Романтический перифраз Леонида Бородина

Людмила Корина
Вольница- единственное состояние пригодное для меня

Преуспела – не преуспела я, сев в "электричку" Москва-Генуя сроком на 30 лет (как потом оказалось), но это была вольница- единственное состояние пригодное для меня. “Ты на портрете Глобы – триумф асоциальности”,- сказал Надир. 30.10.12

30.10.12 … моя история с писателем Л.Бородиным закрутилась в 91м весной. И я всё выдавала очередные лирические переживания, а он их вкушал и слушал Как  им не поверить , но своё отношение  пытался упрятать,не выпячивать. На всех волнах радио звучали.Песни народные –и в классике романса.О своих пристрастиях в романсах и песнях Л.Б. говорил и писал часто и страстно,не меньше, чем о политике.

Литовец по отцу(Шеметас Феликс Казимирович был расстрелян в 39м по ложному обвинению в троцкизме, фамилия Бородин и отчество от приёмного отца),он внешне был похож на Пола Ньюмена,одевался элегантно, выйдя из тюрьмы в 87м,  ездил сам заграницу и с писательскими делегациями в последние годы. На работе был окружён пониманием и любовью сотрудников. В контактах в писательской аудитории и поездках по речным круизам -обожанием женщин, видевших в нём романтического героя.

На вечере в ЦДРИ в 94м  прочитал стихи о знакомстве в Л-де с одной певичкой, которую увещевал не жить так душисто, а понюхать бы ей тюремной вони.Что бывают  другие варианты встреч и песен, он тогда не знал.Мне это сообщение было послано, как раскаяние в неверно взятом, ошибочном непонимании начала знакомства.


Леонид Бородин "Вольный изгой". <Романтический перифраз>

Но вдруг глухое раздраженье Олег почувствовал в груди.
Была нелепая минута —и захотелось вдруг ему
из этой блажи и уюта швырнуть ее туда — в тюрьму,
чтоб поняла, как дурно это —иметь столь счастья для одной,
чтоб обернулась ей планета своей обратной стороной,

Чтоб в страхе вздрогнули ладони,когда средь грязи, брани, вони
людей увидела б она...

Вот так и ты, моя страна!Что знаешь о глухих заборах,
и о подвальных грязных норах,и о свирепых рыжих псах,
о преждевременных морщинах и в злости высохших слезах?

О всём молчишь, как ни спроси я!Хмельную ересь возлюбя,
как мало знаешь ты себя,бахвальством пьяная Россия!

Но вдруг однажды воскреси я всему причину и цену,
мою упрямую страну, в какую бездну страсти кину?
Я сам... Я сын... На мне печать...
Добра и зла наполовину...Боюсь молчать и не молчать.

Мы все во всём — одна порода.И я стараюсь уяснить —
что, если вдруг порвется нить со мною моего народа?!
Я всё на тех же берегах,всё в той же песне,
в том же горе, и — пусть не убежал за море,
но всё же, в сущности, — в бегах.

Тайну нашей творческой переклички он унёс с собой, разве что в прозе "Ловушки для Адама",написание которой совпало с моей лирикой, позволил себе откровение чувств.

После стольких лет мытарств по тюрьмам и нищеты в отказе работы, в последние 20 лет вышел на публикации ранее написанного и новых повестей,руководил журналом, стал известен в стране и зарубежом. Известные писатели тянулись к нему, стараясь возместить десятилетия отсутствия в литературе -Крупин добровольно отдал ему руководство журналом "Москва", Вл.Бондаренко стал другом семьи и показал ему в поездках полмира.

Статьи о творчестве Л.Бородина писали талантливые критики Павел Басинский, Александр Агеев,Алексей Варламов, принявший мою эстафету служения писателю.
Солженицын взял бывшего зэка под своё покровительство, в 2002м наградил своей премией, выведя в первый ряд современных писателей.

Всё Леонид Иванович успел, опубликовал и  25.11.11 в 73 года захоронен у дороги в Сергиев Посад,под берёзкой невдалеке от своей избушки-дачи. А почему не на Троекуровском в ряду творческих деятелей? Надо было платить?

Вписался он в мой рассказ "Счастливый конец"(по рассказу Михаила Кураева), только там первой умирает не старик, а старуха.

HAPPY END ( По мотивам рассказа М.Кураева)

Ему под семьдесят, и столько же невесте.
Плюс испытания, болезни. Случайно встретились,
И вспомнилось, как сватался, а тут беда, война.
Расстались. Теперь состарились. Он не женат.
Она одна. Живёт с чужими, далеко, без своего угла.
Но сколько в женщине спокойной гордости,тепла !
Попробовать быть вместе ? Да разве дело в свадьбе ?
Пусть игра, но только по законам чести.

Он так о ней мечтал, не просто о подруге.
Не вдруг ей сердце предложил и руку. Но разве понял
И подумал, что сам себя он загоняет в угол ?
Что её последней непрощённой мукой станет
Его скупость на добрый жест, воображенья скудость.
Он протянул ей руку, но у старика пустая была рука.
В ней не было цветка.

