Соб. Душа Рос. том 1. Птица Сва. Русь. Ч. 2. гл. 1

         Часть Ш. Духовный путь Руси. Христианство         

Глава 1.
Аскольдово крещение Руси.  Христос. Почитание духов луны и солнца.  Языческая вера. Сказка о бесе.
Купальские обряды. Капища Богов
         
           Услышьте потомки, песнь Славы Святую,
           Храните ее в каждый миг и час,
           Храните вы в сердце Русь золотую,
           Пусть пребудет вовеки с нами и в нас!
           Руси нашей матушки не уроните честь,
           Которая всегда была нашей и есть.
     На протяжении многих веков христианство пронизывало и вело духовную жизнь русского общества, влияя на все области культуры. Начиналась первая стадия развития российского сверхнарода. Но в христианстве появился монашеский аскетизм. К примеру, в брачную ночь образа в доме завешивали, так как  любовь, даже освещенная таинством брака, оставалась все равно грехом. Искусство считалось второстепенным, скульптура считалась язычеством, танец был допущен только в виде хоровода. Театры выкорчевывались. К чести сказать храм Василия блаженного очень жизнерадостно выглядит снаружи, но внутри низкие своды, суровые лики, полумрак и узкие оконца.      Но за христианством мерцала высшая реальность – небесный Иерусалим и сферы планетарного Логоса и обители Богоматери, что таило в себе неисчерпаемый источник духовных сил.
        Вся беда в том, что если бы Миссия Христа на Земле была довершена, а не оборвана, то мы жили бы совсем по-другому. Но опять справедливости ради надо отметить, что аскетизм, затвор, внутреннее делание себя, раскрывает в человеке лучшие качества служению человечеству. Также религиозное мировоззрение дает возможность задуматься о потустороннем продолжении жизни. Пример Нила Сорского, Серафима Саровского и других меньших по духовному величию людей, их излучения духовной радости, восторг и благоговение, уносясь на небо, восполняет силы ангелов. Дар святости как гениальность, делает жизнь человека героической повестью. Людям, выделяющимся своими способностями, посылается с детства даймон (представитель высшего крылатого человечества) или по-другому ангел. Даймоны становятся проводниками для светоносных людей, через которых льется в разум человека провиденческие начала. О чем знают гениальные поэты, музыканты, религиозные деятели. Одним словом, христианская вера, несмотря на некоторые недостатки, исконно связана со сферой самого планетарного Логоса и обителью Богоматери, что сделало ее способной к всемирной миссии.   
       Народы Древней Руси верили языческим Богам, поклонялись им и приносили жертвы. К ним относятся высшие божества: Сварог, Перун, Дажьбог, Стрибог, Симаргл, Велес  и Мокошь. Перун почитался более других богов. О почитании Перуна сегодня напоминает суеверная привычка некоторых людей три раза стучать по дереву, дабы не вспугнуть удачу. Когда-то во избежание сглаза стучали не по всякому дереву, а лишь по дубу, потому что этот лесной исполин был напрямую связан со славянским Зевсом Перуном – повелителем грома и молний, грозы и дождя, града и снега. Заметив, что именно в дубовое дерево чаще всего попадают молнии – Перуновы стрелы, люди стали высаживать в честь главного божества священные дубовые рощи и устраивать святилища, где неподалеку от идола-громовержца, представлявшего собой, стоящую на железных ногах вырезанную из дерева статую с серебряной головой, бородой и усами из золота, горел неугасимый огонь. Кстати, вечный огонь в память о павших воинах – традиция, берущая начало именно из тех времен. Перуну приносили кровавые жертвы: птиц, домашних животных, а бывало, и человека. Так, существовало правило: каждого сотого пленного из вражеского племени закалывали мечом и обагряли кровью убитого железные ноги деревянного истукана.
       Не хотелось бы верить, но был у славян, (а может быть не был) еще один обычай. Когда медведям не хватало еды, они приходили в деревни и драли скот. Так случилось в одной деревне, расположенной на берегу маленькой говорливой речке. Чтобы медведь больше не беспокоил селенье, люди собрались на вече, где решили какую девушку отдать медведю. Выбрали Феодосию красивую молодую девушку, как будто медведя волнует красота, если его что-то и волнует, то количество жира и мяса жертвы. Феодосию увели в лес к берлоге медведя и там оставили, привязав к дереву.  Позже нашли обглоданные кости.
То ли это правда, то ли выдумки иностранных историков, неведомо.  Но русичам это не свойственно. По каким прмизнакам избрали именно Феодосию, было непонятно. Но если проследить ее дальнейшие воплощения, то она могла бы воплотиться в жестокосердную Ольгу, которая мстя за смерть мужа, погубила более семи тысяч человек.
      В то время существовали два крупных религиозных центра, это южные земли во главе с Киевом и северные во главе с великим Новгородом. От богов зависела жизнь людей, поэтому они старались задобрить, для чего устраивали святилища, и в честь богов устанавливали идолов. В Х веке весьма успешно шла торговля с арабами. И путешественник Ибн Фадлан, сдружившийся с русскими купцами в Византии, рассказывал о обычаях язычников. О том, как они кланялись и приносили жертвоприношения идолам в виде еды и мяса.  Во дворе воцарялась суета, мужчины забивали быков и овец, часть мяса отдавали бедным, часть клали перед истуканами, имевшими вид  четырехгранных каменных столбов с изображением мужчин в высоких шапках (богов) и животных. Во время княжения князя Владимира, были установлены кумиры на холме. Человеческих жертвоприношений на Руси никогда не было, как об этом писали позже недобросовестные иностранные историки.
