Левая сторона кабины Ил-14

       На левом боковом пульте установлены УКВ-радиостанция и абонентские щитки СПУ – основной и дополнительный. На моей памяти две УКВ-радиостанци уже перенесли на потолок, и управлялись они не кнопками (4 фиксированные частоты) а таким эбонитовым крестом, поворачивая который, можно было поочередно переключаться аж на 16 каналов, которые перед полетом штурман заранее набирал путем выковыривания и поворота специальных медных скобочек в нутре пульта радиостанции. В полете достаточно было повернуть крестообразную рукоятку на щелчок, чтобы последовательно вести связь  с рулением, стартом, кругом, подходом, контролем – и далее по маршруту. Кстати, весьма удобно. А для перехода на нестандартную частоту были предусмотрены зубчатые колесики и цифры в окошке.
         По кривой тоненькой трубочке отводилась за борт вода, скапливающаяся в направляющем желобке ролика форточки. А два больших патрубка обдува стекол использовались для нагрева замерзших перчаток: очень удобно на них надевать перчатки, они надуваются, но не спадают. Кто испытал, как мерзнут руки на сорокаградусном морозе, тот оценил, что такое горячие перчатки в ледяной кабине, в долгом наборе высоты. Одна рука в горячей перчатке держит штурвал, а другая греется в голенище унта, и наоборот.
         Дело в том, что система отопленя на Ил-14 начинала эффективно работать только после набора высоты, на эшелоне, на скорости 300. Учитывая, что самолет скребся на эшелон минут сорок, экипаж заранее утеплялся, как мог. Хороший бортмеханик еще при приемке самолета от техников затыкал все возможные щели негерметичной кабины ветошью; у нерадивого или неопытного из-под приборной доски всегда тянуло холодом.
         За сиденьем командира стояла маленькая цилиндрическая электовентиляторная печка, эффективность которой зимой на Севере равнялась нулю. Только на эшелоне кабина и салон прогревались до такой температуры, что можно было даже снять шубу, оставаясь в ватных штанах-«ползунках», в свитере и кожаной куртке.
        Видать, в те времена, когда самолет конструировался, понятия о комфорте кабины были еще фронтовые.


                *****

       Продолжение:  http://www.proza.ru/2017/01/14/687


Рецензии
Интересно, почему так долго просыпалось отопление? Видимо, из-за трёхступенчатой схемы, от выхлопа греется промежуточный воздух, от промежуточного подаваемый в кабину. Неужели так долго прогревались этот промежуточный воздух и все трубы сложной системы?
В слове «отопления» опечатки, но это ерунда, спасибо за заметку!

Иван Варгатый   28.02.2017 20:55     Заявить о нарушении
Спасибо за подсказку, исправил.

Василий Васильевич Ершов   01.03.2017 04:00   Заявить о нарушении