1. Так начинаются школьные годы

Внукам, как известно, свойственно незаметно подрастать. И вот они уже первоклассники: одна в Германии, другой в Мексике. Это такая страна, которую миновали не только пресловутые западные ценности, но и западное образование. Первого я пока касаться не буду, а вот о мексиканской школе расскажу. Сперва, разумеется, о начальной. А потом видно будет.

Начнем с того, что все детки с трехлетнего возраста должны посещать садик. Тоже мне, скажете, новость или достижение! Но разница с, например, Германией в том, что здесь за ребенком не только присмотрят, чтобы он в отсутствии родителей остался цел и невредим, но и позаботятся о том, чтобы он прошел «курс молодого бойца», то есть научился читать, писать, простым арифметическим действиям в пределах сотни и еще много чему.
 
Внук пошел в школу в середине августа, а мы явились в Мексику в первых числах октября, аккурат в канун праздника «всех народов». В воскресенье отоспались, потискали внуков, а в понедельник вместе с дочерью повезли старшего в школу, младшего в садик. Это минут двадцать от дома по сумасшедшему Мехико, если обойдется без пробок.

Каждая неделя у учеников любой школы начинается с линейки. Ну, тоже вроде бы ничего необычного, если вспомнить советские времена. Но тут шестерка пятиклассников в красивой красной форме торжественным маршем выходит к определенному месту, получает от завуча государственный флаг, под специальную музыку проносит знамя по периметру площадки, где стоят классы. При этом все – дети, учителя, родители – отдают честь флагу, то есть ребром приставляют правую руку к груди. Затем все поют гимн Мексики, и полотнище возвращают завучу. Вышагивают ребята очень грамотно, команды при этом отдает один из шестерых. Зрелище, пожалуй, даже интереснее, чем смена почетного караула перед зданием парламента в Афинах.

После этого силами учеников класса нашего внука (ну, повезло нам) была показана история открытия Америки. Фердинанд и Изабелла, восседая на тронах, вручили Колумбу сундук с золотом, тот нанял три картонных каравеллы, среди которых была и «Санта Мария», и дети, «одетые» в корабли, затрусили через океан в Индию. Из динамиков в это время ревел шквалистый ветер, и недвусмысленно слышалось, с каким страшным грохотом «волны бьются о борт». Наконец впередсмотрящий флагманского корабля закричал «терра», команды высадились на берег, подружились с индейцами, а Колумб после всего этого лег на землю и умер. Лично мне великого мореплавателя было искренне жаль, но не потому вовсе, что он так и не узнал, что нечаянно нашел неизвестный европейцам континент, а потому, что его изображал наш внук: холодно лежать на асфальте ранним октябрьским утром.

Открыв Америку, школьники пошли учиться, а мы «сдали» без пяти недель трехлетнего малыша в садик и вернулись домой. И тут дочь вытянула из детской комнаты большущую коробку с учебниками и тетрадками, по которым учился наш внучек в предыдущие три года в детском саду. Я уселась перед этим «собранием сочинений» листать и удивляться. Дочь принялась хлопотать по дому и между делом рассказывать и пояснять.

Оказывается, во-первых, несмотря на то, что в каждом дошкольном учреждении свои учебники (да-да, учебники), все детсады работают по единой, утвержденной государством и обязательной к исполнению программе. Во-вторых, в этой программе есть определенная система, позволяющая не просто «запихать» в tabula rasa маленького человека как можно больше отдельных знаний, но создать в его сознании целостную картину мира – мозаичное полотно, где каждый кусочек ценен не сам по себе, а связанный с другими в общем сюжете.

Теперь о том, как же это достигается? С трех до четырех лет ребенка учат различать цвета, формы круга, квадрата, прямоугольника и треугольника, считать до десяти, гласным буквам. Причем, всё это делается разными способами на занятиях и дома. Формы, цифры и буквы нужно рисовать по клеткам, вырезать, раскрашивать, обклеивать разными материалами.
 
Я внимательно рассмотрела толстенные, весело оформленные тетради. Размер листа А4, разлинованы в очень крупную клетку. Первые круги, вырезанные внуком и наклеенные на страницы, конечно же, кривоваты, косоваты и попали мимо указанного места, однако с каждой страничкой рука становится твёрже, а это значит, что моторика ребенка улучшается и, как следствие, интеллект развивается. Вот, и по оценкам это заметно. Да-да, вы правильно прочитали: детей там с первого года мотивируют. Сначала отпечатками животных и насекомых, потом, когда малышу станет ясно, что десять это много, а четыре – не очень, – цифрами.
 
