Охота на зайцев

Выйдя из автобуса, Антон направился к платформам городской железнодорожной станции, чтобы сесть на электричку. Следуя к зданию, в котором располагались турникеты для прохода к платформам, он увидел слева от себя идущую от здания станционного вокзала к тем же, что и он, проходным целую колонну билетных контролёров. Они выделялись из общей толпы идущих к электропоездам пассажиров своей форменной одеждой – тёмно-синими куртками с белыми световозращающими полосами. А через плечо у каждого был перекинут ремень мобильного кассового аппарата, удерживаемого контролёром-кассиром в руке.

Вот уже третий день после новогодне-рождественских каникул Антон, направлявшийся каждое утро на электричке на работу в Москву, наблюдал весьма странное скопление билетных контролёров в электропоездах. Их поведение заметно отличалось от того, которое он ранее привык видеть в году прошедшем.

В прошлом году контролёр в сопровождении двух охранников почти ежедневно появлялся в электричке, на которой Антон ехал в Москву. Проверяющие заходили в первый либо последний вагон электропоезда и следовали по всему составу, постепенно проверяя проездные документы у пассажиров. «Зайцы»-безбилетники, видя, что в вагон зашёл контролёр, тут же соскакивали с мест и направлялись в тамбур вагона, который был впереди по ходу движения контролёра. И на следующей остановке, когда машинист электрички открывал двери для выхода пассажиров на платформу, «стая зайцев» стремительно перебегала из вагона, где был контролёр в вагоны, в которых тот уже билеты проверил.

И это продолжалось изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Все, в том числе и Антон, к этому уже так привыкли, что эти «бега» ни у кого даже не вызывали улыбок.

И вот теперь с наступлением нового года на каждый электропоезд «набрасывался» целый «взвод» контролёров с охранниками, одновременно оккупируя сразу все вагоны поезда. Не покидая вагон, каждый контролёр следил, подобно кондуктору автобуса, за оплатой проезда пассажирами в отдельно взятом вагоне. Хотя, в отличие от автобусного кондуктора, контролёру электрички было значительно сложнее запоминать лица уже проверенных пассажиров, поскольку их по количеству в вагоне было значительно больше, чем в автобусе. Кроме того пассажирам никто не запрещал перемещаться в другие вагоны и менять свои места, что создавало дополнительные трудности для контролёров и для их зрительной памяти.

А отсюда увеличивалось количество конфликтов, когда контролёр «приставал» с проверкой к тому, у кого он до этого проездной документ уже проверил, но не смог запомнить этого пассажира в лицо.

И вполне естественно, что тут же, практически от каждого такого пассажира, контролёр получал вполне заслуженный упрёк, а вернее сказать что-то похожее на то, как собаки огрызаются на тех, кто соизволил их потревожить.

Но для членов вышеупомянутой «стаи зайцев» такое размещение контролёров значительно ухудшило их жизнь, сделав практически бесполезными перебежки между вагонами, так как в каждом из вагонов они тут же попадали «в лапы» очередного контролёра.

А вот для законопослушных пассажиров, к коим относился и Антон, поведение контролёров создавало в вагоне на время всей поездки весьма «взрывоопасную» нервозную атмосферу. Что перед началом рабочего дня не очень-то радовало любого из них.

Поэтому Антон, когда контролёр проверял его проездной документ, старался заговорить с ним, чтобы в памяти контролёра отложилась физиономия Антона, и за те полчаса, что требовались Антону для «путешествия» в Москву, контролёр больше бы не приставал к Антону и не вызывал у него лишних отрицательных эмоций.

Антон для общения с контролёром выбрал для себя один стандартный вопрос:

– Это что у вас, «охота на зайцев»?

И в ответ, как правило, получал стандартный ответ:

– Да, что-то в этом роде.


Холода в Москве на рождественские праздники, когда столбик термометра достиг отметки в -35 градусов, после каникул лишь только начали спадать. Поэтому, стоя на платформе и ожидая электричку, Антон основательно закутался в пуховик, накинув поверх шапки его капюшон и засунув одетые в перчатки руки в глубокие карманы.

Антон привык ездить в Москву в первом вагоне электрички и стоял на платформе там, где при остановке электропоезда у платформы должна была оказаться вторая дверь этого вагона.

Поезд подошёл к платформе, и Антон заметил, что сидячие места второго вагона полностью заняты пассажирами, а вот в его «любимом» первом вагоне было всего три пассажира. Это несколько озадачило Антона, так как он понял, что, скорее всего, первый вагон плохо отапливался, поэтому люди из него попросту «сбежали» в другие вагоны. Но Антон всё-таки решил войти в первый вагон.

Подозрения Антона подтвердились – в вагоне было весьма прохладно, температура, видимо, была близкой к нулевой отметке. Пар от дыхания сидящих в нём редких и стойких пассажиров струился вверх к потолку вагона, а на окнах вагона начинала «расплываться» вуаль тонкой ледяной плёнки.

