Как я научился читать

        Рассказ этот о детстве, конечно. Многое из моего детства я помню очень хорошо. Даже свои мысли и переживания. Думаю рассказ о том, что же побудило меня и как я научился читать в четыре с половиной года будет кому-нибудь интересен. Особенно тем людям у кого дети находятся в детсадовском возрасте.

Надо заметить, что время было менее яркое в книжной продукции для детей. Книжки нам в основном читали в детском саду. И не каждый день. Особенных мыслей о том, что нужно научиться читать, чтобы читать те сказки, которые нам зачитывали у меня не возникало. Зато были другие.

Вся группа детсадовская делилась, естественно, на мальчиков и девочек. Игры у нас, за редкими исключением были разные. Мы, мальчики, в этом, уже довольно солидном возрасте очень были озабочены тем, чтобы чем то опередить своих сверстников. Нужно было бегать быстрее, прыгать выше, кидать дальше, даже плевать и писать дальше другого. Тот мальчик, которому удавалось сделать что-то лучше чем другие, пользовался определённым уважением.

        В принципе, почти у каждого в арсенале была какая-нибудь победа. Собственно, вот этой борьбой за авторитет занимался и я. Не везде успешно. И в тот момент, насколько я помню, я попросил папу показать мне, как делается подножка. Это была моя задумка по перехвату лидерства в споре – кто самый сильный. Ну, он мне с удовольствием показал.

        Вскоре вышел очень удобный случай, когда Олежка, лучше всех умевший бороться, не поделил со мной какую то игрушку. Мы, по обыкновению мальчишек, улучив момент, когда воспитательница с нянечкой отлучились, пошли в раздевалку в окружении толпы зевак из детишек, обсуждавших возможные результаты схватки.
 
Борьба началась. Олежка сильнее, это показали предыдущие схватки. Олежка борол всех и никто на меня особо не ставил, однако, когда борьба началась, подбадривающие крики  были и в мою сторону. Особенно выделился голос Таньки, единственной, девочки, с которой я нашёл общий язык.

Обхватив друг друга, мы пытались повалить друг друга на пол. Я, в какой то момент изловчившись, обхватил ногу Олежки своей ногой и повалил в эту же сторону. Нога Олежки дёрнулась, но, не имея возможности двигаться, так и осталась на месте. Мы свалились. Я на Олежку. По правилам детсада это уже была победа, хотя возня под громкие вопли ребятишек ещё продолжалась. Забежавшая нянечка, тётя Роза, охая, прекратила нашу возню. Победа!

        Нужно было видеть лица ребят, которым не удавалось сделать то же самое. На какое то время я превратился в очень даже уважаемого мальчика. Сама тема, кто кого сильнее частенько стала проходить в моих разговорах с друзьями. Ребята обычно хвастаются, применяя эпитеты. Например: «Я сильный, как волк.» Или: «Я сильный как леопард», ну или «Я сильный как медведь.» В результате, возникла необходимость знать, – кто же самый сильный зверь. Кто сильнее? Тигр или леопард? Волк или леопард? Медведь или лев?

Мы с ребятами решили выяснить. Оказалось, что это не так то просто. Все взрослые отвечали по разному. Причём, иногда хитрили, говоря что, мол, вот если есть деревья, то сильнее может быть леопард, потому как, напав сверху, может сразу ударить по загривку.» Это была версия, например, моего папы. Но нам не надо «если». Нам нужно «точно».

Мама, придя вечером с работы, обычно что-то шила на швейной машинке, думая о чём то о своём. Подхожу я к ней. Спрашиваю: «Мама!»
– Мм?
– Мама, ты слышишь меня?
– Да.
– Мама, а кто сильнее, тигр или леопард?
– Не знаю.
– Мама, ну как не знаешь? Ну, тигр?
– Да.
– Или леопард?
– Или леопард.
– Мама, ты не слушаешь!

Мама перестала стучать на машинке. – Слушаю.
– Мама, а кто сильнее, тигр или леопард?
– Наверное тигр.
– А папа говорит, что леопард.
– Ну, наверное, леопард. – смеётся.
– Уф, мама, ты не знаешь! Мама, кто знает? Ты не знаешь!
Мама, переворачивая что-то там и начиная снова шить, – Вон книжки научись читать, там всё написано.

– В книжках? – Я прекрасно помнил, что в тех книжках, которые нам читали в детском саду ничего особенного не было. Одни сказки.
– Да, в книжках. В толстых. – Мама начала снова строчить на швейной машинке.

