Дед-Дуб-Сноп наш

Iа ЧенслоБг уцте дне нашiя а рещеть Бъговi ченсла сва А быте дне Сврзенiу нiже боте ноще а оусноуте Тоi бо се есе Явскi а Сыi есте во дне Бжьстiем А в носще нiкii есь iножде Бг ДiдДубСноп наш
И Числобог считает дни наши и речет Богу числа все - да быть дню небесному или же быть ночи, и уснуть. Те ведь есть Явские, и Сей есть во дне божеском. А в ночи никого нет, лишь бог Дед-Дуб-Сноп наш

Основание студентом M.Н. Муравьевым Московского Общества Математиков

1 октября 1796г. родился Михаил Николаевич Муравьёв-Виленский, граф, российский государственный деятель, генерал от инфантерии.
Род Муравьёвых стал известен в XVIII в. и дал стране целую плеяду видных общественных, государственных и военных деятелей. Отцом Михаила Николаевича был генерал, участник наполеоновских войн Николай Николаевич, братьями — декабрист Александр, военный и государственный деятель Николай (позже получивший почётную приставку к фамилии «Карский») и православный духовный писатель и историк Андрей.
Михаил Николаевич получил хорошее домашнее воспитание и в 1809г. поступил на физико-математический факультет Московского университета. Муравьёв показывал блестящие успехи в учебе и в возрасте 14 лет основал Московское математическое общество, в котором читал бесплатные публичные лекции по некоторым дисциплинам. Деятельность «Общества» получила прикладную направленность по подготовке колонновожатых — будущих офицеров Генерального штаба. Несмотря на юный возраст, Муравьёв, вступивший к этому времени в действительную военную службу, был назначен экзаменатором при Генеральном штабе. В начале 1812г. он был произведён в прапорщики свиты Его императорского величества, а весной того же года был прикомандирован к начальнику штаба Западной армии графу Л. Л. Бенингсену. В возрасте неполных 16 лет он участвовал в боевых действиях начавшейся Отечественной войны. Находясь во время Бородинской битвы на батарее Раевского, Муравьёв был тяжело ранен и долгое время лечился в тылу.
В начале 1813г. он был вновь отправлен в действующую армию и принял участие в знаменитой битве под Дрезденом. После заграничных походов русской армии Муравьёв возвратился в Россию и занимался преподавательской деятельностью в школе колонновожатых. К этому времени относится его сближение с будущими декабристами и участие в ряде тайных обществ — «Священной артели», «Союзе спасения» и «Союзе благоденствия». После выступления в 1820г. лейб-гвардии Семёновского полка он оставил революционную деятельность. В конце 1820г. Муравьёв, произведённый к тому времени в подполковники, вышел в отставку по состоянию здоровья и поселился в своём имении в Смоленской губернии. В начале 1826г. он был арестован по делу декабристов и заключён в Петропавловскую крепость, однако в июне того же года был освобождён и вскоре вновь зачислен на службу.
Летом 1827г. Муравьёв был назначен витебским вице-губернатором, а спустя год стал губернатором Могилёвской губернии. На этом посту Михаил Николаевич проводил активную политику по русификации белорусских земель; по его инициативе в губернии вместо прежнего литовского законодательства было распространено общероссийское, а в делопроизводстве был введён русский язык вместо польского. Деятельность Муравьёва в Могилёве пришлась на время польского мятежа 1830-1831 гг., однако благодаря энергичным мерам он не допустил его распространения на вверенную ему губернию. В 1831г. он был назначен гродненским губернатором. На этом посту Муравьёв снискал репутацию истребителя крамолы, чрезвычайно жёсткого и грубого администратора. Результатом беспощадной борьбы Муравьёва против польской шляхты стали многочисленные заговоры и доносы против него, в результате которых в 1835г. он был перемещён на должность курского военного губернатора.
Летом 1842г. Муравьёв стал сенатором и тайным советником, и был назначен на должность управляющего Межевым корпусом, в 1849г. ему было присвоено звание генерал-лейтенанта, а в 1850г. он стал членом Государственного совета. При императоре Александре II карьера Михаила Николаевича стремительно пошла в гору: в 1856г. он был произведён в генералы от инфантерии и назначен председателем Департамента уделов, а спустя год — министром государственных имуществ.
В начале 1863г. в западных областях Российской империи вспыхнул новый польский мятеж, и в мае того же года Муравьёв был назначен генерал-губернатором с чрезвычайными полномочиями сразу семи губерний — Виленской, Ковенской, Августовской, Витебской, Минской, Могилёвской и Гродненской. К весне 1864г. усмирение края было завершено. В годы своего правления он проводил политику радикальной русификации западных областей, а за решительность и непреклонность в подавлении мятежа либеральной общественностью был прозван «Вешателем».
В апреле 1865г. М. Н. Муравьёв был уволен с занимаемых должностей по собственному желанию и получил титул графа и почётную приставку к фамилии — Виленский.
В апреле 1866г. он был назначен председателем комиссии по делу о покушении Д. В. Каракозова на императора, однако пошатнувшееся здоровье не позволило ему довести расследование до конца.
Михаил Николаевич Муравьёв-Виленский скончался 31 августа (12 сентября) 1866г. в возрасте 69 лет и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Лит.: Н.К. Имеретинский. Воспоминания о графе М.Н. Муравьёве. Исторический вестник, 1892. Т. 50. н.12;
Д.А. Кропотов.Жизнь графа М.Н. Муравьёва в связи с событиями его времени и до назначения его губернатором в Гродно. СПб., 1874
М.Н. Муравьёв-Виленский. Готов собою жертвовать…М., 2009
В.В. Розанов. Был ли жесток М.Н. Муравьёв-Виленский?. Русское слово, 24 сентября 1896г. н.257
Р.М. Сорокин. Н. Муравьёв в Литве. 1831г. Русская старина, 1873. Т. 8. н.7
Президентская библиотека
http://www.prlib.ru/History/Pages/Item.aspx?itemid=1124

