Настоящий друг

   
         Кажется, что  это было вчера, хотя прошло много лет с тех пор, как появился у меня замечательный друг – собака Туман. Привела её к нам  моя коллега и подруга Татьяна. Она никогда бы  не оставила  пса, если бы не обстоятельства. Мужа переводили в другую часть,  служить куда-то  за границу и, естественно, собаку с собой не возьмёшь. Родители их проживали далеко на Дальнем Востоке. Почему Татьяна решила оставить его в нашей семье?!  Наверно, потому, что собака с  рождения меня знала, радостно встречала, виляя хвостом, наровила поцеловать  меня в  лицо, что всегда ей удавалось.
                Вырос  Туман в большую красивую собаку, огненно-рыжего окраса, похожую на немецкую овчарку, с карими добрыми глазами, с покладистым и отзывчивым характером.
           Очень скучал Туман первое время по своим родителям.  Возвратившись с работы, я знала, если  его нет дома, значит, он в военном городке, будет лежать, скуля у двери пустой  квартиры. Его приучили ходить на поводке и носить в зубах предметы. Так и находила его я на поводке, лежащего у дверей  квартиры, тихо скулящего, положив голову на вытянутые передние лапы. Он всегда ждал меня в таком положении: глаза, закрыты, поводок грязный и весь искусанный. Понимая, что на поводке его я не уведу, садилась рядом с ним и начинала разговаривать. Говорила, ему на ушко: « Так в жизни бывает,  мы теряем, нас теряют. Так сложилась жизнь, но надо жить. Мы  тебя очень любим, а родители обязательно приедут».
                И происходило невероятное: собака открывала глаза, укладывала мне на колени голову, прекращала скулить, целовала мое лицо, вставала, брала в зубы поводок и шла вперед, что значило: «Пошли домой». Выйдя из подъезда, Туман  вставал рядом со мной, позволял взять поводок и так мы шли через городок, через мост, по полю к нашему с ним  дому. У меня складывалось чувство, что он понимает меня все больше и больше, а вскоре мы стали неразлучными друзьями
           Поводок  с него сняли и до самой кончины больше не надевали. Туман прекратил свои похождения  в городок. Часто у нас спрашивали, почему такую рыжую собаку назвали Туманом, а всё очень просто: родился он  серым с серебринкой, как утренний туман. Дети обожали его в школе, потому что он носил сумку хозяйки на работу, она работала в нашей деревенской школе биологом, а потом  терпеливо ждал её, лежа в тенёчке тополиной россыпи.
          Туман  знал много команд. Привычка носить предметы осталась одной из любимых, а носил он всё, что мог  взять в зубы, даже  грабли, с которыми мы ходили на болото. Он не позволял мне нести ничего в руках, обязательно заберет и с гордым видом умчится вперед, при этом ещё будет оглядываться,  не иду ли я забирать. Все деревянные ручки у граблей, мотыг, тяпок, кошей, корзин и других предметов были искусаны, исцарапаны его клыками.
              Много лет прожил у нас Туман, пожалуй, забыл своих прежних хозяев, я так думаю, а может, был гордым и не показывал нам свою тоску. Вся наша семья обажала умнейшего пса, может быть, он ещё и жил бы, если бы не случилась беда в одном из колхозных коровников.
       В деревне  у многих были охотничьи собаки, которых охотники выгуливали ночью, скорее всего, какая-то собака сбежала от хозяина и задрала телёнка. Вот и разложила ветеринарная служба приманку, отравленные куски мяса, вокруг телятников и коровников.
        А наш свободолюбивый пёс нашел такое мясо, если бы мы знали об этом. Я заметила, что Туман стал искать лужи и ложиться в них, когда мы ехали в лес за ягодой,  лакал воду больше чем когда - либо. Мы думали, что это горячее лето так на него действует, что ему так же, как нам жарко. В лесу он метался, не находя себе места, изодрал все маленькое болотце, выискивая живительную влагу и подолгу там лежал, а мы глупые не понимали, что видим своего любимцы последние часы, всё смеялись с него, шутили, что отведем его на речку и искупаем, но  не успели А речку он очень любил. Я его часто водила вечерами искупаться. На следующее утро, отец нашёл его в саду, на  любимом месте, лежащим бездыханно. Долго рыдали с сестрой, пока папа не отругал, а похоронили там же, где он любил нежиться - в тени старой ветвистой яблони.
           Часто вспоминаем Тумана, как спасителя от лесных ужасов,  которых у нас встречается немало в лесу и  болоте. Так однажды,  летом, помогали мы родителям убирать сено на Оборке по откосам канав, где наш отец работал,  был с нами   и Туман. Носился по берегу  от одного брата к другому, то к маме, то к отцу, то к сестре, то к её мужу.  И вдруг, взметнулся, как пружина  вверх,  на всех четырех лапах, он летит ко мне, бросается на покос, что-то блестящее хватает из-под босых моих ног. И  только теперь я вижу, что - это гадюка, которую он мотает из стороны в сторону, бьёт о свои бока, бросает на землю и разрывает на  части.  Но отходит, скуля, почесывая нос, который на наших глазах  начинает опухать, Туман  убегает в лес. До самого вечера никто его не видел,  только через несколько дней наш любимец возвратился домой веселый и здоровый.
     Это только один из случаев, а таких было много. Мы знали, что в лесу или на  болоте такой друг не подведёт, и смело ходили в тапочках или босиком.
Он был умным и хитрым. Как-то летом возвращаясь с ним из леса,  поймал он зайца, подошел ко мне, показал, что есть улов, сел за метров десять, положив зайца на землю, рядом прилёг, виляя хвостом, а когда я стала просить отдать его мне, подхватил  и больше ко мне не подходил, только дома отдал.
             Однажды Туман перепутал  зайца с кроликами, которых мы растили и утащил из клетки, а при этом также играл со мною, показывая, что он охотник.  Ох,  и намучились мы тогда, уговаривая вернуть кролика, которого он бережно держал, чтобы не задавить, но все же уговорили, вернул.
           А ещё он не понимал, что машина – это угроза жизни пока,  как-то,  раз  чудом остался жив, попав под машину, с тех пор пока жил, никогда не подходил ближе, чем за метров пять. Чувствовал себя Туман королем деревни, потому что ни одна деревенская собака не могла с ним справиться,  и гордо носил свою красивую голову.
      Но самое удивительное, что собака помнила добро, когда приехали в отпуск Сергей с Татьяной, Туман их узнал, бросился к ним, радостно виляя хвостом, визжа от  восторга,  расцеловал,  долго лежал у их ног, никуда не отпускал, следом ходил, как хвостик, но все же остался со мной. У нас ещё много было приключений. Туман был настоящим другом.



Рецензии