Попутчики

ПОПУТЧИКИ
1.
Очередной  мой  вояж  по  России – это  две  ночи  в  пути  туда  и  столько  же  обратно.
И  вот,  отсидев  четыре  часа  в  неуютном  и  холодном  Ладожском  вокзале  в  ожидании  своего  поезда,  я  со  своим  неподъёмным  баулом  дотащилась  до  вагона,  толпа  напирала  так,  что  сшибала  с  ног,  пришлось  огрызнуться  черным  юмором -все  там  будем…
Баул  помогли  втащить  по  высоким  ступенькам,  еще  несколько  метров  по  узкому  коридору  и  я  у  своего  купе,  и,  как  всегда,  первая…
Осталось  дождаться  попутчиков,  переодеться  и  завалиться  на  свою  нижнюю  полку..
Толчея  в  узком  коридоре - чемоданы,  люди,  дети…
Остается  только  гадать,  с  кем  ехать  мне.
И  вот  все  пассажиры  нашли  свои  места,  к  моему  купе  подошли  два  около- сорокалетних  мужчины.  Мы  определились,  что  едем  вместе  и  обрадовались,  что  едем  без  детей.
И  тут  в  наш  вагон  ввалилась  толпа  провожающих,  пришлось  уступить  место  для  их  устройства,  через  несколько  минут  толпа  вышла,  а  в  купе  остались  молодая  женщина  и  двухлетняя  девочка.  Все  4  полки  заняты,  кислород  делим  на  пятерых…
Ехать  долго,  придется  знакомиться  и  общаться.

Мужская  половина  из  двух  Юр  расположилась  на  верхних  полках,  женская  на  нижних.
Но  перед  сном  мужчины  заварили  себе  лапшу  быстрого  приготовления  и  по  очереди,  присев  к  заваленному  столику,  поужинали.  Купе  сразу  пропахло  бич-пакетным  запахом.
Все  попутчики  едут  до  Липецка,  значит  впереди  вечер  и  одна  веселая  ночь.
Юля  едет  к  родителям  из  Выборга - слово  за  слово  мы  все  разговорились,  Юра,  что  постарше,  больше  отмалчивается,  из  разговоров  ясно,  что  они  едут  из  командировки,  получив  массу  впечатлений  от  Петергофа  и  Питера,  потратили  все  деньги   на  сувениры  и  подарки  родным.
Ребёнок  веселится  до  часу  ночи,  а  мы  тихонько  беседуем,  тема  подходящая – приграничный  город  Выборг  знаком  мне  по  многим  причинам,  а  Юля  живет  там  в  замужестве,  она  судебный  пристав  в  декретном  отпуске.  Город,  по  ее  словам,  погряз  в  коррупции,  все  квартиры  скуплены  работниками  таможни  и  сдаются  в  аренду. 
Жить  в  Выборге  скучно  и  не  интересно,  в  ближайшее  время  они  уедут  оттуда  или  в  Питер,  или  в  Липецк. 
Я  поделилась  своей  невеселой  историей,  связанной  с  этим  городом. 
Я  тоже  не  люблю  Выборг.
Юры  уже  сопят  на  верхних  полках,  маленькая  Василиса,  наконец,  угомонилась  и  всё  купе  заснуло.
Утро  началось  часов  в  девять  с  чаепития  и  перекура  на  какой-то  станции.
Едем  в  зиму -снег  и  мороз  на  всем  пути  следования  поезда.
Еще  несколько  часов  и  мои  попутчики  начинают  собираться.
Юры  так  и  не  разговорились,  хотя  приносят  кипяток  для  чая,  любезны  и  обходительны. Подозреваю,  что  тот,  что  постарше-  и  званием  постарше. 
В  Липецке  поезд  стоит  минут  двадцать,  мои  попутчики  попрощались,  Юлю  встретила  толпа  родственников,  я  выкурила  сигаретку  и  вернулась  в  купе,  а  там  уже  новый  попутчик.
Сразу  знакомимся,  чтобы  не  создавать  официоз  и  неловкость -  ехать  до  Ростова  нам  вместе – Михаил  на  верхней  полке  надо  мной. 
По  нескольким  ключевым  фразам  понимаю,  что  мой  новый  попутчик-  клиент  первой  кнопки,  он  цитирует  наизусть  целые  отрывки  известных  программ,  но  чтобы  не  портить  настроение,  не  спорю  с  ним,  а  только  иронизирую. 
