Отзыв на фильм Грязь

Фильм Джона Бейрда «Грязь» снятый по книге Ирвина Уэлша однозначно не для всех. Не в том плане, что кто-то тупой и не поймет, а группа избранных умна и мыслит шире. Совсем не поэтому. Этот фильм понравится поклонникам творчества самого Уэлша, Паланика, ну и исполнителя главной роли Джеймса Макэвоя. Любителям психологического кино, жестоко реалистичного, показывающего низменность, пороки и всю ту грязь, о которой в приличном обществе не говорят. Если же вы эстеты, романтики, ранимые люди и не переносите грязь в прямом и переносном смысле слова, не любите вывернутые наизнанку страхи, жесткий цинизм и ублюдочных главных героев то этот фильм не для вас.
Главный герой коп шотландской полиции по фамилии Робертсон, человек эгоистичный, лживый, порочный, легко втирающийся в доверие, запросто плетущий интриги и склоки, которые сам же потом с невероятным рвением берется разруливать, в общем, хорошо имитирует бурную деятельность на пустом месте, а заодно и стравливает коллег. А также он расследует убийство и очень хочет получить повышение, за этим, кстати, и коллег стравливает. И все было бы прозаично и прозрачно, ну вот живет себе говнюк и ни о ком не думает, повышение хочет любой ценой. Но за этим желанием стоит многое, а именно герой надеется, что неким волшебным образом, после получения повышения его никчемная унылая жизнь заиграет новыми красками, все его мудачные поступки и слова сотрутся, и что самое главное, Робертсоны снова будут жить одной дружной семьей. Вот такие вот вполне понятные всем мечты у Робертсона.
Но пока ничего не сдвинулось с мертвой точки. Ни расследование убийства, ни повышение не приблизилось. И Робертсон продолжает мутить свои собственные игры, играя со своими друзьями, унижая их, заставляя страдать, сомневаться, мучаться. И все, потому что он мучается сам. Непробиваемый цинизм и равнодушие ко всему и всем всего лишь защита себя слабого. Он не такой уж и крутой, не такой уж и уверенный в себе. И у него до кучи страхов, и глюки приходят. И всему этому есть основание, которое раскрывается на протяжении всего фильма. Зрителю дана возможность заглянуть Робертсону в голову.
Есть поступки, который герой хочет искупить, но есть вещи, которые никогда не перестанут тревожить и приходить в кошмарах. Психика героя расшатана до нельзя. И в кино это удалось раскрыть достаточно хорошо, обыграть так, что сначала не понимаешь, реальность это или происходить лишь в сознании героя. На деле оказывается, что ни тои не другое. Режиссеру браво за такой ход. Ну и естественно автору романа.
И каким бы мудаком не был Робертсон, иногда ему бывает не все равно. Он пытается спасти на площади мужчину, у которого стало плохо с сердцем. Толпа окружила женщину, склонившуюся над мужем и просящую помощи. Понятное дело, никто не шевельнулся, удивительно, что на телефоны не засняли. И тут Робертсон бросается на помощь. Но уже поздно. Через какое то время в участок приходит жена погибшего с маленьким сыном, знакомит сына с Робертсоном, представляя его как героя, который пытался помочь, пока остальные смотрели. Наверное, это самый трогательный момент в фильме. У Робертсона по лицу пробегает тень стыда (хорошая актерская работа Макэвоя), он не такой уж и герой и он это понимает. Ему на короткий миг стыдно перед ребенком, за то, что он не такой кем его считают.
Финал фильма выше всяких похвал. Напряжение, надежда и неизбежное.
Фильм, безусловно, психологический, в сознание героя зрителю открыта дверь и он наблюдает за ним со знанием того, что происходит у героя в голове. По сути, Роберсон человек, которого выбросили, ненужный мусор, грязь. В том числе и для самого себя. И он ведет себя соответствующе. Его путь – саморазрушение без попытки что-то изменить. Все его попытки – это иллюзии, которые легко бьются, но перед этим напрочь затмевают разум и здравый смысл.
Смотреть или не смотреть - личное дело каждого. Это не тот фильм, который можно рекомендовать всем (читай почему выше), особенно малознакомым людям. Если же вам хочется заглянуть на другую сторону, отдохнуть от "все просто чудесно и мило" на экранах, посмотреть на персонажа, который уж "без сомнения" хуже вас, то устраивайтесь поудобнее и вперед.


Рецензии
Грязь (Дерьмо) - это тот редкий случай, когда трудно сказать, что лучше - фильм или книга. Потому что и то и другое - шедевр. Режиссеру удалось передать стиль Уэлша, а лучшего Роббо, чем МакЭвой и представить сложно. Но фильм однозначно мягче книги. Скорее всего по этическим и эстетическим соображениям.

С уважением,

Миланна Винтхальтер   24.03.2017 10:39     Заявить о нарушении