Иоганн Вольфганг Гёте 4

Гёте: Эзотерик – «Духа испытатель». Фрагменты (Р.Ш.)

Область ВЕЧНОГО ( внутри Душевный Мир) чужда Мефистофелю.

Это по началу может показаться Непонятным, если вспомнить, что сам ОН принадлежит Царству ЗЛА, т. е. Пространству (как раз-то) Вечного.

Всё Прояснится, если МЫ примем во внимание ОСОБЕННОСТЬ «гётевского мировоззрения».

«Вечная Необходимость» у Гёте внеположна христианству,  включающему для него такие понятия, как ад и дьявол.

Вечное Раскрылось ЕМУ (Гёте) вне досягаемости понятийного Универсума Христианства.

Следует вполне согласиться с тем, что первоисточник образа Мефистофеля также лежит в области Языческих Религиозных Представлений. Между тем Гёте возводил ЭТОТ образ  к североевропейскому христианскому миру. Именно оттуда Гёте и почерпнул ЕГО (образ Мефистофеля).

Личный опыт Гёте привёл ЕГО к Заключению о невозможности отыскать ЦАРСТВО  ВЕЧНОГО, ОСТАВАЯСЬ ТОЛЬКО в РАМКАХ  ХРИСТИАНСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить исполненное Глубоких Мыслей письмо Шиллера к Гёте от 23 августа  1794г  отражающее, как Зеркало, Самую Суть Гёте:
(от меня: в смысле поиска Гёте «царство Душевно – вечного»)

« Ели бы Вы (Гёте) родились греком или хотя бы итальянцем и Вас с колыбели окружала ни с чем НЕ сравнимая Природа и ИДИАЛИЗИРУЮЩЕЕ Искусство, то путь Ваш оказался бы Несравненно Более Коротким, а может быть, - и вообще Излишним. Уже при Первичном Созерцаний Явлений ВЫ Восприняли бы «Форму Необходимого» и с Первыми ВАШИМИ Опытами в ВАС Развился бы БОЛЬШОЙ СТИЛЬ.

НО поскольку Вы родились немцем, поскольку ВАШ Греческий Дух был Заброшен в этот «Северный мир» (от меня: относительно Греческого, южного мира), то у ВАС (Гёте) НЕ оставалось иного выбора, как либо самому стать «северным художником», либо с помощью СИЛЫ МЫШЛЕНИЯ  ВОЗМЕСТИТЬ  своему  ВООБРАЖЕНИЮ то, чего НЕ Предоставила ЕМУ  (от меня: Гёте, как северному художнику )  ДУШЕВНАЯ  ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, и благодаря этому  СЛОВНО бы ИЗНУТРИ и Рациональным путём ПОРОДИТЬ НЕКУЮ  ГРЕЦИЮ».
(отменяя : породить Грецию в Душе Гёте)

От Р.Ш.
Здесь мы не можем входить в анализ  существующих толкований образа Мефистофеля. В этих толкований отразилось  - противоположное моему -  стремление превратить художественные образы в пресные аллегории или символы.

Эзотерический смысл этого образа предполагает понимание Мефистофеля как реального человека, имея в виду, конечно, ПОЭТИЧЕСКУЮ РЕАЛЬНОСТЬ.

Ибо эзотерическое толкование ищет НЕ такого духовного содержания, которое образы обретают лишь благодаря поэтам, но такого, какое они имеют в САМОЙ  ЖИЗНИ. Такое содержание поэт не может ни привнести в образ, и ни изъять из него, он лишь берёт ЕГО, как нечто ОЧЕВИДНОЕ, НЕПОСРЕДСТВЕННО из ЖИЗНИ.
К самой СУТИ Мефистофеля относится, однако, то, что ОН живёт в определённом смысле НЕВИДИМО в чувственном, в МАТЕРИАЛЬНОМ .
ВЕДЬ АД ЯВЛЯЕТСЯ ЛИШЬ ВОПЛОЩЕНИЕМ МАТЕРИАЛЬНОГО.
Для того, кто как Мефистофель, настолько погружён в материальное, нет более далёкой области, чем ВЕЧНОЕ (от меня : Дух ), покоящееся в лоне «Матерей».  (от меня : Душевная составляющая в человеке )

Чтобы вновь проникнуть в «Вечное», божественное, ВЕРНУТЬСЯ к СВОЕМУ ИСТОКУ, (от меня : самосознательная жизнь в Духе), человек должен пройти через МАТЕРИАЛЬНОЕ. ( от меня : способность в полном Самосознании созерцать Дух материальных  предметов и природы).