Беседы  на  политические  темы  прерывает  его  коллега,  он  едет  в  соседнем  купе,  но  ввалился  в  наше,  подсел  к  столу,  представился  и  начал  оспаривать  умозаключения  Михаила.
Лицо  его  выдает  пристрастие  к  горячительному,  но  точные  замечания  в  адрес  своего  коллеги  располагают  меня  к  гостю.
Переглянувшись,  попутчики  поняли,  что  я  не  буду  против,  и  вот  уже  на  столе  стоит  бутылка  водки,  нехитрая  дорожная  снедь -  курица,  сало,  соленые  огурцы  и  хлеб. 
Я  поделилась  одноразовыми  тарелками,  приборами  и  салфетками,  а  так  бы  всё  вывалили  на  газету  и  рвали  бы  руками,  но  на  то  я  и  запасливая  женщина,  чтоб  устроить  всё  культурно.
Я  скромно  достала   свою  самолетную  бутылочку  красного  вина  и  так  мы  ехали  часа  два-  они  пили  водочку,  а  я  свои  двести  грамм.  Чтоб  не  ругаться  на  политические  темы,  перешли  на  позитивные  беседы,  истории  из  своей  жизни.
Водка  закончилась,  в  ход  пошло  пиво-  тут  и  мне  перепала  пара  стаканов.
Часам  к  десяти  я  знала  о  своих  попутчиках  много  интересного,  наболевшего  и  трагичного.
Михаил  достал  стратегический  запас-  фляжку  с  коньяком  и  заказал  кофе.
Поезд  остановился  на  заснеженной  станции  и  к  нам  в  купе  на  нижнее  место  сел  пожилой пенсионер.  Мужчины  сразу  познакомились  и  перекинулись  несколькими  фразами.
Как  оказалось,  все  едут  до  Таганрога,  выходят  в  Ростове  в  четыре  утра.
Гость  ушел  на  своё  место,  а  новый  попутчик  расстелил  постель  и  сразу  лег.
Михаил  залез  на  верхнюю  полку,  через  несколько  минут  он  уже  спал,  а  мы,  как  водится  в  поезде,  разговорились.  Я  поняла,  что  Николай  Иванович  хочет  выговориться,  пожаловаться  на  судьбу,  поделиться  горем.  Ведь  мы  больше  никогда  не  увидимся,  и  всё  останется  между  нами. Ему  около  семидесяти,  едет  к  дочке,  подставить  плечо,  ведь  своего  ума  в  голову  не  добавишь.
Я  слушаю  его  и  чувствую,  как  он  переживает  за  свою  дочь,  как  нескладно  всё  в  её  жизни  и  какая  безысходность  во  всей  ее  ситуации.
Ранним  утром  мужчины  тихонько  покинули  купе  и  я,  оставшись  одна,  наконец,  расслабилась.
Но  дверь  заскрипела  и  на  нижнюю  полку  присела  молоденькая  девчушка.
Через  несколько  минут  она  ловко  заправила  своё  место  и  свернулась  калачиком  под  одеялом.  Спать  осталось  совсем  немного,  в  десять  утра  я  уже  буду  в  Краснодаре,  подъём  в  девять,  но  телефон  сел,  розетка  только  в  проходе  и  будильник  моя  новая  попутчица  поставила  на  своем  гаджете.
Солнце  уже  светило  в  мутное  окно  и,  не  дожидаясь  звонка  будильника,  я  стала  потихоньку  собираться.  Проснулась  и  Настя.  Она  ехала  в  Сочи  на  сборы, занимается  акробатическими  танцами  и  колесит  по  всей  стране,  вот  почему  у  нее  так  ловко  всё  получилось - я  сразу  отметила,  что  едет  бывалая  путешественница.
За  окном  замелькали  приметы  большого  города,  я  вытащила  из - под  полки  свою  неподъемную  ношу  и  потащилась  в  тамбур.
Так  получилось,  что  в  этом  поезде  я  ехала  второй  раз,  и  даже  проводники  оказались  те  же, пришлось  написать  благодарность  за  душевность.
 