     И снова пошли роды туда, куда звала их Матерь-птица. И пришел Аскольд злой в 870-е годы, когда в стране случился разлад. И шли они, а Матерь Сва пела им песнь ратную, и спрашивали их народы, кто они есть. И они отвечали «Мы – люди, не имеющие края. И правят нами греки и варяги. Но не быть доле этому!» И в первый день сечи погибло двести воинов. «Вечная им слава! И ушли те люди к пращурам… И пусть мы также придем к Нему, когда справим тризну славную по врагам!»  И вот Матерь Сва бьет крылами и поет о подвигах ратных и о славе воинов, которые испили воды живой от Перуницы в жаркой сече. И варяги пришли на Русь. Аскольд разгромил князя и победил его. И сам стал княжить, принося жертвы чужим богам.
      Первые христианские общины среди русов Подонья появились при апостолах Андрее и Варфоломее в 1 веке нашей эры. О Варфоломее известно только то, что он проповедовал в Боспоре.  Также известен проповедями апостол Андрей, ученик Христа. Путь его лежал в Скифию, на Северный Кавказ и в страну Русколань. Затем в страну абасков (абхазов) и зигов (адыгов), затем посетил Диоскуриад (Сухуми), Танаис и Боспор (Керчь), где сохранились остатки первых храмов. Проповеди его не были забыты.  С тех пор Русская Православная Церковь именуется апостольской. Христианские общины стали расти, куда входили и князья руссов. После победы христианства в Римской империи в 1V веке казаки приняли константинополькое христианство. Епископ грек Кадм принимал участие в Никейском соборе 325 года. На монументе князя руссов-казаков и адыгов, изображен равносторонний крест и надпись (5875 год от Сотворения Мира). В 550 году на Тамани и Северном Кавказе император Юстиниан подавлял выступления против византийского христианства. Бродники казаки строго хранили христианские и ведические традиции.
    О Христианстве на Руси, но прежде коротко о Христе. До сих пор идут споры о том, как Мария могла забеременеть от Святого Духа. Можно сказать, что не совсем порядочно о нем так думать. Мария была из хорошей семьи, она была высокодуховным человеком, очень религиозным, обладала широкими знаниями и знала несколько языков. Иосиф был плотником, но это не означает, что он был бездуховным и неграмотным человеком. В то время почти все люди обладали грамотой, кроме диких племен. Надо полагать, что он обладал замечательными способностями, если его полюбила такая женщина. Конечно, он не князь, но в князья часто выбивались самые наглые, жестокие и эгоистические люди. Мария не была девой, к тому времени она была замужем,                когда был зачат Христос. Она знала, что должна родить миру Мессию и в ночь зачатия ввела себя в состояние высокого духовного экстаза (медитацию), чем притянула высокий дух. В животной похоти можно только притянуть                низменную душу   из низших тонких миров. Распущенная дура родит только дурака. О ли
      Все знали, что Избавитель долго будет скрываться. И в самом деле, он в то время учился у русских волхвов. О Мессии говорили давно и, наконец, дни его прихода наступили. К Иоанну подошел Человек из Назарета и сказал ему: «Мне надо креститься от Тебя!» Иоанн почувствовал Иисуса Христа. Когда Иисус стоял в воде, то Иоанн увидел нечто таинственное и позже сказал ученикам: «Я увидел Духа сходящего, как голубь с неба и он пребыл на нем…».    Так Иоанн узнал Христа. О Голгофе Христа историки пишут по-разному.  Одни считают, что Иисуса Христа повесили. В Евангелие описывают то, что женщины видели, как солдаты сорвали с Иисуса одежды, оставив на Нем лишь набедренную повязку; видели, как приготовлен был крест, и Осужденного положили на него. Послышался страшный стук молотков, которыми вгоняли в запястья рук и в ступни огромные гвозди.  Это был ни с чем несравнимый ужас.
      Так на Голгофе сын Человеческий выпил свою чашу до дна. Известны его последние слова: «О, Господи, пожалуйста, прости этих людей, ибо они не ведают, что творят». Он имел в виду, не то, что думали люди. А именно: «Эти бесчувственные люди не знают, что человек, которого они убивают, не может умереть».  Он знал свое бессмертие, поэтому его невозможно было убить, ведь он был пробужденным.
      Известно, что Христос воплощался на земле шесть раз, но точно в какую историческую личность именно не известно. Дело в том, что историки расходятся в своих показаниях, а автор не хочет врать. Впрочем, все Великие Учителя воплощались на землю по многу раз, чтобы помочь народу в тех или иных тяжелых ситуациях. Иисус Христос обучался у русских волхвов одиннадцать лет, так что русская земля благословенна присутствием Христа и потому Богородица возлюбила нашу землю и считает ее своим домом. Если бы дьявол не прервал земное воплощение Иисуса, то Он смог бы выполнить свое задание до конца, и жизнь народов земли значительно изменилась бы к лучшему. Но, что случилось, то случилось. Вернемся к Византии.  Постоянным стремлением Византии в 1Х веке было обратить всех славян в христианство, чтобы обезопасить свои границы. В конце 860 года константинопольский патриарх Фотий направил к славянам миссию во главе с Мефодием и Кириллом для проповеди христианства среди язычников. В Корсуне Кирилл встретился с русином, у которого была славянская азбука, так что Кирилл не был изобретателем письменности славян, ибо на Руси издавна была азбука и почти все владели грамотой. Византийское влияние на Руси все усиливалось, но в Киеве произошел переворот.
     Это случилось тогда, когда Русь была под греками-ромеями, которые покарали русичей за набег на Константинополь. В то время в Болгарии и Приднепровье из-за засухи был голод, и византийцы насильно крестили болгар. Они также отобрали у Киевской Руси Сурожский край, а «кровожадных» руссов заставили переменить нечестивое язычество на непорочную христианскую веру. В Киеве власть варягов сменилась на власть провизантийскую. Боярин Рюрикович не был варягом, скорее был потомком Кия. Дир ранее в 864 года захватил Киев, он не стал крестить киевлян. В 876 году крестившийся Аскольд убил славянского князя Дира, имевшего большие города. Мусульманские купцы вели с ним торговлю. Были там и «варяжские» гости Аскольд и Рюрик.  В 870 году Рюрика призвали на княжение в Новгород, куда он пришел с двумя братьями. Братье его умерли, и Рюрик остался править один. Аскольд совершил поход на Киев. В конце концов, Аскольд и Рюрик поделили Русь, и Рюрик остался в Новгороде.