Антон сел на сидение рядом с проходом, сбросил с головы капюшон пуховика, опять засунул руки в перчатках в его карманы.

На следующей остановке, которую поезд сделал на станции ещё одного города ближнего Подмосковья, в вагон вошла внушительная толпа новых пассажиров, которые, несмотря на плохое отопление вагона, всё же расселись на свободные места.

И вдруг со стороны спины Антон услышал:

– Так, приготовим билетики для проверки, – это был голос женщины-контролёра, вошедшей в вагон следом за толпой пассажиров.

Через мгновение контролёр оказалась перед Антоном и, обращаясь к нему, сказала:

– Ваш билет?

Антон достал руки из кармана и ответил ей с улыбкой:

– Что-то нет желания перчатки снимать.

Но контролёр не стала поддерживать шутливый тон Антона и настойчиво потребовала:

– Мужчина, если есть билет – показываем, если билета нет – прошу пройти на выход.

Услышав в ответ на свою шутку такое принципиальное требование, Антон тоже решил быть принципиальным. Сняв перчатки и достав из сумки проездной билет, он, протягивая его контролёру, спросил:

– А вам не стыдно при таких условиях в вагоне требовать у людей для проверки билеты на проезд?

– Я на службе и это моя работа.

– В таком случае, поскольку вы являетесь представителем компании, оказывающей мне, вашему клиенту, услугу по перевозке, требую принять меры, чтобы условия перевозки пассажиров соответствовали норме в части соблюдения комфортности перевозки.

– Я вижу, вы хотите поскандалить?!

– Нисколько.

– Гражданин, всё-таки перед вами женщина, и не подобает мужчине скандалить с женщиной, тем более вам незнакомой.

– Передо мной в настоящий момент не просто женщина, а сотрудник перевозочной компании, оказывающей мне услугу по моей перевозке. Причём при исполнении служебной обязанности, о чём вы мне сами минуту назад соизволили сообщить. А поскольку именно вы, представитель перевозочной компании, сейчас непосредственно контактируете со мной, я и требую именно от вас принять мою претензию о нарушении договора об оказании мне услуги со стороны вашей компании и принять меры к наведению порядка. И ничего здесь скандального я не вижу.

– Принять меры к наведению порядка? – фыркнула контролёр. – И в чём же нарушение? Холодно в вагоне? Ну, так зима холодная на улице. Может быть, прикажите костёр здесь в вагоне развести?

– Ну, что ж, оригинальное решение. Приказывать не буду, но было бы интересно посмотреть, как бы вы это устроили. И что использовали бы в качестве дров? У каждого из ваших помощников из охраны я видел на плече по планшету. Помощников в поезде сегодня, наверное, человек двадцать. Так что у них там, в планшетах, куча бланков для составления протоколов, отчетов. Видимо с них и начали бы поджигать костёр?

Антон сделал секундную паузу и продолжил:

– Впрочем, всё это всего лишь шутка. А вот совсем не шутка в том, что ваша перевозочная компания обязана предоставлять клиентам комфортные условия перевозки. А комфортность поездки в этом вагоне серьезно соперничает лишь с комфортностью проезда на его крыше – здесь, в вагоне, лишь чуть-чуть потеплее, да и ветра нет.

– И что же я, по-вашему, могу с этим поделать? Я и так уже передала по внутренней связи машинисту информацию о том, что в вагоне холодно.

– Да, конечно, это правильное решение с вашей стороны. Тем более машинисты и без вас сами это знают, поскольку им приходится осматривать вагоны во время движения. Но я бы хотел, чтобы вы передали следующее не машинисту, а своему руководству – ваша перевозочная компания не выполняет условия перевозки и, тем не менее, получает при этом с клиентов деньги. А это незаконное получение прибыли. В общем, подсудное это дело. Так и передайте. Кстати, вы, как контролёр-кассир, получению этой незаконной прибыли способствуете.

Услышав о незаконном получении прибыли, контролёр сразу же поспешила закончить общение с Антоном, направившись к другим пассажирам проверять их билеты. Удаляясь, она всё же отпустила в адрес Антона реплику:

– Почему бы вам не позвонить на номер «горячей линии» и через них передать это требование руководству?

Антон, понимая, что его «принципиальный разговор» с контролёром закончен и он хорошо «отпечатался» в её зрительной памяти, попробовал вернуться к шуточному тону:

– Ну, насколько я могу судить по своему опыту, толк от вашей «горячей линии» может быть только в том случае, если её в полном составе посадить в этот вагон вместе с нами, мёрзнущими пассажирами. Пусть коллеги ваши своим «горячим» дыханием и «горячим пылом» своих тел вагон обогревают. Вместо вышедших из строя вагонных электропечек…



январь 2017 г.


Рецензии
Повоевал Антон с контролёром и всё - тепло. Другие же мёрзнут, а молчат Наверное помнят фильм о том, что бывает и один в поле воин. Антон хоть язык у них на виду погрел.

Нина Климович 3   03.02.2017 19:12     Заявить о нарушении