Глава III Основание студентом M.Н. Муравьевым Московского Общества Математиков
Последние месяцы 1810 года Николай Николаевич находился в С.-Петербурге, куда он ездил для определения на службу второго своего сына Николая, колонновожатым в свиту Его Величества но квартирмейстерской части, где старший его сын Александр служил уже около года. Во время довольно продолжительного отсутствия отца, студент Михаил Николаевич оставался в Москве полным хозяином дома. Под его надзором находились двое младших братьев, Андрей и Сергий, бывшие тогда еще во младенчестве.
К этому времени, то есть к концу 1810 года, должно отнести составление Михаилом Николаевичем устава Московского Общества Математиков — обстоятельство весьма интересное и по своим последствиям и как первый опыт его общественной деятельности. Общество это составлено было им большею частью из товарищей его, любителей математики, студентов и кандидатов университета, к которым присоединились потом и некоторые из старших преподавателей. Оно имело целью распространение в России математических знаний посредством издания лучших современных сочинений. Составленный молодым Муравьевым черновой проект устава общества по возвращении в Москву отца был передан сему последнему на разсмотрение.
Покойный А.П. Болотов полагал, что первая мысль этого устава, равно как и самого общества, возникла вследствие основавшихся около того времени разных ученых обществ при московском университете, напр. императорского — истории и древностей российских и потом любителей российской словесности. Но Общество любителей словесности основалось позднее Московского Общества Математиков, по крайней мере устав сего последнего, как видно из дел министерства народного просвещения, получил высочайшее утверждение двумя месяцами ранее устава общества любителей российской словесности.
Едва ли не будет ближе к истине искать происхождения Общества Математиков в пробудившемся тогда всеобщем и умственном движении, особенно между университетскою молодежью, не удовлетворявшеюся старинными программами своих старых профессоров. Не могли же оставаться в стороне от этого движения одни точные науки, применение которых к ежедневным потребностям общества встречались на каждом шагу. Весьма основательно замечает в своей брошюре г. Путята, что в начале нынешнего столетия в западной Европе математические науки были в полном своем развитии, озарялись знаменитостью имен Лагранжа, Лапласа, Монжа, Лежандра и многих других, привлекали всеобщее внимание и значительно изменили характер и систему всего прежнего учения. При преобразовании учебной части во Франции, после первых бурь революции, математика была поставлена во главе предметов преподавания. Слава политехнической школы простиралась повсюду. Направление это отразилось и в нашем отечестве. Польза математики неоспорима для образованного военного человека, а большинство молодых людей готовилось у нас к военной службе. Bсе стали учиться математике, которая при первых порывах сделалась, так сказать, модною наукою. Возникшая в голове молодого Муравьева мысль об основании Общества Математиков, без coмнения, составляет немаловажную заслугу в деле распространения у нас одной из самых полезных для общежития отрасли знаний. Нельзя не удивляться необыкновенной проницательности юного математика, умевшего угадать настоятельную потребность своего времени.
Первоначальной редакции устава Общества Математиков до нас не дошло. Известно только, что при самом начале предполагалось направить деятельность Общества к занятиям преимущественно ученым и, как можно судить на основании показаний современников, — к издательским. Члены общества должны были способствовать распространению математических, познаний посредством изданий сочинений и переводов. Для обсуждения порядка будущей деятельности общества и определения правил устава первые члены Общества Математиков собирались на заседания в доме Муравьевых, нa Большой Дмитровке. — При более внимательном разсмoтрении первоначальной редакции устава, по статьям, пришлось отказаться от многих предположений, казавшихся сначала основательными. Известная всем медленность распространения полезных истин даже в сословиях, получивших уже некоторое образование, должна была породить осмотрительность в затрате небольших еще средств и сил общества на предприятия сомнительные, к каковым, по всей справедливости, следовало отнести и издания математических книг, имеющих весьма немногих потребителей. Заседания эти, обыкновенно происходившие в присутствии Николая Николаевича Муравьева, привели к выводу весьма практическому, что умножение математических книг не составляет еще лучшего способа к распространению математических знаний. Склоняя молодых ученых к этому выводу, Николай Николаевич, под председательством которого происходило разсмотрение устава, заметил, что прежде чем приступать к изданию математических сочинений, не мешало бы еще озаботиться о подготовке людей, способных пользоваться подобными сочинениями, что в настоящее время число таких людей весьма ограничено, и поэтому полагает, что цель общества всего скорее будет достигнута открытием публичных и безденежных лекций математических и военных наук в современном их состоянии...
Дмитрий Андреевич Кропотов (1817-1875). Жизнь графа М.Н. Муравьева, в связи с событиями его времени и до назначения его губернатором в Гродно: биографический очерк, составленный Д.А. Кропотовым. Санкт-Петербург: в типографии В. Безобразова и комп., 1874. 550с.
http://dlib.rsl.ru/01003604069
http://www.knigafund.ru/books/8511/read#page63


Рецензии