      Рюрик убил Вадима Храброго и многих других воинов. От насилий Рюрика часть жрецов сбежала в Киев. В 874 году беспокойный Аскольд двинулся на Царьград. Поход был неудачным. Буря разметала суда варягов и руссов. Бурю совершил царь Царьграда, окунув в море края ризы Богородицы. Чудо с ризой Богоматери смутило дух Аскольда, и он решил принять крещение. И тут император Византии Василий призвал руссов на переговоры и был заключен мирный договор. Аскольду и дружине было показано второе чудо – Евангелие, не горящее в огне (должно быть пропитанное огнеупорной жидкостью). Увидев «чудо» Аскольд принял крещение. Крещеный Аскольд стал жрецом Огнебога и одновременно первокрестителем. Это вызвало гнев жрецов, которых он выгнал и стал насильно крестить киевлян. Так состоялось Аскольдово Крещение Руси.
     «Книга Велеса» - это священное писание славян, описывающая историю славян и других народов от ХХ тысячелетия до н.э. Книга открывает духовную вселенную древних руссов. Их искания, борьбу, победы и поражения, так же как каждый человек проходит по тернистому пути свою жизнь. Она описывает живые славянские традиции. В средневековье уже существовала ведичекая литература. Почему называется языческая Русь, языческая вера?  Все славяне произошли от общности славянских племен. Нестор-летописец рассказывал об истории славян: «Был един язык славянский: славяне, которые сидели по Дунаю… От тех славян разошлись по земле и прозвались именами своими, от мест на которых осели… И так разошелся славянский язык…» То есть язычники есть люди одного единого языка.  Славянская мифология и религия формировалась во II -1 тысячелетии до н.э.
       Языческая вера на Руси состояла в молениях и прославлении богов и следованием учению богов. Языческих богов было много: это Перун – бог грозы и войн, Дажьбог – солнечное божество, Велес – Бог скота, Стрибог – божество Неба-Отца, богиня прядения Мокошь и связанная с ней Мать Сыра-Земля, Хорей и другие. Язычники считали себя детьми Всевышнего Бога Сварога, который сварганил (сотворил) весь мир. Вот так опоэтизировано молились наши прапредки Велесу: « Мы молим  тебя Велес, Отец наш, чтобы Ты вознес в небо коней Сурьи, чтобы Сурья взошла над нами вращать вечные золотые колеса. Ибо она и есть наше Солнце, освещающее дома наши, и пред Ней бледен лик очагов в наших домах». «Мы называем Его именем Огнебоже и идем трудиться.
       И так всякий день, сотворивши молитву и удовлетворивши тело едой, идем в поля наши трудиться, как Боги велят всякому мужу, которому предназначено трудиться ради хлеба своего». Предки знали, что Бог - и Един и множествен одновременно и совершали огненные жертвоприношения. Но это не означало, что они имели множество богов и говорили: «Есть такие заблуждающиеся, которые пересчитывают богов, тем разделяя Сваргу. Они будут отвегнуты Родом как безбожники. Разве Вышень, Сварог и иные – суть множество?» Жили они, подчиняясь законам. Закон рода – суть закон бытия, закон существования мира.
       О Вселенной древних славян можно узнать, изучая «Збручский идол». Это четырехгранное каменное изваяние ориентировано по сторонам света. Каждая сторона разделена на три уровня: небесный, земной мир и подземный. На небесном уровне изображены божества, на земном – люди: (двое мужчин и две женщины.)  В подземном уровне - некое существо, держащее на себе землю.  Вот как они клялись: «А если выше сказанного не выполним… то пусть будем желты как золото.» Славяне видимо находили покойников желтыми, будем желты, значит – пусть умрем.
    Древние славяне и русичи почитали духов природы и поклонялись духам покровителям времен года. К примеру: Вышень покровительствовал весне, Леля - богиня любви, покровительствовал предлетью, времени любви и свадеб. Радогощ покровительствует осени и так далее. Язычники поклоняются Всевышнему через Духов природы, которые имеют сознание и абсолютно чисты, поскольку не имеют эгоизма. Христиане поклоняются Богу через Святых людей и Сынов божьих. Но люди не могут быть безгрешны в мире, где реками льется кровь из-за войн. Черное колдовство, пытки, средневековая инквизиция – весь позор человечества отягощает карму народов земли. На этом фоне язычество Руси выглядит много чище. Иностранцы приписывают язычникам Руси человеческие жертвы. Русский народ издавна известен как доброжелательный, здоровый и веселый. Христианское вероисповедание, как в прочем и другие верования стремятся себя расширить и потому хулят другие веры. Византия шла тем же путем, видя в языческой вере соперников.
     Другое дело, что язычники делятся на три группы: тех, кто признает «Книгу Велеса» священным писанием и верят во Всевышнего. Следующие те, кто не знаком со священным писанием и тех, кто отвергает священное писание, называют вероотступниками. Бог не дает зрения тем, кто следует путем зла, так о них написано в «Книге Велеса». В основной массе русичи всегда были глубоко верующими людьми, а отщепенцы бывают везде и всюду. Колдовство с человеческим жертвоприношениями и вовсе не имеют отношения ни к язычеству, ни к христианству. В то время были два крупных религиозных центра, это южные земли во главе с Киевом и северные во главе с великим Новгородом. От богов зависела жизнь людей, поэтому они старались задобрить, для чего утраивали святилища, в честь богов устанавливали идолов.   
