, кто в своей жизни совершает больше зла, чем добра, они в стрессовых ситуациях непроизвольно произносят: «О Господи! О, Боже!» Они не задумываются об этом. Они произносят эти слова, потому что в душе у них живёт Бог. Он постоянно напоминает человеку о себе и зовёт его.
Ангел-хранитель всегда указывает каждому человеку путь к свету, к Богу. Светлая частица живёт в нас, но мрак зла и агрессии – сатанинская власть, простирается над миром, и она очень крепко уцепилась за человека, и никак не хочет отпустить его. Она довлеет, она зажала жизнь человеческую своими чёрными костлявыми руками, и человеку не так просто освободиться.
В наши духовные двери стучатся постоянно! Я ощущаю это всё время. Я ощущаю присутствие других, я чувствую, что они находятся где-то рядом, ине ином мире, а в моём. Эти люди, эти образы, эти персонажи никуда не исчезли, они, наверное, и не могут исчезнуть. И я даю им право о себе заявлять.
Мне это любопытно, ведь происходит игра. Я люблю игру, я люблю наблюдать за игрой. В ней участвуют персонажи, которые вызывают в памяти мои прошлые картины. Но также появляются и персонажи из мира, в котором мне хочется любить! Игры в этих мирах всегда идут паралельно, персонажи перескакивают из одного мира в другой. Им ведь тоже любопытно заглянуть в другие пространства.
Иногда в моей жизни, в моих мыслях происходит что-то, когда идёт контакт. Я понимаю, что это всё не просто так, что-то случайное. Но я не занимаюсь анализом происходящего. Потому что это спектакль: одни герои появляются, другие герои уходят, потом появляются третьи.
Неизбежно вера победит, всё равно человек придёт к Богу, рано или поздно, пусть большими страданиями, большими мучениями. Это уже дело Божьего Провидения. У меня есть слова, которые, когда я их произношу, у меня как молитва звучат: «Господь со мной. Господь во мне. Я – Храм Бога живого. Я есмь».
Почему я стал художником, надо спросить у Господа Бога, ведь он решает чем мы будем заниматься на этой земле. Я, как все дети, хулиганил, что-то рисовал на учебниках, срисовывал, пока игра не превратилась во взрослое увлечение, которому я отдался с фанатизмом.
Сегодня, когда смотришь на картины, то кажется, что всё легко: красочку взял, кисточки, похулиганил, помодничал, пококетничал, попытался кого-то чем-то расстроить или обрадовать...
Есть такое выражение – жажда жизни. И есть книга, посвящённая Винсенту Ван Гогу, с та-ким названием. Она так прекрасно передаёт состояние художника!
Мы вообще не должны думать о том, что мы сделали, сколько сделали. Бог дал день, и когда утром открыл глаза и ощутил, что ты живой, что ты живёшь, то говори: «Спасибо тебе, Господи, что ты подарил мне ещё один день моей жизни». Ты с великой радостью, возвращаешься к теме, о которой вчера думал... И в этом есть своя прелесть».
Он не праздновал дни рождения и не приемлел никаких рамок в творчестве. Захаринский не работал на стиль. Его стиль – он сам. Работы писал циклами во многом потому, что идею сложно воплотить в одной картине. Его отличие в его «многословности»: любая идея разрабатывается автором в десятках вариантов. Отсюда целые живописные циклы. А бывает, даже возвращается к старым наработкам. Завсегдатаи в его мастерской работы из серии «Леди» и «Ню», в которых главная – женщина. Своим творчеством мастер приглашал к разговору, давал повод задуматься и пересмотреть некоторые жизненные позиции. Им проповедовался философский подход: мысль – в каждом движении кисти.
Идея провести выставку в Глуске вынашивалась художником много лет, и вот удалось её полностью, как было задумано, осуществить. Персональная выставка в Глуске – финальный аккорд большого выставочного проекта художника. Первая выставка прошла в художественном музее столицы, где было представлено 70 работ. Затем полотна переехалив Могилёв, а оттуда в Бобруйск. Более тридцати картин Вячеслава Захаринского можно было увидеть в Глусском районном историко-краеведческом музее с 11 по 25 октября 2015 года. Открытие было тихим, почти незаметным, без громких слов и долгих речей. Приехало местное руководство, прибыли гости из Минска. Поздравили художника, поблагодарили. Сам мастер на открытии выставки несколько раз отметил, что она волнует его гораздо сильнее, чем любая другая, даже заграничная, что мнение земляков имеет для него колоссальное значение. А чтобы узнать это самое земляческое мнение, в выставочном зале установили большой белый холст отзывов, на котором посетителям предлагалось оставлять свои записи. А потом самое интересное  было в кинотеатре «Орион», где прошла творческая встреча именитого художника с поклонниками его творчества.
