Осколки прошлой жизни... - Эпилог

     Прилетали письма-ласточки от Вареньки из далёкой Германии. В них всё там было хорошо, но сердце материнское понимало, как трудно её доченьке будет жить в чужой стране, русской по происхождению. Не верила она в забывчивость людскую. Свои зверства забудутся, а о чужих проступках помнить будут.
     Пётр после поездки в родные места болел долго. Хорошо хоть Виталий с Катей рядом поселились. Роднее родных стали. Молодые, везде поспевали, все заботы о стариках на себя взяли. Матвей хорохорился, но всё больше болел, не прошло и года после поездки, уснул, намывшись в бане, и не проснулся. Поутру, подоив коровку, Василиса решила будить мужа к завтраку. Подошла, окликнула, не услышав ответа, прикоснулась к плечу и всё поняла.
     На ватных ногах вышла на крыльцо, присела на ступеньках. Цвела черёмуха буйным цветом, наполняя воздух нежным ароматом. Не было слёз, пустота пришла в сердце, окаменело оно вмиг. Пётр из окна увидел мать, сидящую на крыльце. Кольнуло сердце от предчувствия недоброго. Настёна тоже подошла глянуть в окно.
     - Чего это маманя уселась так. Пойду-ка я к ней. Ты, Петенька, побереги себя, родной. Время такое приходит прощаться с родными, может и рано, только износила их жизнь на нет. А давай-ка, мы вместе и пойдём. Не хочу тебя одного оставлять с этими мыслями.
     Осиротел родительский дом. Василиса после похорон Матвея ушла к Петру с Настёной жить, тоска сердце заклевала. Ни минуты сидеть не хотела. В делах легче становилось. Впрок вязала носки и варежки из шерсти овечьей.
     В июне неожиданно приехал старший внук Славка, сын дочери, возвратившись из Германии один. В глазах обида горькая и страх за своё будущее. Рассказал, не таясь, о своей жизни там.
     - Устроился на работу на завод в упаковочный цех. Работа не сложная, сиди себе у конвейера и укладывай в коробочки готовую продукцию. Правда, к концу смены спина немела, но платили хорошо. Папа с мамой тоже работу нашли. Обживаться стали, какую-никакую мебель в кредит купили. Как-то утром ехал на работу на автобусе, может прыгнул не в тот, недоглядел, а он другой дорогой поехал, в результате опоздал на десять минут. Прибегаю, конвейер стоит. Все сидят нахмурившись. Прибежал главный там и давай на меня кричать, что мы, приехавшие, русские свиньи, понаехали на всё готовое, работать не можем и порядок не соблюдаем. Не выдержал я и обозвал его фашистом недобитым. Судили меня после, приговорили к общественным работам, а это там равносильно волчьему билету. Не смогу я там жить. И сорок лет пройдёт, но останусь для них русской свиньёй. Папа с мамой и малые в другой город переехали, к дяде Ване. Мама ни в какую не хотела меня отпускать к вам, плакала несколько дней. Она когда про деда Матвея узнала, то хотела приехать, только её с работы не отпустили, не признали причину важной. Нашим всем там нелегко живётся, - закончил свой коротенький рассказ Славка, смотрел на всех вопрошающим взглядом.
     - Вернулся - и хорошо! - ободрил племянника Пётр. - Жить тебе есть где, дом родной ждёт тебя целёхонький. Жить пока с бабушкой будешь. Подрастёшь, женишься на хорошей девушке. Сохнет тут одна по тебе, одноклассница бывшая. Спрашивает о чём пишите, как жизнь у вас складывается.
     - Лидуся соседская что ли? - спросил Славка повеселевшим голосом. - Удивил ты меня, дядя Петя. Она даже виду не показывала. Вот тихоня!
     Скрипнуло калитка, дверь открылась и на пороге появилась соседская девчушка Лидия. Лицо зардевшееся, в глазах искорки горят весёлые, улыбка на лице радостная. Остановилась на миг, а потом смело шагнула к Славке. Они стояли, держась за руки, никого не замечая, молчали, за них говорили глаза.
     Первым опомнился Славка, смущаясь произнёс:
     - Мы наверное побежим к друзьям с Лидусей. Соскучился я по ним.
     Василиса в тот же вечер в дом дочкин вернулась, пояснив родным, что так Славке легче перенести разлуку с родителями. Катя и Настёна привели всё в порядок, надраили, намыли. Увидели живые огоньки в глазах Василисы. Славкино возвращение бальзамом на душу ей легло. Может это событие скрасит её боль, думал Пётр. Неотвратимость ухода близких из жизни всегда врасплох достаёт. Не готовы люди к этой печали. Беда у Славки, а душа поёт. Вот ведь незадача.
     Славке помогли документы восстановить, волокиты много пришлось преодолеть.
В первых числах августа из Германии пришло заказное письмо от незнакомых людей, приславших приглашение на двух человек посетить Германию с двухнедельным визитом, все затраты они брали на себя, визы на границе были открыты на Петра Фролова и фрау Фролову без указания имени. Славке фамилии тоже были незнакомы, но в адресе значился адрес с указанием маленького городка на реке Эльба, где жила Варенька. На семейном совете решили, что поедут Пётр и Василиса. Понимали все, как для неё важно свидеться с дочерью. Кто знает, сколько ей отведено судьбой.
     Дорога была долгой. Смотрел Пётр в окна на мелькавшие города Польши, потом Германии, дивился обустроенности и порядку. Чередовались границы, сердца томились в ожидании. Особенно строго и долго их проверяли при пересечении границы между восточной и западной Германией.
     И вот поезд прибывает в городок, остановка короткая. Василиса сразу увидела Вареньку, стоявшую с незнакомой женщиной, приветливо улыбающейся им с Петром. Вышли из вагона, Варенька кинулась обнимать мать, а женщина подошла к Петру и, протянув руку, спросила на немецком:
     - Вы не узнаёте меня, Пётр? По глазам вижу, что нет. Сколько лет промелькнуло, не счесть. А вы всё такой же! Ну-ну! Вспоминайте! Меня зовут...
     - Эльза! - выпалил Пётр. - Вы тоже очень мало изменились! Но как? Как вы нашли Вареньку?
     - О, это очень интересная история! Мы с мамой держим антикварный магазин, он нам от дяди достался. Из всего большого нашего рода одни мы остались. Два осколка когда-то большой семьи. Однажды приходит женщина, говорит с русским акцентом. Принесла на оценку часы. Я их сразу узнала. В детстве дядя давал полюбоваться ими. Думала, сознание потеряю. Спрашиваю где она их взяла, а она вся зарделась и отвечает, что не украла, брат подарил...Долго мы потом с ней проговорили. Она рассказала о своих проблемах, я ей о прошлом. Трудно им адаптироваться, но возвращаться не хотят. Часы я эти выкупила у твоей сестры, чтобы вновь подарить их уже от себя. Даже не думай спорить! Пусть будет память обо мне. Я так и не вышла замуж. Мечтала снова с тобой свидеться, вот и домечталась до седых волос.
Ни о чём, Пётр, не жалею. Оно того стоило, поверь!
     Две недели промчались быстро. Многое увидели Пётр и Василиса в жизни родных. Обустроенность, отлаженный быт, рядом семья старшего брата, есть с кем общаться. Варенька себе подругу нашла. Эльза всегда с теплом встречает, на работу хорошую помогла устроиться по специальности. Спешили показать гостям как можно больше.
     В один из дней приехали ранним утром к Эльбе. Лёгкий туман над рекой таял в лучах солнца. Стоял Пётр и не мог понять на каком берегу он сейчас.
     Текут реки Эльба и Волга. Одна на север, другая на юг свои воды катит. Похожи словно сёстры родные. По берегам рек живут люди, говорят на разных языках и судьбы у них разные. Только есть общее  - отвечать на добро добром. Не всегда может народ изменить ход истории, которым управляют правители, но стремится к этому.