       В Х веке весьма успешно шла торговля с арабами. И путешественник Ибн Фадлан, сдружившийся с русскими купцами в Византии, рассказывал о обычаях язычников. О том, как они кланялись и приносили жертвоприношения идолам в виде еды и мяса.  Во дворе воцарялась суета, мужчины забивали быков и овец, часть мяса отдавали бедным, часть клали перед истуканами, в виде четырехгранных каменных столбов с изображением мужчин в высоких шапках (богов) и животных.
         Во время княжения князя Владимира, были установлены кумиры на холме. Человеческих жертвоприношений на Руси никогда не было, как об этом писали позже недобросовестные историки. Грозы со сверкающими молниями и громом наводили порой ужас на Древних Русов, что и стало причиной возникновения бога грома и молнии Перуна, живущего на небе и повелевающего небесным огнем. Молнии люди представляли в виде узких каменных стрел. А в Х1Х-ХХ веках верили, что Илья-пророк посылает огненные стрелы молний. Язычники же считали, что это делает Перун. Древние Русы считали Перуна богом войны, прославляли его и клялись. Дружина Добрыни перед боем обращалась к Перуну так: «… И если на нас натекут иноземцы, то мы к тебе, Перуну, обратимся, дабы ты избавил нас от этого! И клянемся тебе, Перуну, богу нашему оружием своим, да будешь ты с нами во все дни!..»
       Первым Идола Перуна установил на холме в Киеве Добрыня, дядя князя Владимира, для чего устроил святилище Перынь. В знак поклонения содержали неугасимый огонь из дубового леса. Если служитель не доглядел и огонь потух, то его казнили. Когда новгородцы приняли крещение, то разорили святилище, а идола бросили в реку. Позднее на этом месте был построен монастырь, названный Перунским. О почитании Перуна сегодня напоминает суеверная привычка некоторых людей три раза стучать по дереву, дабы не вспугнуть удачу. Когда-то во избежание сглаза стучали не по всякому дереву, а лишь по дубу, потому что этот лесной исполин был напрямую связан со славянским Зевсом Перуном.  Заметив, что именно в дубовое дерево чаще всего попадают молнии – Перуновы стрелы, люди стали высаживать в честь главного божества священные дубовые рощи и устраивать святилища, где неподалеку от идола-громовержца, представлявшего собой стоящую на железных ногах вырезанную из дерева статую с серебряной головой, бородой и усами из золота, горел неугасимый огонь. Кстати, вечный огонь в память о павших воинах – традиция, берущая начало именно из тех времен. Перуну приносили кровавые жертвы: птиц и домашних животных. Так, существовало правило: каждого сотого пленного из вражеского племени закалывали мечом и обагряли кровью убитого железные ноги деревянного истукана. Кто об этом писал, не иначе иностранцы?
     Еще у язычников был в почете Бог Сварог. Это божество огня, он считается отцом солнца-Дажьбога6 «Солнце же царь, сын Сварогов». Дажьбог есть Бог солнечного огня. У иных народов Сварог был главным божеством.                Славяне считали огонь живым существом, которое требует почтительного отношения и мстит тем, кто к нему плохо относится. В русских заговорах его называют «царь-огонь». Огонь сохраняли в печи, накрывая горшком. Огонь зажигали с молитвой-заговором: «Встань царь-огонь! Царю-огню не иметь воли в моем доме, а иметь волю в одной вольной печи», чтобы не случилось пожара. В случае эпидемии, через костер перешагивали сами и перегоняли скот, чтобы предохраниться от заразы.
      Кроме высших Богов, у славян были Божества более низкого значения, духи природы были ближе нуждам людей.  Предки наделяли душой все проявления природы: землю, огонь, воду, деревья и камни и приносили жертвы силам природы. У языческих народов были свои обряды и праздники.             Например, очень древний праздник Ивана Купалы, который проводился в самый пик цветения природы, когда солнце ярче всего сияло на небе. Крещение водою и Духом Святым издревле было одним из основных купальских обрядов. Этот обряд был основан на очень древних магических действиях, связанных с поклонением солнцу, для чего зажигали костры, в центре ставили высокие шесты с горящими пучками соломы. Этот праздник любили все и старики, и молодежь, к которому заранее готовились. Символами солнца были круглые предметы: бочки, колеса, которые обливали смолой, поджигали и сбрасывали с холмов. Возле костра ставили ритуальное деревце, которое украшали венками из цветов и хлебных колосьев, водили хороводы и пели песни.
       Также любимым занятием у девушек и парней было перепрыгивание через костер, где каждый стремился подпрыгнуть повыше, чтобы был выше и богаче урожай.  А праздник продолжался, музыканты били в бубны и свистели в сопелки, женщины и девушки плясали и пели. Парни же ночью ходили по селу и хулиганили: затыкали тряпками печные трубы, чтобы изба наполнилась дымом, снимали с петель ворота, перегораживали улицу срубленными деревьями и прочим хламом. Особенно изощрялись парни перед домами, где жили их возлюбленные, намекая тем свои симпатии к девушкам. Ефемьяна с ними не было, он в это время стоял возле возлюбленной, смотрел на нее и никак не мог налюбоваться.
     Этот веселый праздник длился до утра, чем давал возможность ближе познакомиться друг с другом молодым людям. Там и объяснился в любви Ефимьян возлюбленной Светлиде, по которому, она тоже давно сохла, но из-за девичьей стыдливости стеснялась проявить свои чувства открыто, хотя краше ее во всем селе не было. Ее красоту нельзя было назвать броской, но нежные тонкие черты лица, озаренные неведомым
светом, были прекрасны.