  На сцене кинотеатра с портретом Захаринского было много цветов, говорились добрые слова, состоялся концерт самодеятельных коллективов и показан документальный фильм о Захаринском. В честь мастера звучали речи, суть которых сводилась к тому, что художники с мировым именем – это не обязательно уроженцы Лондона или Парижа, Нью-Йорка или Варшавы. Иногда из маленького и никому в большом мире неизвестного города выходят значимые в мире искусства величины. Как говорится, чем богаты. Захаринского долго благодарили за то, что именно его работы позволили во всём мире узнать о Глуске и Беларуси. А в финале торжественной части председатель Глусского райисполкома Юрий Дымша перекинул через плечо алую ленту «Почётный гражданин города Глуск» и вручил удостоверение  под номером 16. Стоит особо отметить, что земляки Захаринского, в знак поддержки и одобрения, просто в знак человеческой любви и признательности, своего именитого земляка по нескольку раз за встречу приветствовали стоя!  Потом к виновнику торжества подходили взрослые и дети, фотографировались с ним, брали автографы, благодарили, вручали цветы. Умеют ещё в Глуске гордиться своими знаменитостями.
Вячеслав Захаринский, объездив много стран, вернулся в Глуск, который он любил трепет-но и нежно. Здесь его корни, истоки, друзья, всё то, что его вдохновляло, поддерживало, подпитывало, заставляло постоянно возвращаться. Вернулся туда, где его все знают, с которыми он здоровкается, как с соседом, родственником, старым знакомым..., построил дом, посадил деревья. Те самые густые и зелёные туи. Они выросли и стали похожими на изумрудные колонны, в ветвьях которых живут птицы и радуют своим пением. Как в знаменитой сентенции о рыбах, зверях и птицах, любящих гнёзда свои, и о людях, к тем местам, где родились, «великую ласку имеющих». Это и о нём – Захаринском, у которого его рабочая мастерская рядом с отчим домом, где прошли первые и, может быть, главные годы жизни. Это когда Славе приходилось водить слепого отца за руку по улице. И когда тот спрашивал, где они в данный момент  идут и что Слава видит, то приходилось доступно объяснять, ибо он был глазами отца. Отец постоянно с ним разговаривал и учил, и это не могло не отложиться в сыне. 
               
Об этом страшно думать, ещё больнее писать. Человек был полон планов, энергии, и вдруг впадает в беспамятство, чтобы уже никогда не проснуться, никогда не занять своё привычное место у мольберта. Все, кто его знал, потеряли доброго, верного, искреннего друга и товарища, живопись – высокого профессионала. Эту нишу уже ничем не заполнишь. Выше сказанные строчки относятся и к преждевременно ушедшему Вячеславу Адамовичу Захаринскому, память о котором останется в сердцах, в том числе и моём.
Несмотря на то, что я Захаринского знал только наглядно, знакомство произошло где-то в 90-е годы в Глуске. Было время после развала Советского Союза, и как раз тогда Слава открыл в кинотеатре кофейню. Поэтому часто её навещал, завозя товар. А так как у меня были проблемы с кистями для живописи, решил обратиться к нему по-этому поводу. Ожидаю его выхода из кофей-ни, как ко мне подходит знакомый и спрашивает о причине моего нахождения в этом месте: мол, вроде бы ничего торжественного здесь не происходит. И когда ему пояснил причину, то его всего передёрнуло и он сказал: «Дорогой ты мой!  Попросил бы ты чего-то другого, но никак не кистей, ибо для художника они – его хлеб». Но меня это не остановило. Дождавшись Захаринского и поздоровкавшись, я рассказал о своей проблеме. Тот внимательно выслушали пообещал в ближай-шее время помочь.
Как-то кручу на своей инвалидной коляске по улице и обогнав меня, впереди останавливается иномарка. Продолжая своё движение, я оказался рядом с окошком авто, за которым сидел Слава. Он мне дал пук кистей, пояснив, что некоторые уже были в работе. Я от радости на мгновение как бы потерял слух, но когда пришёл в себя, то поблагодарил и мы разъехались.