Если УЧЕНИК сумеет найти этот путь, сумеет  « Отказаться от Существования, чтобы Существовать», -   ( от меня : Способность в повседневности, жить в ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ. Тогда человек, каждое мгновение осознаёт себя не только как «другое «Я», МЫСЛЯЩЕГО  СУЩЕСТВА, НО и ДУХОВНОГО ВОСПРИНИМАЮЩЕГО  СУЩЕСТВА)

- это значит,  ОН (ученик) принадлежит к числу « Фаустовских натур»;
если же ОН (ученик) не сможет оторваться от Материального, Следовательно, ЕГО Характер сродни мефистофельскому.
(от меня : Прискорбно осознавать этот Критерий Развитости России. Много ли найдутся в нашей стране этих НАТУР? ).

Мефистофель ( от меня : или существующий интеллект материального),  может только Вручить Фаусту «Ключ» к «царству Матерей». (от меня : троичная совокупность Душ в человеке…)

С этим «ключом» действительно связана Тайна. Чтобы ПОЧУВСТВОВАТЬ эту Тайну во всей её глубине, нужно Приобрести Способность Пережить ЕЁ.
ЛЕГЧЕ ВСЕГО ЭТО ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ ЖИВЁТ  «ДУХОВНОЙ  НАУКОЙ».

Можно, нагромоздить гору Интеллектуальных Знаний, НО так и остаться чуждым « ДУХУ ФИЗ. ПРЕДМЕТОВ и ВЕЩЕЙ», Царству Матерей.

И всё же  «Современная наука Интеллектуальных знаний», по своей сути, даёт человеку в руки  ТОЛЬКО «Ключ» от «Царства Духа». С ЕЁ помощи можно достичь либо УЧЁНОСТИ, либо МУДРОСТИ.

Мудрый человек должен Овладеть « сухой наукой о материи», накопленной ЧИСТЫМ  УЧЁНЫМ, и тем самым ПРОНИКНУТЬ в «ОБЛАСТЬ ВЕСЬМА ДАЛЁКУЮ» для остальных людей. Фауст сумел, с «ключом», данным ему Мефистофелем, спуститься к «МАТЕРЯМ». ( от меня, повторюсь : Совокупность, Души Ощущающей в средоточии в области ног; Души Рассудочной в средоточии в области груди; Души Сознательной в средоточии в области головы ).

В том, как Фауст и Мефистофель говорят о « Царстве Матерей», ОТРАЖАЕТСЯ их ХАРАКТЕР.

Мефистофель
НО там в пространстве, в пропасти глубокой,
Нет ничего, там шаг не слышан твой,
Там нет опоры, почвы под тобой.

Фауст
НО в пустоту меня, наоборот,
Чтоб я ОКРЕП, теперь ты посылаешь,
А сам чужими загребать желаешь
Руками жар! НО всё – таки ВПЕРЁД!
На всё готов я, ВСЁ я испытаю:
В ТВЁМ « ничто» я ВСЁ  НАЙТИ  МЕЧТАЮ.

Гёте рассказал Эккерману,  как но пришёл к мысли ввести в действии тему «Матерей».
« Могу Вам открыть лишь одно, - сказал он наконец, - я вычитал у Плутарха, что в Древней Греции на Матерей Взирали как на богинь».

Прочитанное должно было произвести на Гёте, который ПО  СОБСТВЕННОМУ  МИСТИЧЕСКОМУ ОПЫТУ  ПОСТИГ  ЗНАЧЕНИЕ  « ВЕЧНО ЖЕНСТВЕННОГО»,  ОГРОМНОЕ  ВПЕЧАТЛЕНИЕ.

