Подскользнулся, упал, очнулся - гипс

"ПОДСКОЛЬЗНУЛСЯ, УПАЛ, ОЧНУЛСЯ  - ГИПС"

Жизнь, так или иначе, всех пробует на излом. Кого раньше, кого позже, но добирается до каждого. Кого в переносном смысле, а кого в таком, что в пору самого переносить. До меня в первый раз добралась в семь лет. Как всегда в таких случаях, выглядело всё довольно глупо.

На премьеру "Неуловимых мстителей" в наш поселковый кинотеатр "Тан" (что в переводе с башкирского значит "Заря") мы ходили по несколько раз подряд. Как сказали бы сейчас: культовый был боевик. Точнее, вестерн. в советской интерпретации. Дух захватывало, когда "бурнаши", подстреленные неуловимыми, на полном скаку вместе с лошадьми кувыркались по песку. Или бандит, получивший пулю, сваливался головой вниз с вагона идущего на всех парах поезда куда-то под откос.
Естественно, что и игры наши детские были, что называется, "в тему".

Зима была, стемнело уже. Мы с другом играли на территории близлежащего детсада. Тема игры была, естественно, военная, Гражданская война была в самом разгаре, мы скакали, сидя на перилах беседки, когда мой друг вдруг вскрикнул: "Меня ранили!" и свалился с этих перил в снег. Дурной пример заразителен, друг был ранен, и скакать как ни в чём не бывало дальше смысла не имело - пуле искать меня долго не пришлось.
Я тут же, весьма натурально свалился вправо, в сторону беседки, где утоптанный снег был не мягче асфальта. Острая боль пронзила правое плечо, я с трудом встал сначала на четвереньки, а потом и на ноги. В глазах потемнело. Пошевелить рукой, и тем более поднять её, я не мог. Прижимая руку к телу, поплёлся в сторону бабушкиного дома. По случаю какого-то праздника, родители и дед с бабушкой сидели за столом и всем было, видимо, весело.
Кое-как сняв в коридоре пальто, я прошёл мимо весёлого стола в другую комнату и лёг на кровать. Боль не проходила.
Сколько я так пролежал, не могу сказать, но когда пир был, наконец закончен, и надо было идти домой, выяснилось, что у меня болит плечо и я просто не могу одеть пальто, и его пришлось просто накинуть на плечи. До больницы было минут 10 ходу. Там, когда потребовалось меня раздеть, пришлось разрезать на мне свитер. Потом погрузили в скорую и повезли в город. Рентген показал, что у меня перелом ключицы. Кости соединили, руку примотали в согнутом положении к телу, и обмазали гипсом.
В таком виде я провалялся дома около месяца. Почему-то запомнилось, как вечерами дед, придя с работы, рассказывал мне сказки и истории из своей жизни, и ещё тыквенные семечки, которые я пытался чистить одной рукой.

Сказки, как я сейчас понимаю, дед выдумывал на ходу. Жаль, что память ничего не сохранила. Истории из жизни, и о службе на китайской границе запомнились лучше. Видимо, подражая ему, я потом рассказывал сказки уже собственного сочинения своим родителям. Они были длинные, как мать говорила, с продолжением. И тоже сожалела, что ничего не было записано - магнитофона в доме не было, а записывать, конечно, никто и не думал.

Через месяц отец снова повёз меня в город, где гипс с меня, наконец, срезали. По пути обратно отец заметил: "Что это ты руку согнутой держишь? Гипса-то уже нет". Но рука какое-то время непроизвольно принимала то положение, к которому привыкла за прошедший месяц. Да ещё правое плечо стало заметно ниже левого -
это уже спасибо костоправам.

Вторая серьёзная травма приключилась со мной в 20 лет. Я занимался бегом, и серьёзно намеревался принять участие в первом уфимском марафоне, который планировали провести в начале сентября. Тренировался я совершенно самостоятельно, постепенно увеличивая дистанцию. Километраж определялся очень просто - я бегал вдоль железной дороги, вдоль которой, как известно стоят не только километровые столбы, но отмечены и каждые сто метров. Летом 1980 года, когда я уже легко пробегал 16 километров, я заработал растяжение связок на правой ноге.

Досадно было, что случилось это опять довольно глупо - на работе, когда я прыгнул через траншею, прорытую для укладки кабеля. Под ногу попался крупный ком земли, ступня в рабочем ботинке подвернулась, и вес тела пришёлся на эту, подвернувшуюся внутрь, стопу. Наверно, не будь за плечами сотен километров и  многочасовых тренировок, я бы ногу, конечно, сломал.

Но это было только растяжение связок. Нога распухла, хотя мне почему-то даже не дали больничного, и на следующий день, привязав к ступне кед, т.к. он на распухшую ногу не налезал, я поехал на работу, и только до автобуса вместо 15 минут хромал полчаса. В тот день меня в компании с другим парнем отправили на одну из подстанций косить траву. Нога постепенно зажила, но боль в месте надрыва возникала даже спустя полгода, когда я, к примеру хотел догнать автобус. И ни о каком марафоне уже не могло быть и речи. Сколько я потом ни пытался достичь той же спортивной формы, мне это так и не удалось, хотя к занятиям бегом я возвращался неоднократно.

Третью травму я заработал уже после 50-и. Опять же, глупее ситуации не придумаешь: нёс два кирпича - по одному в правой и левой руке. Споткнулся, и стал падать лицом вперёд. Пальцы непроизвольно разжались, и кирпичи выпали - упасть, так, по крайней мере, на руки. Так тот кирпич, что был в правой руке, меня догнал - он отскочил от бетонной дорожки, и с ювелирной точностью, которую в нём никак не заподозришь, ударил по кончику мизинца.
 
В результате - перелом самой тонкой его фаланги, откололся самый кончик. Адская боль, надо сказать! Для таких случаев в продаже даже есть алюминиевые шинки (видимо, таких случаев - хоть пруд пруди). Срасталась косточка тоже около месяца.

В общем, мелочи всё это, конечно. Это сознаёшь, когда послушаешь, как ломает, например, парашютистов, когда парашют или параплан не вовремя сложится, или ветер потащит по земле, и не удаётся "погасить" купол.
Или когда альпинисты со скал срываются... Там уже закрытыми переломами не обходится, кости наружу выворачивает - это не с перил беседки упасть. Но всё хорошо, что хорошо кончается, ведь многим бедолагам повезло гораздо меньше...
15.01.17.


Рецензии
Не знаешь,где что случится...Лет 5 назад ехали с вахты ,сидел у открытого окна.Проезжая мимо деревца, его веткой ударило по глазу.С тех пор глаз хуже видит.

Александр Ледневский   09.07.2017 14:50     Заявить о нарушении
да, спасибо, Александр...не зря говорят:
знал бы, где упадёшь, соломку бы подстелил...

Игорь Прицко   10.07.2017 16:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.