       На рассвете дня Ивана Купалы молодежь собиралась за околицей и все следили за восходом солнца. Они знали от стариков, что солнце в этот день купается и красуется небесной красой – словно пляшет на небе, играя красками. Что в этот день цветы обладают чудесными, целительными свойствами. В эту волшебную ночь единственный раз в году цветет папаротник. Кто сумеет сорвать этот цветок, станет обладать даром понимания языка животных и отыскивать клады.  Но это сделать непросто, так как клад стережет нечистая сила.  Поэтому нужно очертить вокруг себя магический круг, сесть внутри него и не выходить. А сорвав цветок, нужно было немедленно уйти из леса, не оглядываясь.
      Ефимьян был известен в селе как раз тем,  что на заре юности сорвал цветок папоротника. И теперь в эту ночь на Ивана Купала ему ответила взаимностью самая прекрасная девушка на свете. Свадьбу откладывать не стали, так как слишком долго вздыхали друг по другу, боясь подойти поближе. Получилась прекрасная пара, таккак и Ефимьян был очень хорош собой: светловолос и голубоглаз, что в то время встречалось уже не так часто. Много парней заглядывались на Светлиду, но Ефемьяну повезло больше других, он верил, что ему во всем помогает цветок папоротника. Светлида была не простой девушкой, она была одним из многочисленных воплощений Матери Сва, которая часть души воплощала на землю, чтобы помочь людям.
      Часть общеславянских праздников была связана с культом предков, который сохранился и по сей день. На Радоницу и родительскую субботу люди посещают кладбища и могилы родителей. Где справляют трапезы на могиле, поминали пивом и оставляли на могиле еду для покойников. Также отмечали Святки, Масленицу и Чистый четверг. В Великий Четверг для предков топили бани, чтобы они помылись, и жгли костры у ворот, чтобы предки погрелись. Считается, что во время равноденствия и солнцестояния открывались врата между миром живых и миром мертвых, через которые в наш мир приходили души умерших. Они посещали своих потомков и те должны были их достойно встретить. Также древние славяне поклонялись и воде. От воды зависела жизнь человека. Потому духам воды, властвующим над водными источниками, приносили жертвы, также возле озер и рек гадали о своей судьбе, заключали союзы и клялись. К воде относились почтительно, ее считали святой и боялись оскорбить ее стихию. Сочинялись различные истории и передавались последующим поколениям. Вот одна из них:               
     Переходила Ясуна вброд горную речку и споткнулась больно о камень. Рассердившись, она обругала реку, а придя домой заболела. Пошла к знахарке, которая ей сказала, что она страдает из-за того, что оскорбила реку. Пошла женщина обратно и попросила у духа реки прощения. Болезнь сразу же прошла. Запрещалось плевать в воду, это было равносильно, что плюнуть в глаза Богу. Нельзя ночью ходить за водой, когда река спит. Многие родники и источники считались священными и целебными, около таких мест устраивались моления. В таких источниках запрещалось купаться, стирать белье. К таким источникам приходили больные люди, прося о здоровье. И в качестве дара за выздоровление вешали ленты, платки, куски ткани, оставляли монеты. Непочатая вода, взятая ранним утром, считалась особо целебной и ею лечили детей, для чего надо было сходить сорок раз за ней. Силу воде придавали угли и серебряные монеты, брошенные туда.
     Когда долго не было дождей, то воду носили в решете, слегка смазанным глиной, создавая вид дождя. Это использовалась магия подобия дождя, и в этот ритуал люди верили. Вера и сила мысли-просьбы, посланная всем селением, вполне могла вызвать дождь.  Также на Руси были священные рощи, где люди молились и приносили жертвы. На ветви деревьев вешали платки, ленты, прося о здоровье. Рубить деревья в священной роще запрещалось, иначе человека ждала кара: паралич, слепота или смерть. Также о вызывании дождя обращались с просьбой к волхвам и знахарям. Древним Волхвам это было по силам, и даже гораздо большие чудеса они могли совершать.
      К силам природы и влиянию темных сил древние руссы относились серьезно. Представители темных сил: демоны, колдуны, оборотни действительно несут разрушительные энергии людям, и не важно, верят люди в то или нет.  Поскольку они сами частично состоят из разрушительных энергий, то притивая их, разрушают и самих себя тоже, отчего им постоянно не хватает энергии. Психическая энергия человека самая мощная в мире, и если ее неумело применить, то она способна разрушить земной шар, хуже атомной бомбы. За ней особо охотятся темные духи, это их питание.
       Где идут войны, скандалы, страдания, состояния депрессии, а в Х1 веке около сорока процентов людей страдают депрессией, туда как вороны слетаются темные духи, чтобы насосаться вдоволь психических излучений страдающих людей. Известно немало случаев, когда женщина, потеряв мужа, страдает о нем, чем притягивает нечистые духи к себе из низших слоев тонкого мира. Такая демонизированная сущность может сотворить себе внешность ее мужа и приходить по ночам к несчастной наивной   женщине. И хуже того заниматься с ней сексом, что в конечном итоге приводит к ее гибели, так как постепенно демон выпьет из нее все жизненные энергии. Демоны, черти, колдуны, привидения и прочие темные духи, к сожалению,  существуют на  самом деле и приносят великий вред.
    Черт весьма загадочный герой, у одних народов он считался оберегом семьи, но в большинстве черт считался отрицательным  персонажем. Он не имеет ничего общего с дьяволом. Он существовал в народных поверьях на Руси еще до принятия христианства. Бесами называют злых духов и демонов, они искушают святых соблазнами, вызывают болезни и подбивают на грехи.  Жил в одном селенье, раскинувшемся на холме, сбегавшем к полноводной реке, заросшей густыми лесами, дед Хорив. Это селение построили еще его прадеды. Сам волховик выбирал место для селения, приглянулась ему красавица река, весело катящая свои хрустальные быстрые воды с гор. А холм выбрал для деревни, чтоб в половодье река не утопила селение. Когда-то дед Хорив был молод и силен, должно быть оттого зажился на свете. Был он потомком волхва, много знал и умел, часто выручал людей из беды. В селе его все любили и стар, и мал.