    


Рецензии
Спаси Христос, Надя! Только успеваю глаза вытирать... Для меня совершенно невозможно было бы жить в Германии, не могу слушать немецкую речь, не могу забыть 27 миллионов погибших, миллионы покалеченных, их, немцев, душегубство и зверства. И для меня удивительно решение Вареньки уехать туда. Р.Р.

Роман Рассветов   21.05.2021 15:10     Заявить о нарушении
Спасибо большое за все фотографии! Р.

Роман Рассветов   21.05.2021 15:11   Заявить о нарушении
Много немцев уехали из Казахстана, увезя русских жён с детьми...
Не простая у них там жизнь, даже у немцев. Сестра родная там живёт.
Нас звала жить... Н.О.
http://proza.ru/2012/08/01/429

Надежда Опескина   22.05.2021 08:07   Заявить о нарушении
" В июне неожиданно приехал старший внук Славка, сын дочери, возвратившись из Германии один. В глазах обида горькая и страх за своё будущее. Рассказал, не таясь, о своей жизни там." - этот эпизод из жизни, Роберт, родной племянник моего зятя Владимира так вернулся... Не поняла я всплеск эмоций у сброшенных в ЧС, всё мол это брехня, из пальца высосанная, надоело им про войну... Н.О.

Надежда Опескина   22.05.2021 08:32   Заявить о нарушении
Да, русских в Германии очень много, то ли 4, то ли 5 миллионов, есть и друзья наших Корчагиных, они пару раз в год к ним ездят на своей машине, привозят оттуда продукты и напитки, там всё намного дешевле. Конечно, им непросто там, немцы - извечные наши враги, у них это в генах сидит. Роберт.

Роман Рассветов   22.05.2021 13:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.