Кхы-кхы

Знаменитый ответ Сэмюэля Ленгхорна Клеменса, более известного под псевдонимом Марк Твен, на вопрос "Легко ли бросить курить?" - «Легко, я  делал  это  раз  сто», блекнет  рядом  с  моим  -  я  бросал курить  ежедневно  на  протяжении  двадцати  семи  лет.  Первую затяжку  сделал  мальчиком  14-го  августа, последнюю – дедушкой, 14-го  же  августа. Теперь  таких  совпадений  не  позволяют  себе  даже  плохонькие  беллетристы, я  за  их  лаврами  (сам  читал, так  говорят  и  пишут маститые) не  гоняюсь  за  недосугом, а  потому  могу  позволить  себе  любую  вольность, а  не  одну  правду-матку, как  в  данном  случае.
Первую  сигарету  закурил  я  после  сытного, вкусного, здорового обеда в солдатской  столовой. Так  кормили  защитников  отечества  «в  те  года  мои  далёкие, в  те  года вешние». Затосковал  что  ли  после  отпуска  или  сдуру  от  сытости, не  вспомню.  Выбросил,  не  докурив. Тошнило. Думал, делу  конец. Не  заметил, как  после  ужина  всё  повторилось.  И  пошло: утром  зарёкся  - вечером  новую  клятву  даю. Днём  пачку  початую  сослуживцам  дарю,  утром окурки клянчу, стреляю,готов бычки собирать. Уговаривал, уговаривал  себя, грозил  санкциями, негодовал, в  конце  концов  сошёлся  сам  с собой  на  том, что  демобилизуюсь  и  завяжу.
 И вот  я  дома.Не бросишь в первый день - родни и друзей полон дом и все дымят.Значит, завтра, точно.Но - опять  помехи  благим  замыслам: друзья, подруги, встречи. Принимаю  решение: на  Новый  год. Вышло  по  задуманному.  Я  ж  хозяин  слову. В  новогоднюю  ночь  бросил  курить. В  новогоднее  утро  закурил. Трудное  дело  во  хмелю  бросить.  Даю  себе  слово  после  отрезвления  табака не  покупать, в  руки  не  брать, не  стрелять,  бычки  не  сшибать.  Как  назло  один  за  одним  праздники  начались: Рождество, Крещение, День Армии, женский  день, дни  рождения  родных  и  друзей, родины, крестины.Плюс поминки.
На  Руси, всему  миру  известно, ни  родиться   без  спиртного, ни  умереть. А  после  выпивки  сигарета  сама  курильщику  в  зубы  лезет.
 – Уфф! Ну  хорошо, последний  раз  уступку  делаю  себе. Весна. Авитаминоз. И  без  того  стресс организму, от  курева  откажешься  и вообще  свихнешься.  Брошу-ка  я  летом. Буду  много  двигаться: плавать, бегать,на велосипеде гонять.  Овощи-фрукты  поглощать  немерено. Враз  отшибёт  желание  травиться   никотином.  Но  к  лету  неожиданно  сделал  вывод  о  благотворном  влиянии  табака  на  психику  вопреки  всем  выводам  эскулапов.  Мне  стало  думаться, что  курение  помогает  сосредоточиться, вести  непринуждённо  беседу  и  делать для раздумья паузу, незаметную собеседнику. И  если  уж  бросать, «а  я  брошу  обязательно», то  не  таким  варварским  способом, травмирующим  нервы. Не  разом. Прислушаюсь  к  советам  психотерапевтов. Стану  постепенно  сокращать  количество  выкуренных  сигарет  на  одну. И  дело  пошло  на  лад.  Мне  хватало  двух  пачек  на  сутки. Следовательно, через  сорок  дней  должен  примкнуть  к  рядам  дышащих  полной  грудью.  И  вот  осталась  последняя  сигарета.  Я  исхитрился    покурить  её  после  завтрака, обеда  и  ужина,аккуратно бычкуя.  – Чудо  совершилось: утром  проснулся  некурящим.  В  свежую  голову -  свежая  мысль: «Ты  слишком    жёстко  относишься  к  своей  нервной  системе. Курил-курил  крепкие  сигареты  и  враз  отказался. Так  не делается. Переходи  плавно  на  слабенькие, с фильтром. Лёгкие  начнут  очищаться,  и  проще  будет  это  проклятие  победить. Задумано -  сделано. Долгие  годы  курил  после  сговора  с  собой  дешёвую  болгарскую  «Плиску»,  коротенькие  сигареты  с  фильтром, запивая  дымок  самым  дешёвым  одноимённым  коньяком  (и тоже импортным) советской  эпохи.   
Прошли  года  в  бесплодной  борьбе.  Женился.  Родились  дети. Внуки.
Я  давал  торжественные  обещания, божился, клялся  себе, детям, внукам, а  чаще  всех - жене.  Все  попытки  расстаться  с  заразой  никотиновой  оказывались  напрасными. Прошли  те  дни  и  года  те  канули  в  небыль, когда  первая  утренняя  затяжка  приносила  подобие  удовлетворения. Взамен  явились  кашель,  харкАние  и  хАрканье, противные  самому  себе. Все  мои  изощрения  давали  нулевой  эффект.  Предупреждения  Минздрава  не  пугали.
Внучок  мой ходить  научился. Залопотал: мама,  баба, папа, тётя…
-А  это  кто?  -   показывали  на  меня.
-Кхы-кхы.
Однажды  раскашлялся  возле  табачного  киоска, удержу  нет. Вспомнил    внуково « кхы-кхы»  и  такая  досада  взяла  на  безволие  многолетнее, пошёл  и купил внуку  лакомств, а  про табак  с того дня  и  думать  перестал. И   во  хмелю  не  тянет, и  во  сне  не  снится. Нет  желания.  Одно  отвращение. Внук  зовёт  меня  дедом. Дышу - не надышусь.


Рецензии
Выразительный рассказ, Константин Иванович!
Как раз по пословице: "Лучше поздно, чем никогда!"
А я хочу познакомить вас с замечательным автором - Валентиной Колбиной.
Читала её мемуары "И это в памяти моей" http://proza.ru/2014/02/18/881
И вспоминала ваше "Просторечие". Многое перекликается!
Но есть и отличия.) Загляните к ней! Пожалуйста!
О вопросах и ответах я тоже не забыла...)Всё - впереди.
С улыбкой,

Элла Лякишева   13.01.2022 14:38     Заявить о нарушении
Здравствуйте! Спасибо,Элла Евгеньевна, за прочтение, отзыв и предложение встретиться с автором мемуаров "И это в памяти моей". Непременно загляну и постараюсь прочесть.
Всего доброго! До встречи -

Константин Савинкин   13.01.2022 19:59   Заявить о нарушении
Сегодня с утра начал знакомство со "Словарём своей семьи" Валентины Колбиной.
На очереди "И это в памяти моей"
Ещё одна родственная душа,не забывающая о предках своих и любящая родную речь.
Элла Евгеньевна,спасибо вам за эту встречу.
С уважением -

Константин Савинкин   14.01.2022 10:10   Заявить о нарушении
Я ОЧЕНЬ рада, Константин Иванович!
Валентина - замечательный человек, близкий вам по духу!
С уважением,

Элла Лякишева   14.01.2022 11:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.