       Женился он по любви на самой красивой девушке по имени Славуня из их большого селения.  У них родилось трое детей. Однажды Славуня пошла в лес за ягодами и не вернулась. Через неделю нашли ее труп, словно высосанный на вид. Предположили, что ее душу забрал недавно умерший колдун при жизни принесший много зла народу. В могилу колдуна вбили осиновый кол, чтобы он больше не беспокоил народ. С тех пор Хорив, оставшись вдовцом, никогда не женился, хотя был еще достаточно молод и силен.  Помогал повзрослевшим сыновьям построить дома и нянчить внуков. Обучал молодежь грамоте.  В древней Руси люди были грамотными, лишь позднее пришла безграмотность. Так незаметно к нему пришла старость.  Хорив знал много быличек (былин) и часто летними вечерами у костра рассказывал их взрослым и детям.  Было ему много лет, да столько, что он и сам не помнил. Особенно любили его слушать дети. Сказывал он своим внучатам при свете луны сказку о мужике и бесе, да так складно, будто песню пел. Сам бес, невидимо присутствовавший в избе, заслушался Хорива и даже пакостей никаких ему не сделал.
         Жил мужик не так, чтоб тихо
Со своей женой портнихой.
Бедно жили, но что в том?
Жили честным ведь трудом:
В душах не держали зла.
Но тут бес украл козла.
Муж собрался, пошел в лес
Отыскать, где прячет бес
Малого его козленка.
Хоть седая бороденка,
Муж был жилист, много ел,
Брал от жизни, что хотел.
Бродит день, но пуст весь лес:
«Где живет лукавый бес?» -
Думу думает, гадает…
Слышит, будто кто рыдает.
Смотрит вправо – там избушка
Сгорбилась вся, как старушка.
Из трубы вверх дым чадит.
Дед на «мшистую» - глядит.
Скорым шагом в избу входит,
Там свою жену находит.
Он дивится: «Быть не может,
Бабка дома и не сможет
Столь шагать лесной тропой,
Старым нужен ведь покой!»
«Что здесь делаешь, старуха?» -
Дед кричит ей гневно в ухо.
«Отстань, дурень, не кричи,
Дед лежит мой на печи!»
Старый вовсе обалдел,
На палати поглядел:
Там он сам спокойно спит,
И на всю избу храпит.
«Это что ж за кутерьма,
может, я сошел с ума?
Толь то чудо, то ли срам,
Если здесь я, кто же там?» -
Дед дивится, крестит лоб,
По второму деду – хлоп!
Пусто все, рука пустая,
Только пыль взвилась тут стаей.
«Видно, здесь дела лихие!
Знать проделки бесовские?» -
Дед подумал, бабку хвать
И закинул на кровать;
Смотрит, хоть глазам не верь,
Перед ним не баба, зверь!
Да с копытами, рогами,
Морда с длинными ушами.
Срам и только. Худ, облез…
Настоящий с виду бес.
Закричал тут дед сердито:
«Будет твоя морда бита!
Бабою знать хочешь ты?
Можно воплотить мечты.
Вот накрою морду шапкой,    
Поступлю с тобой как с бабкой.
Больно буду бить, пытать…
Будешь пятки мне лизать,
Бес поганый, вор лихой!
Раздавлю одной ногой!»
Бес со страху стал кричать,
Живо юркнул под кровать.
И зовет уже оттуда:
«Я во всем послушен буду,
Только ты не трожь меня!
Дам гривастого коня,
И еще насыплю в шапку
Золотых монет в охапку.
Только мне оставь козленка,
Буду нянчить как дитенка!
Ведь я стар и одинок,
Мне уж сто восьмой годок!»
Дед немного удивился,
А затем и застыдился:
Беса вдвое он моложе,
Старца ж обижать не гоже,
В общем, дед наш был не зол,
В сговор с бесом он пошел.
Взял коня, в охапку шапку,
Радовать поехал бабку.
А мораль-то тут такая:
Дед наш был душа простая.
Если бы он трусом был,
Бес его бы загубил.
Храброго, да с верой в Бога
Сохранит сама дорога!
       По старинным поверьям бесы могут оборачиваться любым человеком или животным, особенно усердно они оборачиваются черными кошками или собаками, свиньей или вороном. Черти передвигаются по свету в виде вихря, в вихре они женятся, танцуют, поэтому их не видно.               
- Дедо Хорив, а как увидеть черта? - спросили дети.
- Я сам не видел, но люди говорят, чтобы увидеть черта, нужно нагнуться и посмотреть на него между ног. Или плюнуть три раза и сказать:
- Черт, черт, покажи хвост! Тогда в вихре можно увидеть черта с куриными лапами. Человек, попавший в вихрь, может заболеть и даже умереть. Поэтому при встрече надо показывать кукиш, прочитать молитву и сказать: «А чур тебя!» и тогда спасетесь. Ведь черти умеют делать только зло. И у них одна задача, загубить человека и забрать его душу. С чертями общаются только ведьмы и колдуны. Бесы у них ходят в работниках, оборачиваются кем угодно и воруют в домах продукты.
       Мне мама сказывала, что гостила у подружки и ночевала в клетушке, где было много глиняных горшков с остатками молока и не прикрытых крышками. А так делать нельзя, так как черти и домовые все съедят, и после них есть нельзя, заболеешь. Мама прикрыла горшки и легла спать. В двенадцать часов зашумело под окном. Мама встала и видит весь пол в молоке, черт в виде змеи молоко ворованное принес, а горшки закрыты. Так мама узнала, что подруга колдунья, убежала со страху и больше к ней не ходила.
- Дедо Хорив!  А лешие и водяные могут сделать плохое человеку?
-  Леший может завести в чащу, так чтоб человек заблудился, но может помочь найти ягоды и грибы и даже указать дорогу домой. Все дети, пора спать!