В одной тетрадке заметила расписание занятий на неделю. Ага: каждый день у малышей есть уроки испанского и английского языков и математика, пару раз в неделю музыка, еще два раза что-то вроде изобразительного искусства, азы информатики и, разумеется, спорт. Скажете, какой же это садик? Возмутитесь, что ребятишек совсем лишили детства. Я была того же мнения, пока не выяснила, что абсолютно все занятия проводятся в игровой форме. Дети в полном смысле играючи постигают науки.

Идем дальше. С четырех до пяти лет ребятня познает счет до двадцати, все согласные буквы, однотипные слоги, вроде МА-МО-МУ-ТА-ТО-ТУ, и двусложные слова. К предыдущим видам деятельности прибавляется письмо печатными буквами и «разучивание» элементов письменных букв. Клетка в рабочих тетрадях становится меньше, задания разнообразнее: теперь уже кроме прочего детей учат симметрии, сравнивать, находить недостающее, вычленять лишнее.
 
В последнем, предшкольном году дел у детсадников прибавляется. На уроках математики они уже считают до ста, складывают и вычитают. На занятиях по языкам читают сначала «длинные» слова, потом короткие предложения, и в заключение – маленькие тексты. Пишут буквы, слова и к концу года простые предложения. Причем под диктовку и учителей, и родителей. На уроках английского могут не просто посчитать по-английски до ста, но и решить несколько математических задачек. А на уроке музыки спеть песенку на английском, потом придумать свою на испанском и записать ее нотами. Или вот в изобразительном искусстве: не просто грамотно сочетают цвета, учатся перспективе, созданию коллажей и прочих композиций, но и, учитывая все это, рисуют, например, картину круговорота воды в природе.
 
Я рассказываю не о каком-то специализированном английском или математическом, или музыкальном детском саде. Это делается в любом частном мексиканском дошкольном учреждении, которое от не частного отличается только тем, что в последнем нет английского языка. Родители, конечно же, могут своё чадо в сад и не водить, но тогда они обязаны выполнить всю эту программу с ним сами, иначе ребенка в обычную школу просто не примут. А кому хочется, чтобы их дитятко отправилось в первый класс учебного заведения, которое посещают детки с проблемами в развитие? Правильно, никто не жаждет. Наоборот, каждый родитель мечтает дать своему отпрыску по возможности лучшее образование.
 
За перелистыванием десятков тетрадей и книжек время пролетело незаметно. В половине третьего едем забирать детей. «Выдают» их ровно в три. Родители толпятся, общаются друг с другом. Первой появляется группа старшего внука. Потом приводят малышей. Их сопровождает воспитательница. Она что-то говорит нашей дочери. Та улыбается, значит всё в порядке. «Секрет» мы уже успели «выведать»: на прошлой неделе наш младшенький укусил девочку за то, что она не захотела стать его подружкой (любовь зла!). Родители убедили сынишку пойти другим путем, и сегодня он девочку не обижал, а наоборот угощал конфетами и обнимал, и Она «ответила ему взаимностью». Happy End: малыш чумаз и доволен.

В половине пятого у детей плавание. В бассейн едем прямо из школы. Там есть возможность и перекусить прихваченным из дому салатом, и заняться приготовлением домашнего задания. Так что на завтра задано? Вся «Красная шапочка»! Дочь устанавливает на смартфоне хронометр, и внук принимается за чтение. На каждой странице под текстом мама пишет время, за которое её сын прочел данный отрывок, и расписывается. Так должны делать родители всех учеников. Внимательно слушаю внука: замечательно читает! А ведь это лишь начало восьмой недели первого класса. Германские первоклашки еще только над четвертой буквой корпят…

После плавания едем домой. По дороге слушаем «Малыша и Карлсона» на русском языке. До чего же хорошо актер читает! Взрослому не скучно, не говоря уж о детях. Так дочь старается восполнить недостаток русской речи. На русском общается с детьми только она. На английском в семье говорит их папа, английский есть в садике и школе, испанский вообще повсюду, а вот с русским – беда. Его мало. А хочется, чтобы дети и на нем говорили свободно и грамотно. Потому в доме полно русских книжек и мультиков. Потому ежегодно либо они приезжают к нам летом, либо мы едем к ним осенью-зимой.
 
Наконец дома. Вернувшийся с работы зять проверяет, как домашнее задание выполнил старший. Убедившись, что все в порядке, садится вместе с ним строить что-нибудь из «кубиков» лего, коих в доме горы. Конфигурации от самых простых до очень сложных. Родители справедливо считают, что занятие лего прекрасно развивает у детей пространственное мышление, мелкую моторику и терпение. Ну, а нам, бабушкам-дедушкам, облегчает выбор подарков для внуков.
 