Из зала вышли как провинившиеся дети. Их расписали
В муниципалитете. Он распрощался на бегу.
Горел талончик в поликлинику. И это всё ?
Она бежала к себе в тайгу. Ни слова упрёка,ни слёз.
И даже не вопрос жестокой жизни, что всё Уже,
Вся почти ужЕ. Два слова,брошенных судьбе :”Ужо тебе !”

Пора домой. Готово ложе на сельском кладбище,
И там покой. В оставшиеся месяцы так хорошо ему,
Вкусившему свою несбыточную мечту.
Ведь счастье идеальное всё ближе, совсем уж близко,
И ничем земным и никакими прописками не унижено.

Он ей писал на разлинованных двойных листах,
И не жалел бумагу. В последнем под конец он изложил
План жизни, соединения сердец и испытал слегка
Пьянящую отвагу. Она тех писем не ждала, не ждёт.
От этого волнующего светлого будущего
Было одно средство - в могилу бегство.
Туда и ускользнула. Его письмо в пути. Ещё идёт...


ЛОТ И ЛИЛИЯ

Многофигурная композиция двоится, троится.
Нет, одна. Их двое - он и она. Их вакханалия.
Ужимки и прыжки. Уродливое, красивое и смешное
Вместе. Но это не мёртвые фигуры шахмат,
Здесь интересней.И тянет вглядеться в них.

А вот опять она, одна. Купание.
Искусство самораздевания. Его здесь нет,
Но как-то ясно без слов - он Лот.
Его отсутствие понадобилось ей,
Чтобы изжить, расстаться с тем,
Что стало захватывать и поглощать её,
Как в первый раз. Сейчас попытка третья.
История сначала фарс, потом трагедия.
И в третий раз - вторичный фарс.

Тут нечто личное.Её мироощущение трагично,
Но в искусстве порой ирония, гротеск.
Он Лот, её отец и муж. Её герой немой и странный.
Его здесь нет, он там - за рамой, за экраном.
Табу не в силах превозмочь,
Он созерцает чувственную дочь.

Библейский Лот фатально удалён,
Но не придуман. Он - одинокая фигура.
Реальность не ясна, размыта. Она открыта
Для бесконечных интерпретаций смысла.
Дочь Лота - Лилия. Поэзии волшебной линия.
Рисунок трепетный с натуры,
Которой не было.

ЛЕОНИДУ БОРОДИНУ

Маритуй -
Точка на середине планеты.
Вам какую половину - ту иль эту ?
Мне - ту, где глубокая чистая вода
Холодна. Бег катера по глади,
И сквозь россыпь струй
Вот - вот покажется
Маритуй.

Всё было, его не бывало - Байкала.
Радовалась, ждала этой встречи, как чуда -
С озером и горами, как встречу с ним - годами
К нему не приближаясь, но в себя погружаясь
Всё глубже.
Приближением предметы обожания меняются.
Как вода в озере переливается оттенками
Не тьмы, но яшмы и лазури.

Вода просыпается. Весеннее её лицо
 Я вижу наяву, а горы манят, ускользая.
Но мы остановились в голубом заливе, зале.
Маритуй остался за двумя холмами, в дали.
Там меня кто-то знает, но меня с ним нет.
Он в последний момент передумал и
Отдалил нашу встречу.
Печально ему отвечу :”Разве можно отнять
То, что тобою владеет, что в тебе,
Что сокрыто в твоей судьбе ?”

Точка середины планеты, где ты ?
В конце света ? Мне туда, где есть он,
А меня нету. Где глубокая чистая вода
Холодна. Бег катера по глади,и
Сквозь россыпь струй вдруг появится
Маритуй.
                Май 94 на Байкале

От редакции журнала Москва":
Прошел год с того дня, как не стало Леонида Ивановича. При разборе его архивов была найдена его ранняя поэма без названия, которую он жанрово определял как «романтический перифраз», поскольку ритмически и по ряду признаков это прямая и осознанная аллюзия к пушкинским «Цыганам». Леонид Иванович показывал поэму в редакции, возможно обдумывая ее окончательную отделку и подготовку к печати, но все же не опубликовал: был чрезвычайно требователен, и прежде всего — к себе.
Редакция журнала «Москва» предлагает вниманию читателей эти материалы в надежде, что строки Л.И. Бородина им столь же дороги, сколь и всем знавшим его и имевшим честь работать с ним рядом.

Комментарии
Людмила Корина
2012-11-09 14:25:09

Отрывок из поэмы Леонид Иванович прочитал на встрече с читателями в ЦДРИ в ноябре 94го, которую снимала я на видео и дочь писателя Оля.Все мои видеозаписи сохранились - освящение фасада и комнат редакции, посещение  скульптора Клыкова, подарившего барельеф Георгия Победоносца на фасаде здания редакции с названием журнала "Москва" -Арбат 20, концерт артистов в день рождения Бородина 14.4.94. Спасибо за новые публикации .Генуя 9.11.12

Людмила Корина 19.9.17 Генуя


Рецензии