- Расскажи, дедо, еще что-нибудь, страсть как интересно!
- Поздно уже, детоньки мои, завтра доскажу, потерпите маленько!
         На другой вечер собрались дети, полна изба набралась.
- Старики раньше–то сказывали, что любят черти над людьми-то глумиться. Вот одну быличку я и вспомнил, и все это при мне было.  Собрались девицы с парнями в бане ворожить. А я тогда мал еще был, однако пристал к сестре Вадамерке: «Я тоже хочу с тобой идти ворожить». И не отставал от нее. Они в предбаннике ворожили, а я за ними подглядывал. Сидят они лавке, колечко в стакан положили и смотрят.  Вдруг что-то на улице зашумело, смотрю, в баню заходят три парня, один другого краше, век таких не видывал. Сидят, разговаривают о чем-то. Я заметил, что у них что-то не так и зову сестру: «Пойдем, Нянька, Домой!»               
- Ты, что сдурел, Хорька!
А ребята говорят: «Мы вас не отпустим».
- Я на улицу хочу! -  и заплакал: - Пойдем со мной я один боюсь!
        Пошли мы домой, я про себя и говорю: «Господи, благослови! - так маменька меня обучила:
 - Нянька, бежим скорей, у парней сзади хвосты, а на ногах копыта!
Добежали домой и дверь закрыли. Всю ночь со страху не спали. Утром рассказали деду с бабкой. Бабушка и говорит:
- Это нечистая сила была, что же с остальными-то случилось?
Утром пошли гурьбой к бане, а они все мертвые лежат. Вот и нагадали себе смерть, то черти приходили их души забрать.
 -  Расскажи, дедо, еще что-нибудь?
 -   Был я в молодости удалой, ничего не боялся, кроме чертей. И как-то по селу слух прошел, что в лесу клад зарыт недалеко от кладбища. Вроде как странные люди проходили через село, что-то несли, а обратно пустые вернулись. Любопытно было узнать, где клад, да страшно возле кладбища ошиваться. К тому же клад может быть заклят и находиться под охраной нечистой силы. На Руси считали, что сторожат клады страшные демоны, которых в Ночь на Ивана Купалу выбирают черти.  Также клады стерегут проклятые люди и нечистые покойники: самоубийцы, разбойники, воры. Русские предания повествуют, что клады сторожат атаманы или известные разбойники, например, Олекс Довбуш. Легче всего найти клад тому, у кого есть цветок папоротника, сорванного в лесу в полночь на Ивана Купалу. Клад можно найти, но нужно знать, что говорить, если он вдруг покажется в виде пламени.               
     Как-то мы втроем собрались идти искать клад, что зарыли в лесу пришлые люди.  Мы долго бродили по лесу, как я оступился в ямину и подвернул ногу. Пришлось выломать большой сук, на который я, опираясь, пошел обратно домой. Друзья мои так никогда и не вернулись, видно оттого, что не знали, как правильно к нему подступиться. С тех пор я и думать о кладе забыл.
      Как положено, в каждом селении были свои ведьмы, знахари, колдуны и прочая нечисть. Ведовством на Руси называли любое магическое знание, и не важно, использовалось оно для лечения болезни или наведения порчи. В народе ходил слух, что магическая сила ведьмы бывает врожденная или приобретенная в результате обучения. Рожденная ведьма – дочь, рожденная вне брака от матери-ведьмы, она может сделать и плохое дело, и хорошее. «Ученая» делает только зло, ибо она поступала в обучение к ведьме по своему желанию.  Чтобы стать ведьмой надо было еще на гумне перекинуться три раза через нож, торчащий вверх острием. Окончательное знание ведьма получает при общении с чертом, который поступает к ней на служение, с условием, что душа ведьмы после смерти достанется непременно ему. Но чаще ведьмами становились не по своей воле, когда умирающая ведьма передавала свое знание с каким-нибудь предметом. В древности полагали, что у ведьмы был хвост, два ряда зубов, горб и крючковатый нос. Она может превратиться в кошку, собаку, свинью или жабу. Больше всего надо бояться ведьм в полнолуние, грозу и накануне праздников, особенно Ивана Купалы. 
     Хорив рассказывал, как однажды в ночь на Купалу поймали ведьму, по имени Машук, которая волочила свою сорочку по росе. Затем отжимала ее в ведро корове и давала выпить. После чего ее корова давала много молока, а у соседских коров оно исчезало. За ней давно следили. По тем древним временам ее могли избить, или выгнать из селения, но несколько позднее ведьм стали сжигать живьем. Машук была многодетна, муж стал хилым после того как на него напал в лесу кабан. В общем, ее пожалели, после чего она притихла. Ведьмы были способны наводить на людей и скот порчу, для чего могли подбросить в хлев тухлые яйца, скорлупу, дохлых животных, все то, что символизирует пустоту, смерть и несчастье. Даже считали, что ведьмы могут воровать звезды с неба, вызывать град, паводки, пожары и мор. В древнерусских документах во время эпидемии ведьм сжигали. Много невинных женщин было умерщвлено.
     Дед Хорив рассказывал детишкам о том, как его дед и отец поймали ведьму.   Вдруг перестала у них доиться корова, а об их соседке Скревы шел по селу дурной слух. Решили они спрятаться ночью в хлеву, взяв с собой топор. Вдруг видят, собачья лапа просовывается в щель двери, они ударили по ней топором. Утром соседка заболела, пошли они ее навестить, а у нее руки нет. «Вот оно как бывает, детишки!» - закончил свой рассказ дед. На следующий вечер Хориву по просьбе детей пришлось опять рассказывать побасенки:
-  Для защиты от ведьм у порога дома и на крышу хлева надо класть топор, нож или косу, колючки и крапиву, чтобы ведьма поранилась. Можно обсыпать дом вокруг маком или просом, и ведьма не сможет пробраться в дом, пока не соберет все зерна.