Пришёл в гости Игорёк с папой и мамой. Наши родители дружили и мы ходили в одну группу в детском саду.
– Игорь, кто сильнее? Тигр или леопард?
– Лев. Мне папа сказал.
- Лев?
– Да лев. Он большой. – Игорёк показал руками. Впечатлило.
– А давай спросим у пап, когда они вместе.
– Давай.

Побежали на кухню, где папы, налив себе в рюмашки, о чём то весело беседовали. Папы в серьёзных вопросах, конечно же, вызывали большее доверие, так  как их разговоры были более понятны, чем трескотня мам про других тётек.
– Дядя Ваня, – Игорёк спрашивает у моего папы, – А кто сильнее, тигр или лев?

Мой папа, – Тигр, прыгает на три метра вверх, на семь метров в длину.
– Да не. Лев, – Дядя Толя не согласен. Лев то потяжелее будет.
– Да не. Уссурийский то побольше может быть.
– Ну, уссурийский может, может, А бенгальский то поменьше.

Тут оказывается точности то нет. Короче говоря, так и не понятно всё-равно. В общем не узнать. Ну, естественно, авторитет взрослых у нас несколько упал после всех этих дознаваний у родителей, воспитательниц и нянечек.

Тут ещё случилось то, что моя пальма первенства по борьбе уже через три дня пала. Олежек, видимо, узнав где-то как делается подножка, уже не поддавался на этот приёмчик и, более того, использовал его ловчее, чем я. Я проиграл и, в общем, нужно было побеждать на другом поприще.
 
Дома у нас имелось несколько толстых книжек без картинок. У меня возникла мысль: «А не научиться ли мне читать? Во первых, можно будет многое узнать, да и, потом, читать то никто в группе не умеет, стало быть первенство будет обеспечено.

Я взял самую толстую книжку. Открыл, полистал. Всё вроде бы поделено на куски. Я выбрал самый маленький кусочек и направился к маме.
– Мама.
– Да?
– Мама, научи меня читать.
– Да сам научись. Мне некогда.
– Сам?

Мама в перерыве между своими прострочками, –  Да, сам. Буквы выучи и, потом, сам прочитаешь.
– Буквы?
– Да.
– Ну, покажи.
Мама оторвалась от шитья. Села со мной на диван. Начала мне показывать на том куске написанного, который я ей открыл.

– У.
– У?
– Да, у
– Т. – мама говорила тогда не саму букву, а то, как она звучит.  Я повторяю за ней. Таким образом, выучили несколько букв. Мама прочитала мне несколько слов. Я до конца не понял, как же они образуются и неужели написаны совсем другие слова, не так как мы говорим. Мама же читала, – У-у т-т рррр о-о.

Странные тянущиеся слова. Кошмар какой. Я устал. Пока отложил.
На следующий день папа забрал меня из садика. Он вёз меня на санках, на которых я восседал укутанный в красное шерстяное одеяло. Я, конечно, мог бы идти сам, но так было бы дольше.

Обычно я о чём-нибудь думаю, когда еду так в санках. Разглядываю прохожих, думаю кто из них какой, – добрый или злой? Разглядываю детей. Разглядываю витрины магазинов. И вдруг... Я вдруг увидел, что на вывеске над магазином написано УРАЛ.

Это вызвало у меня сначала удивление, а затем восторг. Неужели я прочитал? Нужно убедиться.
– Папа! Папа!
– Что, сынок?
– Папа, тут УРАЛ написано?
– Да, УРАЛ.
– А что такое УРАЛ?
– Магазин так называется.

Сердце бешено забилось. Надо же. Я прочитал!
Читаю следующую надпись, хотя она быстро проплывает уже над головой. Гастро.. дальше «о» между двух незнакомых букв. Папа перевозит меня через дорогу. Ему не до расспросов. Надо их запомнить.

– Папа, а что там было написано?
– Где?
– Мы проехали.
– Спорттовары?
– Нет. Раньше!
– Детский мир?
– Нет.

Ладно, думаю, сам найду эти буквы.
Приехали, забрались на свой третий этаж. Я с ходу, не раздеваясь к своей толстой книжке.

– Папа, папа! Это какие буквы?
– Которые?
– Вот. Эта и эта.
– Эта «н», а эта «м».
Я представил в уме то слово на магазине.
– Папа, а там гастроном написано?
– Где?
– На магазине, где Урал.
– Да, гастроном.
– Урр-аа! Гастроном-м! - потираю руки.

Воодушевлению не было предела.
Папа на кухню. Когда мама задерживалась он варил либо суп, либо макароны по флотски. Я быстренько пытался читать слова, натыкаясь на незнакомые буквы бежал к папе спрашивать их звучание.

