Благовенный Галдан Бошокту-Хан

Мой небольшой рассказ о благословенном правителе Джунгарии Галдан Бошокту-Хане, ламе сложившем с согласия Далай-Ламы духовный сан ради защиты родной земли.

В 1690 год г. началась ойратско-маньчжурская война, Китайский император Канси, обеспокоенный усилением роли ойратов в Великой степи, начал военные действия против варваров западной Монголии. В июле 1690 г. он направил две маньчжурские армии в поход против Галдан-Бошогту-хана. Надо отметить что против собратьев Великой степи вышли и сородичи - южные монголы и халхи-монголы. Императоры оседлых народов вели хитрую политику стравливания монгольских народов, потому что они помнили уроки падения от объединенного Чингиз-Ханом монгольского этноса и нельзя было допустить повторения наступающей катастрофы. Но не смотря на перевес в численном составе маньчжуры несли потери: 26 июля 1696 г. в битве на реке Улдза, на северо-востоке Халхи, джунгарский хан, хан маленького, но гордого народа разгромил маньчжурский корпус. Еще большая катастрофа наступила в следующем месяце - в августе в четырехдневном сражении при Улан-Бутуне огромная стотысячная китайская армия под предводительством императора Канси не смогла разгромить двадцатитысячное джунгарское войско под командованием Галдан-Бошогту. Как будто боги войны Махакала,Ваджрапани вели ойратов в бой, и в каждом воине пела воем кровь волков. Это была победа, победа духа над силой, но не победой в войне.
Маньчжуров было много, как саранчи в начале лета и они оккупировали большую часть территорию Северной Монголии.Под контролем Галдана оставалась небольшая часть Халхи и он отошел в Кобдо.

Давайте вспомним предшествовавшие этому события. В мае 1691 г. маньчжурский император Канси организовал в Долонноре съезд халхаских ханов и знати, призванный юридически оформить вхождение Халхи в состав империи Цин. Основным итогом совещания было административное включение Северной Монголии (Халхи) в состав Цинской империи. Галдан-Бошогту безуспешно пытался привлечь на свою сторону кого-либо из правителей Халхи. Спустя века я думаю- о чем ты думал мой великий Хан?Ты понимал все особенности информационно - идеологической войны, ты знал что оседлые народы никогда не будут верить детям Свободной Степи, ты знал что оседлые народы приклеют тебе и твои потомкам ярлык варваров, будут льстить слабым личностям, привлекать прелестями оседлой жизни - золотом,наложницами, спиртным. Они будут извращать Дух свободы Великой Степи, ломать народ изнутри морально-психологически развратом, алкоголем, алчностью. Ты знал это, мой хан. Но ты верил, что и халхи, это тоже понимают..

Летом 1693 г. Канси снова предложил Галдану принять маньчжурское подданство. На что получил уничижительный ответ, кусок материи завернутый, завязанный в узел имитирующий ухо свиньи. Не передать ярость императора Канси, но зная что только изнутри можно взять монголов император Канси вкладывал и вкладывал золото в подкуп ханов..

Многие сторонники и приверженцы Галдана стали покидать и переходить на сторону Цинской империи и Цэван-Рабтана. Осенью 1695 г. Канси, чтобы окончательно покончить с Галданом, организовал против него большой карательный поход. Три маньчжурских армии выступили в поход на ойратов. Во главе главной цинской армии находился сам император Канси. 13 мая пятитысячное войско Галдана-Бошогту потерпело от 50-тысячной цинской армии разгромное поражение на Тэрэлжее. В той битве хан Великой степи потерял жену Ану-хатун. Я расскажу тебе, мой читатель, как это произошло... Силы были неравны - 5 против 10, от стрел чернело небо, а от крови краснела земля. Ану-хатун, дочь степи, первая женщина Великого Хана, безгранично верящая в мужа, в его идеи о свободе Великой Степи, одела доспехи, и встала в строй наравне с мужчинами. Она погибла в бою и труп ее долго висел на главной площади Пекина как назидание монголам о неотвратимости оседлого образа жизни.
А хан, хан Великой Степи, хан небольшого народа, народа который дерзнул пойти войной против миллионной империи, хан, который выступал против ассимиляции своего народа пережил свою ханшу на 2 года -он умер в разгромной битве, когда ойратам некуда было бежать и единственной целью их было забрать на тот свет больше врага, и было в том сражении очарование той злой мужской безысходности, когда ты знаешь что ты приговорен, но от этого только поет твоя кровь, потому что ты воюешь обречено... Хан, хан Великой степи, чувствуя что его хотят взять живьем на потеху рабских народов раздавил носящий в зубах яд. (Он погиб в местности ныне именуемой сомон Тонхил аймака Говь-Алтай). Чтобы не допустить надругательства над трупом, не смотря на обреченность битвы тело Галдана соратниками было немедленно вывезено с поля боя сожжено и развеяно по степи.

И пришел в Западный Улус Враг, Враг,который вырезал ойратов. В результате того геноцида - от более чем полумиллионного народа Джунгарии, народа который имел дерзновение выступить против многомиллионной империи - осталось в живых не более 30 тысяч ойратов. Были вырезаны все мужчины ростом выше колеса телеги, а женщины были угнаны в рабство на потеху сластолюбцам оседлого народа. Среди убитых был мальчик по имени Орд, ему и не было 12 лет, возраста с которого мальчики монголы отвечают наравне с мужчинами за свои поступки, он был из племени торгутов, которые отличаются ростом и ширью и поэтому выглядел он взрослее своих 9 лет. Когда ему перерезали горло, горло мальчика виноватого только в том, что он ойрат, его душа, его божьЯ искра, сказала - я вернусь, я буду возвращаться в свой народ чтобы говорить о том, что было, о том, что нас губит, о том что мы великой народ Великой Земли.
Я приду рассказать всю правду.
И в степи наступила тишина.

Ойрат Джунгар


Рецензии