Дочь тем временем показывает младшему, как скатать из разноцветных бумажек шарики и наклеить их на цифру 3. Малыш, конечно, отвлекается, ведь неподалеку папа с братом «изобретают» очередной фантастический летательный аппарат или корабль, но мама затевает с ним очень приятный разговор о том, что «троечку» непременно нужно украсить ко дню рождения. Что скоро ему исполнится три года, и будет торт, подарки и гости, которым он сможет не только сказать, сколько ему лет, но и показать вот эту красивую картинку.
 
Около девяти дети отправляются спать. Дочь приводит в порядок школьную форму, утюжит мальчишкам свежие рубашки. Я листаю тетрадь по математике нашего первоклассника. Клеточка в ней уже самая обычная. В верхней части каждой страницы рукою ребенка написана дата. Вот, например, сегодня: «Понедельник, 10 октября, 2016». Ого, складывали столбиком двузначные числа и решили две задачи, причем условия и вопросы записаны тоже самим учеником. Первая задачка с двузначными числами в одно действие. Вторая – в два.
 
Учебная неделя пролетает быстро. Каждый день после школы у детей то плавание, то кунг фу, то музыка. Кроме того они успевают еще и на велосипеде покататься, и с друзьями во дворе поиграть. В субботу едем в Чапультепек. Это холм в центре Мехико, вокруг которого разбит один из самых больших (800 га) и самых старинных городских парков Америки. Здесь еще в начале 15-го века, по приказу короля Тескоко, союзника ацтеков, был отгорожен дикорастущий лес и в нем насажены кипарисы и разведены экзотические животные. А знаменитый правитель Монтесума I повелел построить трехкилометровый акведук, ведущий от источников близ холма к городским воротам.
 
Но как бы ни был красив парк, мы отправляемся в Чапультепек не гулять по тенистым аллеям и живописным полянам, а выполнять домашнее задание старшего внука. То есть выполнять будет, разумеется, он сам, а мы – его «охранять». По учебному плану каждый первоклассник в октябре должен посетить здешний дворец, зарисовать его и написать о своих впечатлениях. Не хило для шестилетки, не правда ли?
 
Но отбросим лишние эмоции и, вспомнив, что мексиканским образованием я восторгаюсь в рамках очерка о путешествии, поговорим о дворце. Его называют самым знаменитым замком Северной Америки. За что? Полагаю, что за долгострой. Возведение здания затеял король Бернардо де Гальвеса в далеком 1785-ом году. Но деньги, по своему подлому обыкновению, неожиданно закончились, и правитель приказал выставить то, что успели построить, на аукцион. Однако желающих купить с молотка всё никак не находилось, и в 1806-ом «недострой» приобрела администрация Мехико, к 1833-ему довела дворец до ума и расположила там военную академию.
 
На этом месте отодвинем в сторону мою версию и озвучим официальную: почему замок считается таким уж знаменитым? А потому, что во время Североамериканской интервенции за него развернулось настоящее сражение, известное в истории как битва при Чапультепек (1847). Она была страшной по своей жестокости, высокой по степени героизма мексиканцев и вчистую ими проигранной. После неё сопротивление американцам оказывали только партизаны. В 1848-ом война завершилась подписанием мирного договора, по которому США оттяпали у Мексики почти половину её территории.

Но речь у нас идет не об извечных подлостях США, а о дворце. А в нем в 1864-ом поселился император Максимилиан Габсбург. Для перепланировки здания под загородную резиденцию он нанял самых талантливых европейских и мексиканских архитекторов. И вот то, что мы сейчас видим: интерьер в духе неоклассицизма, прелестный садик на крыше и даже бульвар рядом – результат их трудов. После того, как по приговору военного суда первый и последний император Мексики отбыл в мир иной, в замке оборудовали астрономическую обсерваторию – даром что ли он на высоте 2325 метров н.у.м. находится? Еще позже мексиканские президенты использовали дворец в качестве резиденции. А теперь здесь музей. Мы посетим его, посмотрим картины испанских предков, фонтаны, вазу и дверь из уральского малахита – подарок Николая I, императорскую коляску, фрески на плафоне и стенах и пойдем выполнять домашнее задание. И пока старший зарисовывает дворец, мы «хором» «пасем» младшего, так и норовящего то в воду влезть, то с парапета свалиться.

Эскиз готов, взятые с собой баранки съедены и можно бы возвращаться домой, но тут, чу! Прекрасное пение. Идем на звуки и попадаем в тот самый садик на крыше, возле которого в небольшом зале молодой тенор в сопровождении смычкового трио и гитары изумительно поет нечто по-испански страстное и драматичное. Старший внук, как услышал музыку, так и «прирос» к ней. Покинуть дворец смогли только по окончании концерта. А дома внук написал в своей школьной тетради, что больше всего в замке Чапультепек ему понравилась музыка.


Рецензии