Две  ночи  с  незнакомыми  людьми  в  замкнутом  пространстве  оказались  не  настолько  ужасны  и  скучны,  как  я  предполагала, ведь  я более   двадцати  лет  не пользовалась  услугами  железной  дороги, и только  в  сентябре прошлого года отважилась, и  в  декабре повторила этот  подвиг.. 
Можно  сказать,  что  с  попутчиками  мне  повезло.
В  вагоне  было  по - домашнему  тепло,  дружелюбно  и  спокойно,  горячий  чай  с  лимоном,  откровения  попутчиков,  заоконные  зимние  пейзажи  необъятной  родины,  и  белый  снег,  скрывающий  разруху  и  серость  разрушений,  сделали  поездку  относительно  позитивной  и  приятной.  Время  в  пути  пролетело  незаметно.  Чтиво  осталось  невостребованным.
Возможность  размять  ноги  и  подышать  морозным  воздухом  с  паровозно- табачным  дымком  на  коротких  остановках  внесли  в  путешествие  по  стране  длиною  в  две  с  половиной  тысячи  километров  неповторимый  колорит.


2.

Дорога  обратно  тоже  оказалась  интересной,  ведь  трехнедельная  поездка  по  местам,  где  я  никогда  не  была,  предполагает  новые  впечатления,  встречи  и  опыт. 
Многое  я  видела  впервые.
Я  приехала  на  краснодарский  вокзал  за  несколько  часов  до  отхода  поезда. 
Зал  ожидания  забит  битком,  вышла  в  проходной  зал  и  присела  на  гранитный  постамент  памятника  вождю  пролетариата,  подложив  под  зад  перчатки  для  удобства. 
Но  усидеть  на  таком  почетном  месте,  не  отморозив  кусок  тела,  долго  невозможно.
Заглянула  в  зал  и  увидела  освободившееся  место  в  первом  ряду.  Подтащила  свой огромный  чемодан  и  села.  Рядом  со  мной  оказалась  седая  бомжиха,  которая  за  несколько  минут  поведала,  что  зять  выгнал  из  дома,  живет  на  вокзале  и  днем  ходит  на  работу. 
Отвела  глаза  в  дальний  угол  и  насчитала  еще  трех  опухших  бездомных  с  кутулями  под  лавками. 
Мне  стало  просто  невыносимо,  и  увидев  освободившееся  место  в  другом  конце  зала,  я  быстро  перебежала  туда.
Два  ряда  занимали  женщины  примерно  одного  возраста - после  сорока. 
Я  достала  журнал  и  отвлеклась  от  суеты.  Но  уши  мои  слышали,  что  все  едут  с  армейской  присяги  в  элитной  части.
Они  разговаривали  между  собой  о  том,  что  сыновья  болеют,  лекарства  свои  давать  запрещено,  в  медсанчасти  лекарств  нет,  кормят  новобранцев  отвратительно. 
Они  ехали  в  разные  стороны  страны,  но  связала  их  общая  боль  за  детей. 
Часы  ожидания  в  неуютном  зале  тянулись  медленно,  по  проходу  туда-сюда  ходили  неопрятные  люди,  полицейские  с  собаками,  ряженые  казаки.  Служивые   не  замечали,  что  зал  ожидания  превращен  в  ночлежку  и  бомжи  живут    почти  в  каждом  ряду. 
На  всех  выходах  и  входах  рамки,  полиция  и  охранники. 
За  полчаса  до  прибытия  поезда  я  вышла  на  перрон.
Фирменный  двухэтажный  состав  подошел  раньше  времени  и  я  поднялась  в  свой  вагон. 
В  купе  было  занято  одно  место,  поставила  чемодан  на  узенький  проход,  извинилась  за  ночное  вторжение  и  заправила  свою  полку.
Через  пару  минут  подтянулась  супружеская  пара. 
Полночь  не  располагала  к  беседе,  но  несколько  моментов  мы  успели  обсудить. 
Пожилая  дама,  услышав  нашу  беседу,  сказала,  что  очень  любит  свою  страну. 
А  мы   и  не  возражали.
На  этой  высокой  ноте  мы  заняли  свои  места  и  притихли. 
Дама  не  представилась,  но  ехала  до  конечной,  до  Питера. 
Пара  до  Рязани,  до  вечера  следующего  дня.
Поезд  набрал  скорость  и  помчался  на  север,  в  зиму.
Утро  традиционно  началось  с  чаепития.  Супруги  спрыгнули  с  верхней  полки,  умылись  и   залезли  обратно.  Там  и  завтракали,  читая  электронные  книги. 
Время  от  времени  мы  обсуждали  общие  темы  и  события. 
Пожилая  дама,  как  оказалось,  уже  сорок  пять  лет  преподает  в  строительном  техникуме,  она  жаловалась  на  тупость  своих  учеников,  возмущалась  безобразной  медициной,  маленькой  пенсией,  маленькой  зарплатой  дочери  с  тремя  высшими.
За  что  она   любит  свою  родину,  я  так  и  не  услышала.  Но  больше  о  своих  чувствах  не  говорила  и  в  наши  разговоры  особо  не  вмешивалась. 
Около  пяти  вечера  в  купе  принесли  ужин.  Это  было  нечто  неудобоваримое  на  вид  и,  прочитав  заранее  отзывы  на  сайте,  я  не  рискнула  отравиться  щедротами  РЖД. 
Попутчики  съели  без  восторга,  но  и  без   последствий.
К  восьми  вечера  поезд  дотащился  до  Рязани.  Супруги  слезли  с  верхних  полок,  быстро  собрались,  попрощались  и  вышли  на  заснеженный  перрон. 
В  купе  стало  тихо  и  скучно.
К  нам  зашел  молодой  парень.  Молча  разделся,  молча  застелил  верхнюю  полку  и  до  утра  затих,  и  даже  не  раскрыл  принесенный  проводником   ужин.
Часов  в  десять  дама  уснула,  я  дочитала  журнал  и  выключила  ночник  над  головой. 
В  семь  утра  все  начали  собираться,  за  окном  уже  мелькали  пригороды  Петербурга.
Я  вышла  в  тамбур,  состав  замедлил  ход  и  остановился  у  перрона,  толпы  пассажиров   вывались  из  двухэтажного  состава  и  потекли  в  сторону  метро.
Простившись  с  попутчицей,  слилась  с  невыспавшейся  массой  и  пошла  своей  дорогой. 
Только в международном  зале  Финляндского  вокзала,  увидав  в  расписании  название  своего  города,  я  осознала,  что  можно  расслабиться и мой  трехнедельный  вояж  по  необъятным  просторам  страны  через  несколько  часов  закончится. 
Скоростной  поезд "Аллегро" быстро домчит  меня  до  родного  дома  за  пределами  России.






14. 01.2017.
Хельсинки.

(фото из личного архива)









----------


Рецензии