Так что не бойтесь ведьм, но остерегаться надо!  А ведьма за свои грехи перед смертью тяжко страдает, пока не передаст свои знания. Чтобы облегчить страдания выламывали доску из крыши, чтобы черная душа ведьмы вылетела через крышу в дыру. И еще говорят, что ведьмы на том свете не знают покоя, и выходят по ночам из могил, становясь нечистыми покойниками.
И снова зимний вечер, возле печи тепло, и хочется послушать что-нибудь запредельное и страшное.
      Так долгими зимними вечерами не только дети, но и взрослые приходили на посиделки и слушали всякие былички, которых Хорив знал немало. Был он из рода волховиков, а когда был в силах, даже руководил селом.  Также он умел лечить людей, отмаливать душу человека от одержания темными сущностями, коих в ту пору уже было достаточно. По пути предков не пошел, так как пришлось долго воевать за землю свою и защищать жену и детей, которых у него было тринадцать человек. Жена его умерла лет двадцать назад, как и все ровесники, недобрые люди подозревали его в связи с нечистой силой, так как так долго никто в то время на свете не жил. Трудно было в нем найти что-то грешное, старик был белый как лунь, благообразной внешности с сияющими глазами и светлой улыбкой. Но злые люди тем и отличаются, что ищут и находят в людях плохое, даже если на самом деле этого нет.
     В один из вечеров дети попросили деда Хорива рассказать о колдунах, ведь все тайное вызывает особое любопытство у людей. В те времена считалось, что колдуны могли ворожить, морочить людей тем, что могли одновременно показываться в разных местах, и приходили в случае болезни. Народ награждал их физическими недостатками: они были горбатыми, кривыми, слепыми, хромыми. У них длинные рыжие волосы и бороды, что в их зрачках не отражается собеседник. И даже говорили, что они отражают две тени, так как имеют две души: одна человеческая, другая демоническая. Также они могут превращаться в волка и других животных. В общем, колдуны обладают почти такими же свойствами как ведьмы. Люди верили, что колдун может обратить человека в любое животное, делать порчу на болезнь и смерть.
        На свадьбу обязательно приглашали колдуна, чтобы не сделал вреда молодым и оградил от действий других колдунов. Колдуны могли предсказывать будущее, указать на вора и прочее. Охраняет от колдуна кукиш и валериана. Лишить колдуна силы можно было, если выбить зубы, так как считалось, что сила его находится в зубах. Во время похорон колдуна, тело выносили вперед головой, переворачивали в гробу и подрезали подколенные жилы, чтобы после смерти не приходил и не вредил людям. В могилу забивали осиновый кол, чтобы не мог выбраться из могилы. Такими рассказами старики передавали знания молодым. Часто свои рассказы дед Хорив подтверждал случаями из своей жизни:
- Пошел я как-то в лес за хворостом и вдруг из-за куста выскочил огромный волк, каких я сроду не видывал. Взгляд его был злобный, не звериный, не человечий, а скорее и то и другое. И тут я   стал шептать имена всех богов и просить их о помощи. Приготовившийся к прыжку волк, вдруг как-то обмяк и, опустив хвост, медленно ушел в кусты. И тут я понял, что это был оборотень, колдун в волчьей шкуре. Позднее, когда мужики ударили его дубиной, как вдруг, с него стала сваливаться шерсть. Вдруг лапы вытянулись в руки, и последний раз дернувшись, он издох. Его схоронили в лесу и проткнули осиновым колом. А самый вредный колдун Пашка из нашего села исчез бесследно.
     Затем, дед Хорив продолжал: «А вот еще я слышал быличку о муже-волколаке, превращенный в последнего волей злого колдуна. Жили муж и жена, только муж иногда исчезал из дома
неведомо куда. Поехали они в поле сгребать сено. Работали, работали, а в полдень муж говорит жене: Я уйду ненадолго, а ты лезь на копну и возьми кнут. Если нападет волк, бей его кнутом!» Он ушел, жена залезла на копну. Прошло немного времени, вдруг из рощи выскочил волк и набросился на нее. Схватил за платье и хотел стащить вниз. Отбилась она от него, и волк убежал. Посмотрела женщина и увидела, что кусок платья вырван.  Вскоре вернулся муж. Догребли они сено и вернулись домой. За ужином она заметила кусочек платья, застрявший между зубов мужа, и тогда поняла, кто был этим волком.»
      В древности людей, обвиненных в колдовстве, сжигали на кострах. А вот знахари всегда занимали в славянском народе особое место. Он использует свое магическое знание для лечения людей и скота, и охраны от колдовства. Он мог прогонять градовые тучи, призывать дождь и прорицать судьбу. Знахарь никогда не обращается к помощи чертей. Он использует силу заговоров, растений, воды, способных излечить человека. Знахарь не может умереть, пока не передаст своего волшебного знания другому человеку. Знахарь заменял в деревне врача, а знахарки-повитухи – акушерок. Знахари лечили людей заговорами, обращаясь к богам, святым и добрым силам природы. Заговаривали еду, воду и давали съесть, также заговаривали воду и обтирали больных.  Также знахарь мог снять порчу, сглаз и испуг, насланный колдунами. Знахарству может обучиться любой человек.
      Идолы и капища богов у славян представляли собой определенное открытое место, где устанавливались идолы, которым они поклонялись. Идолы – это скульптурные изображения богов, очень грубые с виду и выполненные из дерева или камня. Храмовых помещений у славян не было.  Капища могли быть огорожены, главным атрибутом был костер.  Кроме идолов славяне поклонялись и священным камням-валунам. До сих пор сохранился культовый «Синий камень» возле Плещеева озера. Также для мольбищ использовались лес, реки, болота, источники и холмы, и даже солнце, месяц и звезды.


Рецензии