Фауст Волшебством выводит из Царства Матерей образы Елены и Париса. Увидев Елену в императорском дворце, ОН загорается к ней неодолимой страстью и пытается овладеть Еленой. Раздаётся взрыв. Фауст падает без чувств, и его уносит Мефистофель…

Это момент во ВНУТРЕННЕМ  РАЗВИТИИ  ФАУСТА, который мы здесь видим, ИСПОЛНЕН  ОГРОМНОГО  ЗНАЧЕНИЯ.
Фауст Достаточно СОЗРЕЛ, ЧТОБЫ ПРОДВИГАТЬСЯ к ДУХОВНОМУ.
ОН может Духовно Возвыситься  до Вечных  ПРООБРАЗОВ. 
( от меня: на примере физ. предмета, яблока:  ТЕНЕВОГО Образа яблока  в Душе Уже НЕТ, но остаётся «ДУХОВНЫЙ  ПРООБРАЗ», этого яблока или другими словами ТОЛЬКО ПЕРЕЖИВАНИЕ:  - ТОЛЬКО  в Тончайших  Ощущений Буквально Всех Физ. качеств этого яблока ).

Фауст достиг той точки, откуда ДУХОВНОЕ  ОТКРЫВАЕТСЯ  ЧЕЛОВЕКУ в НЕОБЪЯТНОЙ  ПЕРСПЕКТИВЕ.
( от меня : Способность в ДУШЕВНОМ  ТВОРЧЕСТВЕ создавать «ДУХОВНЫЕ  ПРООБРОЗЫ» например: Всего цикла роста Растений -  от семени до плодоношения; Животного – от зачатия и до умирания; Кристалла – от разрушения и вновь восстановления )

( уместно процитирую медитацией Р.Ш. от 12 – 18 января )

Мощь творчества в Душе
Восходит из глубин сердечных
Чтоб к праведным делам житейским
Разжечь БОЖЕСТВЕННЫЕ  СИЛЫ,
Свой ОБЛИК созидая
В любви и человеческих  твореньях.

Теперь Фауст мог либо удовольствоваться Достигнутым и сказать себе,  что открывшуюся ПЕРСПЕКТИВУ   НЕЛЬЗЯ охватить в один миг, что нужно тщательно, шаг за шагом ЕЁ (от меня: способность созерцания Духа предметов и «вещей» ) на протяжении БЕСЧИСЛЕННЫХ  ЖИЗНЕННЫХ  ПРЕВРАЩЕНИЙ, либо – ПОПЫТАТЬСЯ  ЕДИНЫМ  ПОРЫВОМ  достигнуть БОЖЕСТВЕННОЙ  ЦЕЛИ.

Именно ПОСЛЕДНЕЕ выбирает Фауст.
( от меня : обладают  ли «Современные Экстрасенсы» выше изложенными БОЖЕСТВЕННЫМИ  способностями или они ограничиваются  только ТЕНЕВЫМИ образами ? Мне неизвестно! )

Лишь Чисто Духовное, в Духе Рождённое Существо Способно Слиться с  Духовным Началом.  Человеческий Дух не таков. ОН  (ученик) должен пройти через ВСЁ  МАТЕРИАЛЬНОЕ.  (от меня :  обладать способностью ПЕРЕЖИВАТЬ в тончайших ощущений предметов, от 1 - атома до 1 - Вселенной. НО Тончайшим Сопереживанием Является физ. Цвет ).
Без этого Жизненного Странствия Человеческий Дух Остался бы СУЩНОСТЬЮ без  СУЩНОСТИ. Таким ОН не мог бы жить. НО раз уж Возникнув, ОН Должен Пуститься в Путь по МАТЕРИАЛЬНОМУ с САМОГО  НАЧАЛА. Ибо человек является тем, что РАНЕЕ  ОН ПРОШЁЛ ЧЕРЕДУ ВОПЛОЩЕНИЙ.

ЭТО представление( череду воплощений) Гёте также должен был отразить в своём «Фаусте». 16 декабря 1829 г., говоря о Гомункуле, Гёте заметил Эккерману : « … ИБО ДУХОВНЫЕ  СОЗДАНИЯ  ВРОДЕ  ГОМУНКУЛА, не ДО КОНЦА  ОЧЕЛОВЕЧЕННЫЕ, и ПОТОМУ  ЕЩЁ НИЧЕМ НЕ  ОМРАЧЁННЫЕ  и НЕ  ОГРАНИЧЕННЫЕ, ПРИЧИСЛЯЛИСЬ к ДЕМАНАМ»…


Рецензии