С этого времени и началась моя дружба с этим удивительным человеком. Я разыскивал информацию о нём, о его работах, а найдя, пытался понять, почувствовать всю глубину его творчества. Ведь тогда ещё Интернет до нас не дошёл, приходилось обращаться за помощью в районную библиотеку.
Значимая для меня встреча с Захаринским произошла за несколько дней до открытия его выставки в Глуске. Он ко мне пришёл, что бы, первым делом, пригласить на открытие выставки. А зная мои проблемы с передвижением, пообещал и с этим помочь. Благодарил за подаренную ему книгу «Исповедь человека в инвалидной коляске» и восхищался, как и моими живописными рабо-тами, особенно, портретами: дескать, не имея специального образования ни на одно, ни на другое, такое творит. Не смотря на свою известность, Слава ни разу не указал на какую-либо погрешность в моей живописи.
Придя ко мне на пол часа, задержался на полтора. Мы пили берёзовый сок и говорили обо всём. А наш товарищ Игорь Кирин увековечивал нашу встречу фотоаппаратом и кинокамерой. В результате получилось видео и около двадцати памятных снимков. Слава не пришёл с пустыми руками и принёс набор красок и кистей. Тогда он дал и свою визитную карточку с номерами мобильных телефонов. У нас была постоянная связь. 
  Он очень любил белорусскую землю. Сам белорус, ибо родился и вырос здесь Он вернулся сюда, он тут жил. Но, как Вячеслав Адамович говорил: «Все свои проблемы со здоровьем получил тут. Казалось бы, любимая страна, любимая земля, а боли я больше всего испытал здесь».
И вот 8 октября Вячеслава Захаринского не стало. Коварный инсульт сделал своё чёрное дело. Мы не поздравили друг друга с днём рождения, ибо родились оба 14 октября. Ушёл из жизни добрый, светлый и красивый человек, уважаемый и уважительный земляк, талантливый художник. Пусть я не видел Микеланжело, Рафаэля, Ван Гога и других великих художников. Но посчастливелось встретиться с Захаринским, беседовать с ним. Этим я горжусь.
Вячеслав Захаринский – художник постоянно находившийся в поисках. Его картины воз-никли из внутренней потребности в развитии, обновлении. Живопись художника обращена не к зрителю, а к самому себе, своему внутреннему «я». Это живой след ежедневных размышлений с кистью.
Произведения Вячеслава находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фондах БСХ, в посольствах Беларуси во Франции, Великобритании, художественном центре «Жилбел», в государственных художественных коллекциях «BWA», в городах Белосток и Пшемысль (Польша), в галерее «С&М» (Варшава), галерее «F.LLI Agostinelli» (Рим), а также в частных коллекциях в Беларуси, России, Германии, Италии, Франции, Греции, Голландии, Бельгии, Швеции, Чехии, Польши и США. На этих полотнах – душа художника, ищущая, трепетная, неравнодушная, открытая, немного загадочная, но несомненно светлая.
В 2012 году награждён медалью Франциска Скориныю
Как человек верующий Вячеслав Захаринский передал в  дар Свято – Богоявленской церкви в Глуске икону Преп. Мати Ефросиния Московская (Академическая живопись), запрестольный крест (конец 19-го – начала 20 века), две картины – Иисус и Дева Мария (холст, неизвестный художник, 18 ст.).
Его богатая творческая биография  могла бы стать материалом для написания интереснейшей книги. Но судьба распорядилась по-иному: дав возможность поклонникам его творчества познакомиться с ней на сайте: slava-zakharinsky, который остался без хозяина и больше никогда не пополнится.
В своё время замечательный поэт Василий Жуковский написал стихотворение «Воспоминание» в котором есть такие строчки:
О милых спутниках, которые наш свет
Своим присутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет,
Но с благодарностью: были.
Эти строчки можно отнести и к Вячеславу Адамовичу Захаринскому. Родился в октябре, в октябре немного не дотянув до 66 лет умер. Но в жизни успел многое сделать. И можно с уверенностью сказать, что жизнь состоялась. Таким земляком, жившим по законам добра, совести и чести, оставившего глубокий след в живописи, можно только гордиться.




      


Рецензии