Салон Ил-14

               

     Пройдя назад через техотсек с гудящими умформерами и через темный багажник, обратим взгляд вдоль салона.
     Полукруглый высокий потолок, автобусного типа полки для ручной клади и прямоугольные окошки на самолетах давно канули в Лету. Тем более ностальгическое чувство заполняет грудь.
     Кресла тогда были монументальные, с массивными подлокотниками, и какие-то уютные, не чета нынешним, экономически облегченным, на которых приходится – колени на ушах – мучиться восемь часов, перемещаясь  в какой-нибудь Пхукет.
     Входная дверь находится по правому борту; рядом с нею расположен настоящий туалет с умывальником и унитазом. Расположение сидящего там человека лицом по полету не раз играло злую шутку: при резком торможении в воздухе – а такое вполне возможно – силы инерции срывали человека в самый неподходящий момент и били лицом о жидкую дверцу. Иные грузные товарищи вышибали собой дверь и, путаясь в спадающих частях одежды, по инерции бежали вперед по салону, хватаясь руками за сиденья и за головы опешивших пассажиров, потрясенных неожиданным зрелищем.
     За туалетом загибался задний багажник, где в уголке хранились штанга, чехлы и заглушки. Штангу подставляли под заднюю часть фюзеляжа при загрузке, чтобы машина не села на хвост; после запуска двигателей техник снимал штангу и передавал через дверь бортмеханику. Первые слова доклада запыхавшегося бортмеханика: «штанга, штыри, заглушки на борту, двери, люки закрыты».
     Роль бортпроводника традиционно выполнял радист; потом, когда стали летать в сокращенном составе, его обязанности перешли ко второму пилоту – члену экипажа, отвечающему за загрузку. Обязанности заключались в проверке пристегивания пассажиров и раздаче известных пакетов.
    На полу лежала ковровая дорожка, которая зимой при подготовке к полету зачастую использовалась техническим составом для «сшоркивания» снега и инея с поверхности крыла и стабилизатора. Потом в полете поток воздуха дошоркивал поверхность до зеркального блеска.
     Ночью в иллюминатор было видно, как под приоткрытыми юбками капота малиново светятся выхлопные коллекторы, а из патрубков бьет фиолетовая струя выхлопных газов.

     Вот так мы летали «на поршнях». Самолет прекрасный, надежный, простой. Был случай – при взлете с Северного полюса отказал двигатель. Долетели до Диксона на одном. Лучшей машины для полетов в условиях Арктики и Антарктики я не знаю.

     На этом конец экскурсии. Спасибо за внимание.


                *****


Рецензии
Фотографии свежие, явно делались недавно. Не секрет, где вы нашли сейчас сей замечательный самолет? Я вот знаю в подмосковье есть 2 восстановленных ИЛ-14 (команда А.Иванова), в Питере есть Ил-14 А.Поддубного, Но этот борт от них отличается.

Павел Евсеев 2   13.02.2017 18:27     Заявить о нарушении
Я нашел фотографии в интернете.

Восстанавливается еще одна машина. Деньги собирают всем миром. В частности, собрали деньги на издание небольшого тиража моей книги "Таежный пилот", выручка пойдет на восстановление моего любимого Ил-14.

Василий Васильевич Ершов   14.02.2017 03:14   Заявить о нарушении
Был один хорошо сохранившийся экземпляр на территории Самарского аэрокосмического университета (бывшего Куйбышевского авиационного института) - на самолетной площадке возле корпуса №10, бывшая летающая лаборатория Сергея Павловича Королева, как нам тогдашним студентам говорили. Сейчас его там нет. Возможно, перевезли на учебный аэродром в Смышляевку. Не думаю, что такой музейный экземпляр сдали в утиль...

В свое время меня поразил ход штурвальной колонки на этой машине от себя - практически до педалей, да и на себя тоже прилично. Тогда я себе живо представил, насколько непросто было пилотировать большие самолеты без бустеров.

Большое спасибо, Василий Васильевич, за замечательные рассказы об авиации и самолетах, согревающие душу!

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Аркадий Журавлев   15.01.2019 12:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.