Пришла мама.
– Мама, мама, мы мимо Урала гастронома ехали!
– Гастронома Урал.
– Да. Я сам прочитал!
– Хорошо! Молодец!
– Мама, я тебе сейчас слова почитаю!

– Ну ка. – Мама удивлённо снимает пальто и сразу ко мне, сидящему с моей толстой книжкой. Я ей показываю и говорю слова. Она рада. Я ей говорю, что вот, эти, мол, буквы не понятны. Она мне говорит их звучание. Особенное удивление у меня вызывают буквы, которые вовсе не звучат.

Я вроде бы уже читаю, но плохонько. Я чувствую это и перед задуманным мной показательным выступлением в детском саду, решил научиться читать быстро.

Первым моим побеждённым в быстроте чтения стал папа. Он читал, затыкаясь на некоторых словах, которые я стал, после упорных тренировок, читать быстрее, чем он. Мама продержалась на два дня дольше.

И вот он день, когда я решил, что всё готово. Воспитательница читала красочную книжку с большими картинками и буквами. Дети стояли тихо, окружив её, сидящую на стульчике. Я знал, что воспитательницу часто отвлекают и она уходит, положив книжку на стул. Нужно было только подождать. И я дождался! Кто-то её кликнул и она, положив книжку на стул, ушла. Мой час!

Я спокойно взял книжку, сел на стул и стал читать. Читал я уже очень хорошо. Про себя прочитывая текст наперёд, я делал нужную интонацию и дети, затаив дыхание, слушали меня, окружив со всех сторон.

Через какое то время в книжку ткнулся толстый палец нянечки тёти Розы. – а здесь что написано?
Я прочитал.
– А здесь?
– Я снова прочитал.

Тётя Роза, ахнув, исчезла. Через некоторое время появилась большая группа воспитательниц и нянечек. Тогда это было в диковинку. Детей в таком возрасте, у нас в городе по крайней мере, никто не учил читать.
Взрослые тыкали в книжку, переворачивали страницы и просили меня почитать то там, то тут. Восхищение вызывало у них и то, что читал я очень хорошо. С выражением.

Я, конечно, был в этот момент на вершине. Мне были приятны все эти разговоры о талантливом мальчике и некоторый пиетет у ровесников. Иногда приходили какие то незнакомые взрослые и меня просили почитать для них что-нибудь.

Продержалось моё несомненное первенство недолго. Уже через две недели научился читать Анварчик, а ещё через две недели и Игорёк. Мальчики не позволяли находиться на недосягаемой вершине никому. Насчёт девочек – не знаю, я общался только с Танькой. Ну у них другие приоритеты и, вообще, они какие то другие. Мне уже тогда было это известно. Вот так.

А первой книгой, по которой я учился читать, был толстый сборник Ивана Бунина. Другие книги, которые у нас были : «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Поднятая целина» Михаила Шолохова, «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева, «Сборник произведений» Юрия Тынянова., два  учебника по электротехнике и два учебника по швейному делу, журналы мод и

журналы «Работница». Больше всего мне пришёлся по душе, конечно, роман «Как закалялась сталь.» Мне всегда потом хотелось быть похожим на Павла Корчагина. Остальные книги, сами понимаете, были тогда для меня как бы не очень.
 
Прочитав в этих имевшиеся у нас книгах и журналах то, что мне было более менее понятно, я стал читать уже всё, что где-нибудь у кого-нибудь находил. Возникла сильнейшая тяга к чтению. Бабушка смеялась, – «Ты, –  говорила, – совсем как твой дед. Тот, – говорила, – спрячется где-нибудь в амбаре и читает. Целый день мог читать, пока не найдёшь. А работа то стоит.» Родственники с

маминой стороны поговаривали, что я как мой прадед. Тот интересовался всем. Книги у него были религиозные и философские. Какие то предсказания даже делал. Тоже, говорили, был умный, что весьма мне импонировало.

Удовлетворил я свой страшный, чисто литературный голод только к восьмому классу. А началом ему была в нужный момент брошенная мамой фраза, – «Вон книжки научись читать, там всё написано.»

Такая вот история. Всего вам хорошего, дрогой читатель, ну и, если есть дети, чтоб вам тоже так повезло. Удачи!


Рецензии
Интересная история!Захватывает!)
С уважением,
Элла Нелс

Элла Нелс   06.02.2017 14:06     Заявить о нарушении
Спасибо Элла! Мы проживаем несколько жизней, одна из них - детство.

Александр Алатырев   06.02.2017 21:21   Заявить о нарушении